Без крови
Речь идет об образцах и пробах крови, волос, костного мозга в зарубежные центры для клинических анализов, а также об образцах человеческих органов, спермы, эмбрионов и клеток ДНК для научных медицинских исследований в рамках международного обмена в гематологии, онкологии, морфологии, молекулярной и генной биологии, а также в фармацевтической и косметической промышленности.
Якобы чрезвычайному решению ФТС предшествовал секретный доклад руководства ФСБ о разработке на Западе так называемого генно-биологического оружия, направленного против нашей страны. По этой версии, ряд крупных зарубежных медицинских центров, в адрес которых поступают биообразцы из России, включены в программу разработки генно-биологического оружия. А его предполагается сделать этнически ориентированным, то есть способным повреждать здоровье представителей русского народа - вплоть до бесплодия и смерти. Напомним, концепцию борьбы с биотерроризмом президент России утвердил еще в 2004 году.
Вчера в Федеральной таможенной службе корреспонденту "РГ" категорически отказались подтвердить или опровергнуть какую- либо информацию о существовании подобного ограничения. "Если такое решение и было принято, то не таможенниками", - коротко заметил глава пресс-службы ФТС Александр Смольяков. И добавил, что таможня только исполняет решения уполномоченных федеральных органов, а не инициирует их. При этом он напомнил о прошлогодней череде акций протеста автомобилистов, связанных с непродуманной Ростехрегулированием процедурой по ввозу иномарок после введения на территории России так называемого экологического стандарта Евро-2. "Вот и теперь таможню выставляют крайней, хотя это не так!" - подытожил глава пресс-службы ФТС.
Между тем столпотворение из представителей десятков российских медицинских, фармацевтических, инновационных фирм, научно-исследовательских лабораторий и институтов, занимающихся легальным вывозом из России "человеческого материала", творилось вчера в Шереметьеве. По некоторым данным, объем отправки только клинических анализов крови российских больных за пределы России в день составляет около тысячи образцов через одну компанию. Таким образом, запрет на вывоз биообразцов касается здоровья тысяч больных. Кроме того, Россия сегодня широко вовлечена в международный рынок клинических фармацевтических исследований. Сейчас здесь, по данным Росздравнадзора, задействовано около 28 тысяч россиян. В основном тяжелые больные, которые согласились стать "тестовой группой" для испытания клинического действия новых препаратов западных фармацевтических компаний. Отраслевые эксперты на фармрынке оценивают рынок исследований в 100-150 миллионов долларов в год.
Представившись "руководителем" одной из подобных фирм, корреспондент "РГ" поинтересовалась у таможенных инспекторов Шереметьевской таможни, правда ли, что существует такой запрет и каким документом регламентирован.
- Да, сегодня все таможенные операции по отправке биоматериалов за границу остановлены.
Есть информация, что из страны их выпускать нельзя. Но это не прихоть таможенников, - подтвердили в Шереметьеве. По словам рядовых таможенных инспекторов, никакой конкретики в связи с этим нет.О мотивах подобного запрета у нас знают один-два человека, лишних вопросов просят не задавать, - сказали "РГ" в Шереметьеве. И добавили, что на все многочисленные устные и письменные запросы компаний, на основании какого документа таможня срывает медицинские контракты с западными партнерами, сотрудникам приказано отвечать: "За разъяснениями обращайтесь в верха!"
Между тем президент общества биотехнологов России им. Ю. А. Овчинникова, доктор биологических наук Раиф Василов скептически оценивает способности западных генных инженеров использовать для атаки на "русский" генофонд экзотическое генное оружие, созданное на основе "русского биоматериала".
"Это из области фантастики, - говорит профессор. - Для того чтобы создавать биогенное оружие, не требуется вывозить биологический материал из какой-либо конкретной страны, а можно создавать его прямо "на месте" - двуногие человеческие особи одинаковы с точки зрения ДНК в любых странах мира, и в этом случае русские не отличаются от американцев или китайцев.
По его словам, практика совместных международных исследований с использованием биообразцов существует давно.
А процедура вывоза из России биоматериалов чрезвычайно сложна, требует многочисленного количества разрешений различных федеральных ведомств. При этом на последних "круглых столах" в Госдуме, посвященных проблеме создания новых биотехнологий и международного сотрудничества в этих областях, не раз ставился вопрос об упрощении таможенных процедур по вывозу-ввозу биоматериалов. Ведь ознакомление с биоматериалом идет в обе стороны: западные коллеги предоставляют свои образцы, российские - свои. При этом Россия значительно отстает от западных партнеров, а значит, теряет конкурентоспособность в таких областях медицины, как гематология, онкология, генная инженерия.В Центре общественных связей ФСБ ситуацию с биообразцами на границе нам не прокомментировали, сославшись на то, что они не располагают какими-либо сведениями о такой проблеме.
И вообще, сказал нам сотрудник, если проблема действительно существует, то она относится к сфере таможенной службы.
Однако неофициальный источник в этом ведомстве рассказал корреспонденту "РГ", что основания для разговоров на эту тему имеются. Правда, подтвердил он, занимается проблемой действительно не ФСБ, а структуры, связанные с регулированием фармацевтического рынка в стране.
По его словам, на этом сегменте рынка достаточно много проблем и там не все прозрачно. Поэтому, сказал он, готовится новый закон, который должен будет ввести отношения участников рынка в правовое русло.
Но пока такой закон не принят. Он при этом не исключил, что на таможне могло быть отдано в превентивном порядке распоряжение притормозить отправку биоматериалов.Что касается причастности ФСБ к инициированию подобного запрета, о чем сообщили некоторые СМИ, то наш источник прокомментировал его не без юмора, с помощью известного анекдота. Смысл шутки - не надо пристегивать друг к другу совершенно разнородные части тела. У спецслужбы немало проблем, сказал он, над которыми она работает и о результатах непременно докладывает президенту. Поэтому где бы и что ни случилось, всегда можно сказать, мол, "об этом ФСБ информировала высшее руководство".
Между тем
Вчера РИА "Новости" распространило заявление заместителя министра здравоохранения и социального развития Владимира Стародубова. По его словам, ведомство не имеет никакого отношения к запрету на вывоз биоматериалов человека, а конкретные больные, которые лечатся, от запретов таможни не пострадают.
Стародубов отметил, что "решение таможенников касается вывоза больших партий биообразцов, которые не имеют отношения к лечению конкретных пациентов".
"Люди от этого не пострадают", - успокоил замминистра.
Борис Ямшанов, Михаил Фалалеев, Татьяна Зыкова
Российская газета
Ваш комментарий