Спасите наши нервы
В уральский межтерриториальный нейрохирургический центр имени профессора Шеффера направляют самых сложных больных со всего Урала. Каждый год здесь проводится почти 800 сложнейших операций. О том, на каком уровне сегодня находится нейрохирургия отдаленных от столицы регионов, корреспондент "РГ" беседует с руководителем центра, членом Всемирной и Европейской ассоциации нейрохирургов, заслуженным врачом РФ профессором Владимиром Саковичем.
- Владимир Петрович, можно говорить о положительных изменениях в нейрохирургии?
- Я практикую 42 года. И то, чего достигла медицина в целом, и нейрохирургия, в частности, за это время, заслуживает уважения. Мы можем власть ругать или не ругать, но наше время предоставило огромные возможности. В советские годы нам говорили: пишите заявку на оборудование. Мы писали. А результата не было, потому что не было ничего. А если и появлялась современная техника, то ее отправляли в столичные клиники. Сейчас же у нас, например, постоянно обновляется оборудование за счет поддержки из областного бюджета.
Прежде всего, и это очень важно: изменилась диагностика. Ведь правильно поставленный диагноз - половина успеха операции. Если нейрохирург точно представляет картину заболевания, он действует более уверенно. В итоге - существенное снижение смертности при онкологических и нейроонкологических патологиях. Мы стали оперировать таких больных, от которых раньше отказывались.
- Вы сказали, что нейрохирургия сделала большой шаг вперед. Каковы тенденции дальнейшего развития?
- Во-первых, мы стремимся к малоинвазивному, то есть к малотравматическому вмешательству. Раньше были операции открытые, сейчас все реже требуется глобальное хирургическое вмешательство. То есть научились бороться с достаточно сложными патологиями, и при этом следов не остается. Новой становится хирургия позвоночника: теперь мы можем заменить позвонок или укрепить его. Пока нейрохирургия не может похвастаться достижениями в лечении внутримозговых опухолей. За последние годы не было достигнуто ничего. Но тут мы надеемся не только на себя, но и на фармакологическую отрасль.
- Уровень оказания помощи в Екатеринбурге значительно отличается от столичного?
- Центр создан еще в 1948 году и на очень хорошей базе. Нейрохирургия в Екатеринбурге уже тогда была на высоком уровне. И сейчас перечень услуг, которые мы оказываем, ничуть не уже, чем в московских или в питерских клиниках. Например, у нас одна из лучших в стране стереотоксическая операционная с полным комплектом оборудования. Это позволяет попасть в заданную точку черепа, чтобы снять симптомы того или иного заболевания, без обширного хирургического вмешательства. Много и успешно проводим операций на позвоночнике и спинном мозге,
в том числе и при опухолевых заболеваниях.Особенность клиники еще и в том, что мы можем не только оперировать, но и применять другие методы воздействия на организм больного: имею в виду химиотерапию, лучевые излучения, ультразвуковую методику. Такое дано далеко не каждому учреждению России. Поэтому у нас необходимость посылать больных в Москву, в Санкт-Петербург возникает редко, хотя мы очень дружны со столичными коллегами.
Другое дело, что у россиян в последнее время изменился менталитет. Состоятельные люди принципиально хотят лечиться в Москве и за рубежом, естественно, платно. Кстати, в тех клиниках, которые считаются ведущими в нейрохирургии, работает очень много наших специалистов, вышедших из школы Шеффера.
- Кто оплачивает лечение в Межтерриториальном нейрохирургическом центре?
- В принципе за оперативное вмешательство, содержание в стационаре, обслуживание, диагностику платит Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Если пациент из Свердловской области, то он просто приходит со своим страховым полисом, а если из другого региона, то вместе с полисом он должен принести гарантийное письмо, что их фонд готов оплатить лечение. Проблема в том, что у ТФОМСов не всегда есть деньги, и часто больным, которые поступают из других регионов,
приходится самим оплачивать свое лечение.Но это еще не все. Мы работаем по медико-экономическим стандартам, которые сделаны в 1994 году. Для определенного заболевания прописаны стандарт лечения, диагностики, количество дней пребывания в стационаре и так далее. И в расчете из этого выделялись деньги. А вы посмотрите, насколько медицина за 13 лет продвинулась! К примеру, когда только начали проводить внутрисосудистые операции, мы сами делали трубочки для сосудов, сушили их на лампочке. Сейчас же все по-другому.
Несколько фирм в мире выпускает аппаратуру нового поколения, а это очень дорогой инструмент. Стоимость расходного материала для внутрисосудистых операций от 70 до 300 тысяч рублей, в зависимости от патологии. ТФОМС за это не платит. Что делать с такими больными? Сами они не могут заплатить, в федеральные центры их не отправить, потому что там строго выделенное количество мест. Да и федеральным центрам возмещают по квотам тысяч 140. А за все остальное кто платит?
- Действительно, кто?
- Парадокс в том, что из других областей к нам такие больные тоже поступают. Некоторые, конечно, платят сами, за кого-то перечисляет деньги предприятие. В основном же расходы на лечение компенсируют областные министерства здравоохранения. А в Свердловской области,
как и во многих других, министерство здравоохранения не готово платить за наших больных. Мы уже и в минздравсоцразвития обращались, и в облдуму письмо писали - безрезультатно! И так по всей России.- В связи с изданием приказа минздравсоцразвития пациенты, которым требуется оказание высокотехнологичной помощи, должны направляться в федеральные центры. И ведь есть специальный перечень учреждений, преимущественно в Москве, где больные могут получить помощь?
- Есть. Но, например, в прошлом году было всего две квоты на лечение в институт Бурденко. Что делать остальным пациентам? Мы не можем брать их, потому что нам их лечение никто не оплачивает. И это просто беда.
Мы-то готовы хоть каждый день оперировать, а что толку? Решать все эти проблемы надо вместе с министерством финансов и минздравсоцразвития.
Справка "РГ"
Владимир Петрович Сакович выпускник Свердловского государственного медицинского института. Профессор кафедры нервных болезней и нейрохирургии УГМА. Заслуженный врач РФ. Автор более 150 научных печатных работ и одного изобретения. Почетный член Ассоциации нейрохирургов России, член Всемирной и Европейской ассоциации нейрохирургов.
Ольга Мелкозерова
Российская газета
Ваш комментарий