Йе-йе-йе-йе-йееее!
В День защиты прав потребителей, который весь мир отмечал вчера, корреспондент «МП» решила поставить точки над «i» в вопросе о пищевых добавках. Я уже точно не помню, когда у нас впервые заговорили про них, зато помню, как несколько лет назад знакомые метались по Москве в поисках какой-то газеты, опубликовавшей полный список ужасных «Е». Шума та статья наделала много. В мою память отчетливо врезался «ракообразующий Е 330».
Неологизм «ракообразующий» вызывает столько же недоумения, сколько и миф, будто наличие на продукте буквенно-цифрового индекса делает изделие вредным или даже ядовитым. Некоторые потребители и по сей день пребывают в уверенности, что с приходом на отечественный рынок продуктов, на упаковках которых указаны непонятные индексы, начался продуктовый геноцид. Это совершенно неграмотное понимание ситуации.
Пищевые добавки, эти самые «Е», — вовсе не изобретение нашего века. Среди них, между прочим, соль, сода и пряности, известные людям с незапамятных времен. Вы спросите, отчего же тогда не называть добавки на упаковках своими именами? Зачем активированному углю присваивать порядковый номер Е152?
В этом отчасти виноваты сами потребители, которые сумели провести законы об обязательном информировании граждан о составе продуктов питания. В России такой закон тоже существует. А теперь попробуйте-ка отобразите на клочке упаковки, отведенном как раз под «состав», натриевую соль рибофлавин 5-фосфат, цитрат натрия 3-замещенный и еще многочисленные сложные названия добавок, изобретенных уже в век высоких технологий.
Позвольте маленькое лирическое отступление. Только с помощью трудно выговариваемых добавок удалось создать большой ассортимент аппетитных, долгохранящихся и при этом менее трудоемких в производстве продуктов. Благодаря им в нашей потребительской корзине появились мультифруктовые соки, не киснущее молоко и не черствеющий хлеб.
Итак, вернемся к теме: как уместить на маленькой пачке жевательной резинки два десятка названий веществ, входящих в ее состав? Никак. Поэтому было принято решение обозначить пищевые добавки буквами и числами и опубликовать эти обозначения в открытой печати.
Так возникли индексы «Е» (от «Европы»). После буквы «Е» стоит число, обычно трехзначное.Первая сотня (коды Е100–Е182) отдана красителям, усиливающим или восстанавливающим цвет продукта. Вторая сотня (коды Е200–Е299) — консервантам, повышающим срок хранения продуктов за счет защиты их от микробов, грибков и бактериофагов. В эту же группу включены химические добавки и дезинфицирующие вещества. Третья сотня (Е300–Е399) — регуляторам кислотности, защищающим продукты от окисления, например от изменения цвета нарезанных овощей и фруктов. Кстати, «ракообразующий» Е330 оказался всего лишь лимонной кислотой.
Затем идут Е400–Е499 — стабилизаторы, загустители, эмульгаторы, назначение которых — сохранять заданную консистенцию продукта, а также повышать его вязкость. Е500–Е599 — регуляторы pH.
Е600–Е699 — ароматизаторы, усиливающие вкус и аромат продукта. Е900–Е999 — антифламинги, снижающие образование пены. Е1000–Е1521 — все остальное, а именно: глазирователи, разделители, герметики, улучшители муки и хлеба,
текстураторы, упаковочные газы, подсластители. Пищевых добавок под номерами Е700–Е899 пока не существует, эти коды зарезервированы для новых веществ, появление которых не за горами.Все эти Е обеспечивают практически вечную молодость продуктов и их привлекательный внешний вид. Однако существует черный список пищевых добавок, которые запрещены в нашем пищепроме. Назло паникерам, их можно пересчитать по пальцам: Е121 — цитрусовый красный краситель, Е123 — краситель амарант, Е240 — консервант формальдегид.
Правда, защитники прав потребителей могут мне припомнить, что всего несколько лет назад эти запрещенные добавки, от которых могут появляться не только дерматиты, но и злокачественные опухоли, использовались очень активно: в популярной газировке, вкусных леденцах и цветном мороженом. Кто знает, может, среди разрешенных, но до конца не изученных Е тоже есть опасные для здоровья.
- Надо принять как данность, что без добавок пищепром больше существовать не может, - заметила Елена Новикова, доктор медицинских наук,
врач Института аллергологии и клинической иммунологии. - Не многие согласятся, например, есть серо-зеленую колбасу. А она будет именно такой, если из нее убрать консервант Е250, придающий мясным изделиям аппетитный оттенок. Иногда наличие пищевых добавок в продуктах – это плюс. Они помогают ликвидировать болезни, связанные с недостатком того или иного элемента. Так ушли в прошлое хейлоз, ангулярный стоматит, себорейный дерматит. С другой стороны, есть совсем неизученные добавки.А есть те, которые разрешают в одной стране, а в другой запрещают. Например, в Европе запрещен к производству Е425, который применяется для ускорения процесса соединения плохо смешиваемых веществ. Его изъяли из производства после того, как было зафиксировано несколько случаев удушья у маленьких детей, в дыхательные пути которых попадал плохо растворяемый слюной жевательный мармелад, высокая плотность которого достигалась посредством этой добавки. Зато у нас Е425 разрешен.
Галина ВЛАДИМИРОВА
Московская правда
Ваш комментарий