Вирусы, гены и канцерогены...
Нобелевские премии трех последних лет имеют самое прямое отношение к разгадке механизмов возникновения рака, хотя происходят из совершенно разных областей биологии. Эти работы могут уже в скором времени дать новые подходы к лечению.
Кого не видно в микроскоп
Мало кто знает, что корни этой нобелевской тройки начали прорастать около 100 лет назад. Почти век минул с того момента, когда наш выдающийся ученый и нобелевский лауреат Илья Мечников выступил на раковом конгрессе в Париже и заявил, что рак вызывается самым мелким "вирусом, который не виден даже в самый сильный микроскоп". А в это время по другую сторону Атлантики молодой сотрудник Рокфеллеровского института Питер Раус бился над выделением "фильтрующегося агента", вызывающего саркому. Обоих много позже цитировал наш выдающийся вирусолог Лев Зильбер, открыватель вируса таежного энцефалита и автор вирусо-генетической теории рака.
Зильбера арестовали и держали в тюрьме, где он полусекретно работал над разработкой своей концепции. Об этом от своего осведомителя узнал генерал МГБ, у жены которого обнаружили рак груди. Генерал надеялся, что Зильбер сможет помочь. Усилиями генерала и создательницы советского пенициллина Татьяны Емельяновой зэк Зильбер был освобожден и смог вплотную и продуктивно заняться своими экспериментами.
В 60-е годы медицинская Москва шумела в предвкушении и после бурных дискуссий "двух Львов" - Зильбера и Шабада, один из которых считал, что рак вызывается вирусами, второй - химическими веществами (канцерогенами). Если бы они знали, насколько рак многолик, коварен и зол! На протяжении века "плотного" исследования этого заболевания открыто не меньше сотни механизмов его возникновения.
Три премии
Исследования некоторых таких механизмов и попали в ту самую нобелевскую тройку. Сначала премию за 2005 год вручили открывателям знаменитого теперь микроорганизма хеликобактер пилори - Неlicobacter pylori (helix - по-гречески круг, спираль, отсюда геликоптер, то есть вертолет). Неожиданностью было то, что бактерия сама по себе может вызывать рак желудка, что поначалу, особенно на фоне успехов молекулярной онкологии, делающей упор на гены, было неожиданно.
Хотя еще в 1927 году датский профессор патологии Йонс Фибигер получил Нобелевскую за открытие желудочного паразита - личинки тропического таракана, также вызывающего рак желудка. Фибигера незаслуженно объявили фальсификатором, и сорок долгих лет "нобелевцы" ничего не желали слышать о раке. Лишь в 1965 году премию дали заслуженному американскому вирусологу Френсису Раусу, который за 55 (!) лет до того открыл первый раковый вирус, получивший название вируса саркомы Рауса (RSV).
Через два десятилетия было сделано совершенно неожиданное открытие: вирус является всего лишь "переносчиком" клеточного гена,
мутация которого приводит к "озлокачествлению" клеток. Ген и кодируемый им белок получили название sarc ("сарк" - от "саркома") и были провозглашены первым онкогеном. Открытие src через несколько лет было отмечено Нобелевской премией. Такова предыстория.На следующий год после хеликобактера (2006) Нобелевскую премию присудили за открытие микро-РНК. Всем известно еще со школы, что РНК - это нуклеиновая кислота, которая копирует гены и передает информацию для синтеза белков. Однако никто себе и представить не мог, что РНК может "глушить" работу генов. Так был открыт совершенно неожиданный и в то же время очень древний механизм регуляции активности генов.
И наконец, в нынешнем, 2007-м году премию вручили за разработку методов выделения и манипулирования мышиных стволовых клеток. Как уже говорилось, все три премии имеют непосредственное отношение к изучению механизмов рака.
Сегодня уже выделены стволовые раковые клетки, мутации в генах которых приводят к развитию лейкемии, опухолей мозга, печени и сердца. Кстати, на молекулярном уровне активность стволовых клеток постепенно слабеет по мере старения организма. Таким образом - и это также является открытием последних двух лет, - старение является защитным механизмом против рака, поскольку направлено на прекращение деления клеток.
Ключ к действию
Последнее достижение голландских ученых из исследовательского института в Утрехте связано со стволовыми раковыми клетками тонкого и толстого кишечника.
Теперь эти клетки можно не только "пощупать", но и увидеть. Их свечение в темном поле микроскопа особенно впечатляет. Теперь онкологам будет проще следить за развитием опухолей и оценивать эффективность лечения.Опухоль сама по себе была бы не так опасна: ее можно удалить. Но чаще всего с ней не удается справиться из-за ее способности к метастазированию. А оно, как выяснили ученые Массачусетского технологического института, по крайней мере при раке груди, вызывается теми самыми микро-РНК (Нобелевская премия 2006 года). Им удалось выделить из клеток метастазов микро-РНК, которая подавляет гены, блокирующие деление клеток, и, напротив, активирует работу как минимум с десяток генов, отвечающих за миграцию клеток, что приводит к образованию метастазов. Теперь перед учеными открыт по крайней мере один из путей борьбы с раком: надо предупредить образование этой "зловредной" микро-РНК.
Но одно из самых последних открытий связано с тем же самым хеликобактером. Сотрудники Лейпцигского университета сумели раскрыть секрет онкологического воздействия микроорганизма на клетки слизистой желудка. Оказалось, что он "протыкает" клеточную оболочку с помощью своего "белкового шприца", называемого "пилюс". Многочисленные пилюсы, внешне весьма похожие на заправочные шланги автомобилей,
синтезируются за какие-то полтора часа. После чего в клетку впрыскивается онкобелок. А потом в дело вступает уже упоминавшийся фермент sarc. Активированный микробный онкобелок запускает неудержимое деление клеток. В итоге получилось, что открытие столетней давности позволяет связать воедино два механизма возникновения рака - микробы и химические вещества.Раскрытие этого сложного способа воздействия хеликобактера на клетки слизистой желудка позволяет надеяться на разработку новых препаратов, которые не позволят микробу "впрыскивать" свой белок в оболочку клетки. В то же время получение этого белка (пилюса) в чистом виде позволит создать вакцину против активных форм хеликобактера. Обезвреженный, он не так уж и страшен, пусть себе живет, как живут многие другие микроорганизмы в человеческом организме.
А вот против некоторых типов вируса папилломы, способных преобразовывать клетки слизистой шейки матки в раковые, эффективная вакцина уже создана и продается в аптеках Европы и Америки. Вирусные белки "производятся" в клетках хлебных дрожжей, а затем в виде раствора вводятся с помощью прилагаемого шприца. Вакцину врачи особенно рекомендуют юношам и девушкам пубертатного возраста, вступающим в период активных сексуальных отношений.
Игорь Лалаянц, кандидат биологических наук
Ваш комментарий