Ваш регион

Москва

Нужна ли эстетическая медицина здоровым людям

Относительно новое направление в науке – эстетическая медицина – включает в себя дерматокосметологию, пластическую хирургию, эстетическую стоматологию и флебологию. Для кого-то эстетическая медицина – панацея от всех проблем, связанных с внешностью, для кого-то она недоступна по финансовым соображениям, и потому к ней не относятся никак, а для кого-то момент обращения к услугам эстетической медицине оборачивается разочарованием, если не трагедией.

О психологическом аспекте эстетической медицины сегодня будут говорить мои гости: врач, дерматокосметолог Ирина Кулакова и семейный психотерапевт Марина Берковская.

Давайте начнем с опроса москвичей. Михаил Саленков спрашивал прохожих: «Злом или добором в большей степени, на ваш взгляд, является эстетическая медицина?»

  • Не знаю. Не зло и не добро, по-моему. Потому что кому-то это идет, а кому-то это совершенно не нужно. Не нравятся мне, честно говоря, все эти искусственные манипуляции – грудь и так далее. Естественно все-таки лучше, здоровее. В общем, по всем параметрам, по-моему, все, что дано природой, должно быть от природы.
  • Я думаю, добро. Потому что помогает людям быть красивее, а значит – адаптироваться к внешней среде, быть более коммуникабельным и так далее. То есть хорошо выглядеть – хорошо работать и так далее, отсюда все вытекает.
  • Фифти-фифти. Всякое удаление волос, бородавки – это да. Естественно, если у человека какие-то уродства, которые мешают ему жить, - это да. А худеть, я считаю, надо другими способами. Финал, в общем-то, не очень хороший. Я считаю, что если действительно дикая какая-нибудь кривизна ног, нос какой-нибудь, конечно, девушке от этого плохо. А если, извините, у тебя минус 1, то не надо делать плюс 6 – я про грудь.
  • Добром. Красота спасет мир. Если хочешь быть красивым, то надо стараться это сделать. Допустим, мне это близко, потому что лицо все в шрамах, и я бы с удовольствием обратился в такую организацию. Финансово пока не могу.
  • Вряд ли злом. Но и уж совсем положительно – тоже не знаю. Каждый сам для себя выбирает. Мне это не нужно. Что естественно, то не безобразно. Если человек нуждается в этом, если он для себя решил, что ему это нужно, то это его решение, это его право.
  • Наверное, добром. Потому что это хорошо и приятно. Это позволяет людям лучше жить, комфортнее где-то, удобнее, лучше себя чувствовать, увереннее и все такое.
  • На мой взгляд, злом. Ну, учитывая то, сколько мы читаем, что разные преступники пользуются косметической медициной, и их очень сложно поймать потом. Я не имею таких комплексов. Я считаю, что каждый любит свое лицо насколько, если он без комплексов, что не будет прибегать к медицине.
  • Если это делает человека красивым, то я на 100 процентов «за». У меня есть знакомые, которые пользовались этим, и я хочу сказать, что это не только улучшение эстетического вида, но и еще душевная радость у человека, что он выглядит прекрасно.

Татьяна Ткачук: Для меня любопытным в этом опросе было то, что мужчины в основном выступили в роли сторонников эстетической медицины, и, в общем, такой гимн красоте мы услышали в этом опросе, а вот женщины повели себя довольно своеобразно. У меня сложилось такое ощущение, что женщины бы предпочли, чтобы их любили и принимали в их абсолютно первородном и первозданном виде: «что естественно, то не безобразно» - как сказала одна женщина. Ну, о деталях мы еще поговорим позже.

Я предлагаю сразу договориться, что сегодня мы не будем говорить о случаях, когда вмешательство специалистов эстетической медицины показано по состоянию здоровья пациента: например, если корректируются дефекты, полученные в результате несчастных случаев, или в ситуациях исправлений врожденных уродств и так далее. Мы говорим исключительно о ситуациях, когда здоровый человек обращается к медикам с идеей улучшить что-то в своей внешности, исходя из чисто эстетических соображений.

И – мой первый вопрос Марине Берковской. Людей, полностью довольных своей внешностью, можно встретить крайне редко. И все же одни смиряются с данным Богом и родителями, а другие решаются вмешаться в эту данность и стать еще краше. О чем для вас, как для психолога, это говорит: о смелости и трусости; об активной или пассивной жизненной позиции или, на самом деле, о неумении найти гармонию внутри себя и принять себя таким, какой ты есть?

Марина Берковская: Практически могут встречаться все три случая. Дело в том, что исправление того, что дано Богом и родителями, то есть такое кардинальное изменение внешности, - это область пластической хирургии. И если это не прямые показания (о чем вы, Таня говорили) после уродующих операций, врожденные уродства, автомобильные катастрофы и так далее, а просто человеку хочется в корне изменить свою внешность, - тут должен разбираться хирург, психолог, иногда психиатр. Но вообще эстетическая медицина не меняет то, что дано Богом и родителями. Она улучшает то, что дано Богом и родителями, для того чтобы человек достиг внутренней гармонии. Он не становится еще красивее, он становится таким красивым, как его создал Бог.

Татьяна Ткачук: Каким его задумал Бог точнее.

Марина Берковская: Да, каким его задумал Бог.

Татьяна Ткачук: Задумал, но недоработал…

Марина Берковская: Или человек родился красавцем, а потом вот как-то расслабился. И вот это, конечно, нужно исправлять, потому что Бог создал нас по образу и подобию своему.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Марина. Ирина, о чем говорит ваша практика, как врача: изменения, которые хотят в свою внешность внести пациенты и пациентки, чаще всего бывают оправданы какими-то объективными причинами или все же чаще вы сталкиваетесь со случаями, когда желание пациента навеяно модой, подсмотрено у кого-то (вот такой рисунок губ или носа)? Что чаще в жизни реально встречается?

Ирина Кулакова: Конечно, в эстетической медицине желание пациента имеет достаточно большое значение. Но все-таки в области эстетической медицины, как и везде, есть четкие показания и противопоказания для каких-либо вмешательств. И перед тем, как приступить к каким-либо манипуляциям проводится достаточно длительная беседа с пациентом, собирается анамнез, и только после этого применяется уже какой-либо метод, который в купе после показания совместно был найден.

Татьяна Ткачук: Вы сейчас говорите о том, полезно ли для здоровья или, скажем так, не вредно ли для здоровья пациента то, что пациент с собой хочет сделать, а у меня вопрос был немножко в другом. Приходит человек и говорит: «Я хочу изменить форму носа». Я понимаю, что вы не пластический хирург, но в данном случае вы у нас отвечаете за эстетическую медицину. Вы смотрите на это лицо. Вот что случается чаще – действительно реально и объективно этому человеку нужно менять форму носа, для того чтобы быть красивым, или нос вполне пристойный и это просто какая-то блажь, каприз (посмотрела фотографию любимой актрисы, хочет быть на кого-то похожим)? Все-таки что чаще – каприз или необходимость?

Ирина Кулакова: Когда как. В принципе, человек может быть недоволен и своим носом, и какими-то вещами, которые природа дала человеку, но они ему каким-то образом не нравятся, он по этому поводу комплексует. В любом случае проводится беседа, объясняется ход операции, каким образом это все будет проходить, насколько тяжело, какие осложнения. И обязательно, в принципе, делается компьютерная проекция, показываются фотоснимки, как это будет выглядеть после проведения операции.

И принимается уже решение, стоит ли это делать. Без желания пациента, естественно, никаких манипуляций проводиться не будет. Но всегда готовится человек и все, в принципе, знает.

Татьяна Ткачук: Спасибо. Сегодняшняя эстетическая медицина предлагает очень много программ для мужчин – это и косметологические процедуры по уходу за кожей, и борьба с морщинами, и коррекция фигуры, и лазерная эпиляция… Ну, фактически все, женщины делают, могут себе позволить и мужчины. Марина, есть в обществе две точки зрения. Первая гласит, что мужчина тоже должен следить за собой, не брезгуя никакими современными научными возможностями. И вторая, куда более распространенная, что мужчина, который обращается к специалистам по эстетической медицине, – это уже не мужчина, а что-то такое среднеполое. Какой взгляд вам, как психологу, ближе? И почему, несмотря на такое бурное развитие эстетической медицины во всем мире в последние годы, тем не менее, среди наших ближайших знакомых, друзей и родственников все-таки бытует вторая точка зрения, а не первая?

Марина Берковская: Мне, безусловно, как психологу и как женщине, ближе первая точка зрения. Просто давно прошли те времена, когда большинство людей занималось тяжелым физическим трудом, и тогда, естественно, обветренное, обмороженное лицо, сточенные зубы, пропотевшая рубаха с пятнами соли говорили о выносливости мужчины, о том, что он работоспособен. Сейчас это говорит только о том, что он засранец. Поэтому, безусловно, мужчина, который уважает себя, уважает свою женщину, уважает окружающих его, он следит за собой. А вторая точка зрения ближе, потому что женщины исторически как-то все-таки расстраиваются, увидев в зеркале то, что им не нравится, и начинают по этому поводу что-то делать, что не очень приятно; а мужчины, они же так не любят, когда им больно, когда их ограничивают, куда проще сказать: «Я мужественный, я мачо, поэтому я буду ходить, как первобытный охотник, в шерсти».

Татьяна Ткачук: Спасибо, Марина. Социологические опросы показывают, что к пластической хирургии чаще всего прибегают жены так называемых новых русских, звезды шоу-бизнеса, помешанные на своей внешности модницы, которые именно на свою внешность «ловят» обеспеченных мужчин. С женщинами более или менее понятно. Сейчас мне любопытно другое. Ирина, каков социальный слой мужчин, обращающихся в центры и клиники эстетической медицины, что это за люди?

Ирина Кулакова: Хотелось бы отметить, что количество мужчин, приходящих в салоны красоты и медицинские центры, стало значительно больше. И это мужчины обеспеченные, работающие, успешные, которые просто хотят хорошо выглядеть.

Татьяна Ткачук: Что это за мужчины – обеспеченные, работающие? Вот кто они по профессиям, по возрасту?

Ирина Кулакова: Это бизнесмены, это люди общественных профессий, выступающие на публике. И достаточно большое количество людей, которые просто хотят выглядеть хорошо и хотят за собой ухаживать.

Татьяна Ткачук: Согласитесь, что некий стереотип все-таки, что в зале салона красоты скорее должна сидеть женщина, скажем, с тем же маникюром или педикюром, чем мужчина, - все-таки это впечатление сохраняется? И многие мужчины говорят: «Я же не женщина, чтобы туда идти. Я способен сам себе дома подстричь ногти. А волосы из подмышек – я же мужчина, а не женщина, почему я должен их удалять?» Вот те люди, те мужчины, которые начинают ходить в клиники эстетической медицины и что-то с собой делать, с вашей точки зрения, это какие-то особо прогрессивные мужчины, они больше читают западную прессу и прислушиваются к тому, что это современно, модно и это делают многие мужчины на Западе? Это те,

кого удается убедить подругам, что лучше педикюр делать в салоне, чем мучиться дома или ходить с мозолями на пятках. Вот что это за мужчины? Среди моих знакомых нет мужчин, которые ходят в центры эстетической медицины.

Ирина Кулакова: Ну, может быть, просто они вам не говорят о том, что они туда ходят. На самом деле это обычные, нормальные мужчины, которые, в принципе, ничем не отличаются от тех же самых женщин. Женщина, когда приходит в салоне, она хочет выглядеть хорошо и нравиться окружающим. Мужчина тоже хочет выглядеть хорошо и также производить впечатление на нас, женщин.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Ирина. Марина, тогда скорее вопрос к вам. Женщины, как правило, не скрывают того, что они пользуются услугами косметологов. Конечно, о пластических операциях предпочитают не говорить, как раз этот момент скрывается, но вообще посещение какого-то центра красоты никакой тайной не является. Они охотно делятся друг с другом телефонами, координатами хороших специалистов, врачей-дерматокосметологов. Вот сейчас у Ирины прозвучало такое предположение, что мужчины гораздо больше, чем мы думаем, обращаются к этим самым специалистам, но скрывают этот момент. С чем все-таки этот связано, почему такое табу на эту тему наложено? Может быть, это какой-то миф в мужском сообществе, что это не очень мужественно, не очень достойно мужчины – всем этим заниматься?

Марина Берковская: Вообще это такой мужской миф, который касается не только эстетической медицины, но и медицины вообще. Это женский способ получения внимания и как бы повышений своей самооценки: у меня есть возможность заниматься своим здоровьем и я так о себе забочусь, о своей внешности, чтобы нравиться мужчинам. Мужчины, в общем-то, и по врачам не ходят, а если и ходят… вот не могу себе представить мужскую компанию, которая обсуждает, какой хороший уролог, какой хороший парикмахер, «дай телефончик».

Действительно, такой мужской миф, что мужчина на такие глупости внимания не обращает, он весь такой герой и умирает стоя, а не живет на коленях. А так Ира права, да ходят они, конечно, но кто же вам об этом скажет?

Татьяна Ткачук: Интересно. Но, послушаем, может быть, у нас слушатели проявятся – мужчины обычно много звонят на программу «Личное дело», послушаем их точку зрения.

Говорят, что есть две школы эстетической медицины – это американская – она более стандартная и унифицированная, потому что красота в этой стране давно поставлена «на поток», и европейская – более индивидуальная, где для каждого пациента есть только одно решение, дающее оптимальный результат. Возникает такой вопрос. Получается, что практически любой специалист эстетической медицины должен быть хорошим психологом? Ирина, так ли это? И входит ли в специализацию специалиста эстетической медицины психология как наука, изучаете ли вы ее?

Ирина Кулакова: Да, конечно, мы ее изучаем. Но вообще психология и психотерапия как наука вышла из медицины. И косметолог, как и любой врач, лечит не только руками, он лечит и словом. Во время приема пациента у нас достаточно много времени для того, чтобы и побеседовать, и решить многие проблемы, и, соответственно, выслушать не только косметологические жалобы, но и душевные.

Татьяна Ткачук: Скажите, а с коммерческой точки зрения, к вам пришел пациент, вы, как специалист, видите, что ему не нужна та помощь, за которой он обращается, но для вас это заработок, вы понимаете, что пришли живые деньги, которые вы можете заработать… Вот для меня всегда было любопытно, как вы профессионально поступаете в этом случае – отговариваете или, если, в общем, противопоказаний по здоровью нет, то вы делаете то,

что пациент хочет?

Ирина Кулакова: Если человеку это показано, если его внешность при этом будет улучшена, ему это пойдет на пользу, то почему бы это ни сделать? Соответственно, если это противопоказания для здоровья, если ему это на пользу не пойдет или будут достигнуты более худшие результаты, то, естественно, приходится отказывать.

Татьяна Ткачук: Марина, вы, как психолог, в своей практике работаете с клиентами с массой проблем, в том числе, конечно, вы сталкиваетесь с людскими комплексами чаще и больше, чем кто бы то ни было другой. У вас бывали такие случаи, когда вы советовали своим клиентам попытаться что-то изменить в своей внешности для того, чтобы обрести какой-то новый взгляд на мир, более позитивный, больше поверить в себя? Или такой прямой связи между работой двух специалистов, присутствующих сегодня у меня в студии, нет?

Марина Берковская: Для меня такая прямая связь есть, и у нас с Ириной много общих клиентов и клиентов. И меня скорее удивляет другое. Когда я демонстрирую себя и говорю, что у меня прекрасный доктор-косметолог, вы знаете, вам просто необходимо для улучшения того эффекта, которого мы с вами достигли, немножечко заняться собой, - а люди отказываются. Вот как раз у нас с Ириной есть сейчас общая клиентка, я с ней немножко поработала и сказала: «А теперь, как бы ни сложились ваши отношения с мужем, вот немножечко Ирочка с вами поработает – и тогда вы будете разговаривать с мужем совсем с других позиций, с позиций красавицы неописуемой. И, по-моему, очень замечательно у нас девушка ходит к Ирине.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Марина. Мы примем первый звонок. Петербург, Константин, мы слушаем вас. Добрый день.

Слушатель: Здравствуйте. Я бы хотел получить ваш комментарий вот по какому вопросу. Скорее даже вопрос к психологу. В природе мужские особи всегда более ярко окрашены и таким образом привлекают к себе внимание, потому что мы с животными имеем общую цель – продолжение рода в первую очередь. А у людей немножко по-другому все устроено, потому что женщина всегда берет своей внешностью, а мужчина все-таки какими-то своими внутренними качествами. Женщина вряд ли в первую очередь обращает внимание на внешность. Наверное, ей более интересно, какой у человека склад ума, какой характер и какие, соответственно, дальше будут у них отношения. Вам не кажется, что мужчины не нуждаются в «яркой окраске», потому что они другим могут взять, скажем так? Спасибо.

Татьяна Ткачук: Спасибо вам за вопрос. Я, прежде чем Марине передам микрофон, скажу, что психологические тесты показывают, что внешности мужчин женщины уделяют довольно большое внимание. Это мужчины заблуждаются, думая, что умом можно взять, не думая ни о чем больше. Марина, прошу.

Марина Берковская: Вы знаете, Константин, очень своевременно вы напомнили о том, что происходит в природе. Там, действительно, самцы яркой окраской… кстати, не только яркой окраской – активностью, боями, которые они разыгрывают на глазах у самок, завоевывают самую красивую самочку. А у нас немножко перевернулось. У нас как-то все время так складывается, то ли потому что у нас войны никак не прекратятся уже много веков, что женщин больше, чем мужчин, и вы вот так оглядываетесь: ну, кто там за меня борется, кто там разглядит мою бессмертную душу и будет за нее бороться? Вы знаете, Константин, это опять из тех же мифов. Неудобно женщине говорить, что «мне нравятся красивые мужчины». Мы обязательно говорим: «Мне нравятся умные, порядочные», но смотрим мы на внешность, смотрим. У нас просто критерии немножко не такие, как у мужчин, по отношению к женщинам. Мы очень смотрим на внешность, только это наш секрет – на что мы смотрим.

 
 
 
 

Ваш комментарий

 
 
Задать вопрос
Самое популярное

Когда и как потерять девственность

Девственность и куриное яйцо. Какая между ними связь? А такая, что жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца. Ненамно

Всё о температуре тела

Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между

10 способов сбросить 5 кг

Небольшие изменения в питании и образе жизни помогут изменить ваш вес. Хотите сбросить лишние килограммы? Не переживайте, вам не придется морить себя голодом или делать изнурительные упражнения. Иссл

О насНаши клиентыРеклама медицинских центровМаркетинг для салонов красоты и SPA
Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
© 2000-2024 Nedug.Ru. Информация на этом сайте не призвана заменить профессиональное медицинское обслуживание, консультации и диагностику. Если вы обнаружили у себя симптомы болезни или плохо себя чувствуете, то необходимо обратиться к врачу для получения дополнительных рекомендаций и лечения. Все замечания, пожелания и предложения присылайте на mail@nedug.ru