Какой целитель полезен для здоровья?
Не заговаривайте зубы. Это грех
- Нельзя сказать, что так называемые экстрасенсы все сплошь шарлатаны. Среди них попадаются люди, действительно обладающие способностями. Но явление это не изучено, и лучше держаться от них подальше, - считает профессор Недоступ. - А если уж больному предлагают для излечения некую ниточку, которую нужно закопать, чтобы она сгнила, то бегите от такого колдуна быстрее.
Об опасности колдунов известно давно и сказано немало. Иконы в помещении для приема пациентов еще не гарантируют больных от встречи с магом, а не целителем. Ведьмы и чародеи вместо православных молитв бормочут всякую околесицу, а то и заклинания. Человек несведущий может этого даже и не понять.
Отец Михаил Першин советует - перед тем как идти к травнику, проконсультируйтесь с местным батюшкой:
- Сельский священник наверняка знает, православный ли человек занимается целительством в его приходе. Кстати, можно и самого врачевателя спросить: кому он молится, где причащается и кто благословил заниматься целительством.
...Восьмидесятилетняя бабка-знахарка, живущая в Подмосковье, к которой я обратился, без всяких расспросов объявила: в храм она не ходит уже два года - из-за конфликта с местным батюшкой. Не одобряет он ее занятия. Но моего родственника она за одну ночь излечила от острого гнойного воспаления пальца (по-научному - панариция). Причем врачи уже объявили, чтобы готовился к ампутации. Кроме мази собственного приготовления, она крестит пораженный участок и молится на икону. Лечит только от кожных (не венерических - с этим к врачам сама отправляет) заболеваний. Рекламы в газетах не дает, денег не требует. На шарлатанку не похожа. А батюшка недоволен... Так ведь и Войно-Ясенецкий не сразу знахарку Вальневу оценил. А ведь он был врач и святой! Правда, мне старушка помочь не смогла, хотя и взялась лечить.
- Целительство тем и отличается от медицины, что механизм его действия неизвестен, и знахарь его объяснить не может, - поясняет отец Михаил, - что до вашего родственника, то тут возможно несколько вариантов. Первый - ее состав помогает именно при таком диагнозе. Второй - мог сработать эффект плацебо. Третий - раз он человек верующий, наверняка просил о чуде и ему было дано по его вере. И четвертый человек сказал: "Мне все равно, кто поможет", и ему помогли темные силы. В магической модели - сделка в обмен на душу явление нормальное, но для христианина - неприемлемая. Для христианина излечение любой ценой - невозможно!
В исламе и иудаизме отношение к колдовству не менее строгое, чем в христианстве. Как рассказал заместитель руководителя нижегородских мусульман Дамир-хазрат Мухетдинов, в деревнях колдуны встречаются:
- Они объявляют себя целителями, творят дикие обряды, принося в жертву домашних животных. Например, черного барана или куриц, а трупы тащат на мусорные или навозные кучи, и говорят, что там живут джинны (бесы). Они сами с этими джиннами связываются. Дают какие-то бумажки с талисманами носить, хотя можно только аяты Священного Корана... Другое дело - травники. Я сам пользуюсь помощью одного старика-травника. В этом никакого греха нет.
Пресс-секретарь Совета муфтиев Гульнур Газиева на вопрос, могут ли мусульмане пользоваться услугами тибетских лекарей ответила так:
- Есть хадис Пророка Мухаммада - "за знаниями можете отправляться хоть в Китай". Если учесть, что знания для оздоровления полезны и если в состав лекарств не входят запрещенные исламом компоненты, то могут.
А представитель Федерации еврейских общин Борух Горин сообщил: "У нас принято обращаться к врачам. Раввин может дать благословение на лечение. Можно также посетить могилу праведника и помолиться. Помогает!"
Суры врачуют больное сердце
В православии одно из Таинств - соборование служит духовным врачеванием от телесных недугов.
По словам диакона Михаила Першина, до революции 1917 года подверженные суевериям миряне избегали этого Таинства, считая его предзнаменованием скорой смерти. Сейчас все наоборот: многие желают собороваться чуть ли не каждую неделю, хотя абсолютно здоровы. О том, как к этому относиться, среди священников единой точки зрения нет.Говорят, что страждущие, прикладываясь к мощам святых и чудотворным иконам, тоже могут исцелиться. Хотя, согласно учению Церкви, предметы эти - не магические, и просто прикосновение к ним не излечивает. Главное - вера в Бога!
Дамир-хазрат Мухетдинов рассказал "Известиям", что, как имам, он лично практикует лечение с помощью Корана:
- Мусульманин приходит в мечеть, садится лицом к Мекке, а я читаю суры. Есть, например, суры, в которых говорится о сердце, и чтение их помогает при сердечно-сосудистых заболеваниях.
Чему знахарка научила хирурга - святого Луку
В поликлинику к находившемуся в ссылке в Архангельске Валентину Феликсовичу Войно-Ясенецкому, блестящему хирургу и епископу Русской православной церкви (ныне канонизированному святителю Луке Крымскому), пришла пожилая женщина с большим нарывом на плече. "Случай самый банальный, - пишет об этом в своей книге Марк Поповский. - Тут и врач не нужен: он вот-вот готов вскрыться сам. Но Войно заинтересовала странная черная мазь, покрывающая воспаленный участок. "Что это у вас?" - спросил он женщину. "Мазь от Веры Михайловны". - "От какой Веры Михайловны?" - "Да от Вальневой, от хозяйки, у которой вы квартируете. Я вас у нее видела". Оказывается, женщина лечилась у Вальневой, а к профессору зашла для того,
чтобы он оценил результаты". Профессор был раздосадован, сгоряча даже решил съехать от знахарки. Но любопытство ученого пересилило: "Вечером постоялец напрямик спросил хозяйку, лечит ли она гнойных больных. Вальнева не запиралась: да, лечит, чирья открывает мазью, куда входят черная земля, сметана, мед, кое-какие травы. Составы разные. В секрете их не держит. Лечит давно, с 1908 года. Плохого люди от нее не видели. Профессор может сам посмотреть и опросить больных".Хирург Войно-Ясенецкий был епископом, а после смерти стал святым ЛукойСвятитель Лука обнаружил, что процесс заживления у пациентов Вальневой идет прекрасно. Вальнева успешно излечивала торпидные язвы, ожоги, воспаление надкостницы и абсцессы. Никакого обмана, никакой психотерапии. Войно-Ясенецкий обратился к властям: надо всерьез изучать методы Вальневой. Время-то было какое - еще не изобрели ни антибиотики, ни сульфамидные препараты, не было даже стрептоцида. Обращение профессора власти без внимания не оставили: его в очередной раз арестовали.
Во время Великой Отечественной Войно-Ясенецкий фактически руководил всеми госпиталями Красноярского края и одновременно Красноярской епархией. За книгу "Очерки гнойной хирургии" был удостоен Сталинской премии: описанные им методики спасли жизнь десяткам тысяч раненых. После этого его перестали преследовать.
- Если такой человек не отрицал полезного опыта знахарки, то нет оснований говорить, что Русская православная церковь однозначно выступает против народных целителей, - говорит диакон Михаил Першин, эксперт по вопросам биоэтики.
Однако не всякий народный целитель так полезен для здоровья
- Изначально медицина была частью жреческих культов, - так объясняет диакон Михаил Першин осторожность христианского подхода в этой области. - Если же говорить о библейской традиции, то и в текстах Ветхого Завета функции врачей были возложены на священников.
Большинство чудес Христовых, описанных в Евангелиях, - это исцеления. Перед началом лечения было принято молиться, в этом и ограничения на получение помощи у врачей иного вероисповедания.- Свои врачи были не только в буддийских дацанах, но и в христианских монастырях, - рассказывает отец Михаил. - Преподобный Феодор Студит, еще в VIII веке разработавший образцовый монастырский устав, указал, что в обители непременно должна быть больница: "Избранный брат, приобретший опытность в лечении болезней, у нас главный больничник; при нем помощника три, четыре и пять; особый повар, особый расходчик, особый приготовитель мазей, пластырей, бинтов и корпий; и занятия там не прекращаются ни на минуту". Профессор Александр Недоступ, возглавляющий Московское общество православных врачей, считает лечение у травников вполне допустимым, но лишь после обращения к дипломированным врачам: "Медицина много взяла у травников, но они лечат интуитивно. Допустим, больному с сердечной недостаточностью мочегонное не повредит, даже легче станет. Но вот приходят к знахарю с "водянкою живота", а там ведь и опухоль может быть, и киста, и цирроз - тогда ведь не поможет".
- Патриарх Никон исцелял других травами, святитель Игнатий Брянчанинов сам лечился ими. К травникам у нас претензий нет. А есть - к духовным практикам, иногда сопровождающим такое лечение, - говорит отец Михаил.
- Может ли православный обратиться к тибетскому лекарю?
- Хотя предпочтительнее научная медицина, думаю, что в какой-то ситуации может, если тибетский лекарь ограничится лишь приготовлением отвара для больного, не будет посвящать его идолам и не станет понуждать пациента к камланию или иным языческим ритуалам. Однако и в этом случае прежде следует посоветоваться с духовником, - считает отец Михаил.
Борис Клин
Ваш комментарий