Стоит ли учить ребенка музыке?
Хорошее образование — это то, что потерять трудно. Заботливые родители, выбирая для ребенка школу, взвешивают финансовые возможности семьи и способности чада. В необходимости изучения иностранного языка и основ информатики мы убедились. Теперь давайте поговорим о самом обыденном — о музыке.
БАРАБАНЫ первобытного общества положили начало истории музыки. Всплеск музыкальных эмоций после съеденного мамонта постепенно развивал у первобытных природное чувство ритма. Далее в ход пошли дудки, сделанные из полых растений, и род человеческий погрузился в непрерывный процесс музыкальной эволюции. В результате человечество пришло к тому, что в наше время всего лишь у трех процентов людей напрочь отсутствует чувство ритма. Если его нет, оно и «не лечится». Со слухом дело обстоит оптимистичнее. Он бывает разный: от идеального до практически нулевого. Но слух поддается развитию. Если изначально слух нулевой, а есть желание солировать в Grand Opera, то планы вряд ли материализуются. Но можно заниматься музыкальным развитием на своем уровне, не ставя заоблачных целей. Как говорят, «для себя».
А надо ли? Стоит ли тратить время свое и ребенка, если вы уверены, что профессиональным музыкантом он не станет?
Знаете ли вы, что у ребенка, осваивающего тот или иной музыкальный инструмент, быстрее развиваются память, моторика и координация. Когда он стучит по клавишам, жмет на баянные кнопки, зажимает струны, через нервные окончания пальцев сигналы поступают в мозг. Детские невропатологи все время объясняют взаимозависимость моторики и мозга. Если ребенку приходится делать это с помощью музыкальных инструментов хотя бы по 20–30 минут в день, то мозг получает ежедневные мощные «пинки» для самореализации.
А что происходит с организмом, когда душа общается со Вселенной посредством пения? Если исполнителю песня нравится, он будет петь ее с величайшим наслаждением.
Легкие на уровне «музыкальной физиологии» также имеют тенденцию развиваться. Добавлю еще, что в некоторых случаях врачи советуют даже заикание лечить именно пением.Но почему же процесс общения с музыкой часто вызывает у детей чувство отторжения? Ребенку непонятно, почему он должен затрачивать дополнительные моральные и физические усилия, когда его друзья спокойно обходятся без хроматических гамм. Периодические кризисы под лозунгом «Бросаю музыку!» естественны и закономерны, но в этой ситуации обычно проверяются родители.
Их нервы уже ослаблены фальшивыми звуками, утомительными походами в школу и вежливыми намеками соседей о желательной вечерней тишине. Но это же профессиональная школа! Либо занимаемся — поплакали и учимся дальше, либо не занимаем чужое место и все бросаем. Но давайте зайдем в спортивную школу. Вот уж где ревут! Зайдите в зал и спросите у 6-летних гимнастов, растягивающихся на брусьях в шпагате, плачут они каждое занятие или через раз? Вы скажете, не всякий родитель отважится отдать туда чадо. Но это же не повод, чтобы малыш вовсе не занимался спортом. С музыкой та же история. Либо труд, либо удовольствия ради — лояльный музыкальный кружок. Но только постоянный труд дает положительный результат. Бетховену и Паганини от деспотов-отцов постоянно доставалось. Их лупили и запирали одних на целый день заниматься. Есть и подлинная история о том, как преподаватель с говорящей фамилией Зверев взял в «железные рукавицы» Сергея Рахманинова. Гениальности очень много трудились.Гувернантки в XIX веке все могли играть на фортепиано, но на своем уровне. Вот и делаем выбор. Не хотите мучить ребенка, помогите ему тогда иметь элементарные музыкальные представления для общего развития.
Хочу поделиться одним из способов,
как заинтересовать ребенка серьезной, классической музыкой. Приобретите книгу с кратким содержанием оперных либретто и читайте их как сказки. Наша первая с сыном «сказка» была про Орфея и Эвридику. Античный герой Орфей, награжденный богами неземным голосом, теряет свою обожаемую жену — нимфу Эвридику, укушенную ядовитой змеей. Безутешный, он отправляется в царство мертвых и настолько чудесно поет, что даже злые духи и фурии забывают о своем назначении и открывают ему путь к любимой. Вот какова сила искусства!Античный сюжет использовал композитор Глюк. И если теперь сын слышит «Мелодию» Глюка, то знает, что именно этой «Мелодией» Орфей в царстве теней завораживает злых фурий.
В заключение хочу привести слова математика, академика РАН Людвига Фадеева. В июне этого года его наградили Государственной премией. В своем интервью он высказал следующую точку зрения на образование вообще: «Хорошее образование — вещь насильственная. Никакой демократии в ней нет». Чтобы человек что-то сумел, он должен иметь хорошую учебную базу.
КТАТИ
С песней по жизни
Ученые выяснили,
что дети начинают запоминать музыку еще до рождения. Исследователи предложили беременным женщинам, участвующим в эксперименте, ежедневно в течение получаса слушать определенные песни. Через год после рождения детей у этих женщин ученые проверили, как реагируют малыши на эти самые песни. Оказалось, что больше всего детям нравится та музыка, которую мамы слушали во время беременности, причем любимые песни родительниц по наследству становятся любимыми песнями отпрысков. При этом не имеет значения, какому музыкальному направлению отдавала предпочтение будущая мама — будь то классическая музыка или популярная, — дети автоматически перенимают музыкальные пристрастия мам.ИНТЕРЕСНО
И руки, и ноги при деле
Уроки музыки развивают координацию движений. Скрипка и виолончель вынуждают ребенка одной рукой зажимать струны, а другой — водить смычком. Пианистам приходится координировать две руки с ногами, работая еще и педалями. Баянисты вообще — музыкальные качки: им приходится одновременно с извлечением звука раздвигать меха. Таким образом дети получают регулярные физиологические и умственные тренировки.
Ваш комментарий