Поздние роды противоречат природе
В последнее время ни один выпуск глянцевых женских журналов не обходится без упоминания о "бэби-буме" среди разнокалиберных отечественных звезд в возрасте "за 35". При этом основной упор делается на то, как это здорово - ощутить радость материнства в тот момент, когда женщина уже достигла в жизни практически всего, чего хотела. И ребенок будет обеспечен "по полной программе", и немолодой "молодой маме" есть чем заняться.
Да и зарубежных примеров более чем достаточно - Мадонна, родившая второго ребенка в 42 года, Лиз Херли, впервые ставшая матерью в 36. 40-летняя Эмма Томпсон, 45-летяя Чери Блейр - список постоянно расширяется.
Между тем, медицинская сторона проблемы затрагивается обычно вскользь, вывод звучит примерно так: "Если уж женщина в таком возрасте решилась завести ребенка, то она сделает все для того, чтобы зачать, выносить и родить нормально". Со стороны желаний - все вполне правильно, но, к сожалению, не всегда наши желания совпадают с нашими возможностями.
В последнее время медицинская наука очень сильно постаралась для расширения возможностей женской фертильности. В 1978 году в Манчестере впервые в мире родилась "девочка из пробирки" - Луиза Браун (Louise Brown), ознаменовав собой начало новой эры в репродуктивной медицине. Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) позволило рожать практически без ограничения возраста, что вроде бы убедительно доказала румынская пенсионерка Адриана Илиеску, впервые родившая ребенка в возрасте 66 лет.
Впрочем, медицина не всесильна, и, вмешиваясь в епархию природы, не в состоянии что-то изменить там радикально. В том же случае с румынкой было далеко не все гладко: пересажены ей были два эмбриона, оба прижились, и вынашивала женщина двойню. Однако на седьмом месяце беременности одна из близняшек погибла, и врачи были вынуждены в срочном порядке делать кесарево сечение, чтобы спасти мать и оставшуюся девочку.Все прошло удачно, и Илиеску, в прошлом профессор одного из университетов, уже задумывается о втором ребенке. Насколько ей это удастся, сложно сказать - с 1 января 2005 года в Румынии, как и в остальных государствах Евросоюза, вступил в силу новый закон, согласно которому искусственно зачать ребенка сможет только женщина не старше 50 лет.
Мнения врачей насчет поздних родов после ЭКО поначалу разделились. Вроде как женский организм с самого начала задуман природой для вынашивания и рождения потомства, так что это процесс естественный, а что естественно, то не безобразно. Но по мере накопления опыта становилось ясно, что у природы в отношении женщин есть свои, вполне конкретные задумки. В частности, это касается оптимального возраста для материнства.
В редакционной статье Британского медицинского журнала от 17-го сентября этот самый опыт обобщен. Первый из выводов вынесен в подзаголовок статьи - "Наиболее безопасный возраст для рождения детей - 20-35 лет". Второй вывод касается поздних родов после ЭКО. Один из авторов материала - эксперт Национальной службы здравоохранения (NHS), акушер-гинеколог Сьюзен Бьюли (Susan Bewley) - считает, что подобное деторождение просто "противоречит природе".
Бьюли отмечает, что рост числа родов среди женщин старше 35 лет, который наблюдается в последние несколько лет, связан именно с успехами в использовании методик искусственного оплодотворения для лечения бесплодия.
Вместе с тем, именно у позднородящих женщин встречается максимальное количество проблем в плане зачать, выносить и родить здорового ребенка, не нанеся при этом вреда и своему собственному здоровью.Не секрет, что заболеваемость половыми инфекциями в мире не только не снижается, но и растет. Одно из самых неприятных осложнений ЗППП - хронические воспалительные процессы в придатках матки, которые к 35-40 годам могут привести к полной непроходимости маточных труб либо нарушению их моторики из-за многочисленных спаек. Эндометриоз - тоже серьезная проблема, проявляющаяся именно к этому возрасту. Да и менопауза значительно помолодела. "Лишние" килограммы, которые с возрастом все равно накапливаются, несмотря на ожесточенную борьбу с ними, тоже дают о себе знать.
И решить все эти проблемы не в состоянии даже ЭКО. По данным NHS, приведенным в статье, свыше 90 процентов пациенток клиник по лечению бесплодия старше 40 лет. При этом процент неудач одного цикла оплодотворения доходит до 70, лечение может длиться годами, а ведь женщина в это время не молодеет. К тому же, для надежности пациенткам в матку подсаживают не один эмбрион, а два, три или даже больше. Очень часто они выживают все, в результате чего развивается многоплодная беременность, которую и молодой здоровой женщине перенести достаточно тяжело, не говоря уже о 40-летних.
Возраст негативно отражается и на качестве мужской спермы. Так, если в естественных условиях "бракованные" сперматозоиды просто не достигают цели, то в условиях лаборатории их шанс донести до яйцеклетки генетический мусор вместо генетического материала повышается в разы.
Ведь пока что подробные генетические исследования достаточно дороги, делать их перед каждой процедурой ЭКО никто не будет, отсматривается только внешний вид клеток. То есть опасность возникновения у ребенка аутосомно-доминантных заболеваний (таких как синдром Марфана или ахондроплазия) возрастает в те же разы.Еще одна неприятность, которая часто подстерегает "молодых мам в возрасте" - это различные хронические заболевания, обострение которых во время беременности может стать серьезной угрозой здоровью. Это и ишемическая болезнь сердца, и гипертония, и диабет, и множество других. Необходимость постоянного приема медикаментов - не самый лучший спутник беременности, даже если в инструкции указано, что препарат безвреден для плода.
Бьюли подчеркивает, что если брать отдельную женщину в возрасте старше 35 лет и ее единичную беременность после ЭКО, то с достаточно большой долей вероятности можно утверждать, что все сложится хорошо и для матери и для ребенка. Но это до тех пор, пока подобные поздние беременности не становятся статистикой, а смещение возраста первых родов к 29 и более годам - отчетливой тенденцией, а в последние два десятилетия ситуация складывается именно таким образом.
С точки зрения демографии, женщина, откладывающая рождение ребенка на потом, в первую очередь занимающаяся своей карьерой, материальным благополучием и финансовой независимостью, - мина замедленного действия. Дети, рождающиеся от таких матерей, в общей своей массе, во многом проигрывают потомству от более молодых женщин в плане состояния здоровья и генетического груза, носимого в себе.
Означает ли это, что поздние роды нужно запретить теми или иными методами? Нет, конечно. Речь о том, что проблему необходимо решать совсем с другой стороны. Женщины добились равноправия с мужчинами, за что расплачиваются необходимостью "вкалывать" на работе с утра и до вечера, доказывая свою профпригодность, право занимать высокие должности и получать большие деньги. Да и трудовые законодательства многих стран, мягко говоря, прохладно относятся к работающим матерям с детьми. Вот и приходится выбирать - карьера и деньги или семья и дети. Причем выбор, к сожалению, делается не в пользу будущих поколений.
Актуальна ли эта проблема для России? Безусловно. Молодое поколение активно перенимает западный образ жизни и систему ценностей. Накладывающиеся российские особенности делают процесс выбора особенно мучительным. В качестве иллюстрации можно привести пример одной из подмосковных школ, где уже в течение трех лет проводится социально-психологический тренинг "Жизненные ценности".
В ходе игры раздаются карточки с перечислением различных приоритетов - "Учеба", "Успешная работа и карьера", "Дети", "Деньги" и так далее. Далее участники обмениваются карточками, оставляя себе наиболее ценные с их точки зрения, и отдавая другим учащимся менее ценные. То, что никому не нужно, оседает у ведущего, роль которого играет учитель.
В группах девочек в 2003 году детей как жизненную ценность выбирали в среднем 5 девочек из 12, в 2004 - 2 девочки, а в 2005 году все карточки "Дети" осели у ведущего как никому не нужные. Грустная, но очень показательная тенденция.
Автор: Алексей Водовозов
Ваш комментарий