А пока мы только дети, нам расти, еще расти…
Дети, как известно, цветы жизни и наше будущее. И все мы хотим видеть их счастливыми и здоровыми. Для этого мы, родители, стараемся делать все, что в наших силах - запрещать целыми днями смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, больше гулять, играть в подвижные игры, кормить полезными продуктами. Но почему-то, здоровье детей при этом не улучшается, а наоборот, ухудшается. Значит причины "нездоровья" детей надо искать не только дома, а еще там, где дети проводят большую часть жизни, а именно - в школе. По данным Минздрава, за последние 10 лет число школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза. Сейчас только 10% школьников можно назвать здоровыми, 50% имеют ту или иную патологию, а 40% относятся к группе риска. Особенно плохо со здоровьем у девушек старших классов. А ведь через несколько лет они должны стать матерями . Каких детей они смогут родить?Школьные факторы риска
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО выявили школьные факторы риска, негативно сказывающиеся на развитии детей. В первую очередь - это стрессы в процессе обучения. Во вторую, это очень насыщенный учебный процесс, несоответствующий возрастным возможностям школьников. Причем важно, что процесс этот начинается еще до школы - подготовка идет уже в детском саду, в подготовительных классах. При этом не соблюдаются физиологические и гигиенические требования к организации учебного процесса.
А как можно правильно организовать учебный процесс, если сами педагоги и родители абсолютно некомпетентны в вопросах охраны и укрепления здоровья детей? Культура здорового образа жизни практически исчезла. Сейчас среди молодежи "не модно" быть здоровым. Модно курить , пить (в лучшем случае пиво), вступать в половые контакты. При этом, в школах, как правило, отсутствует врач, не проводятся диспансеризация, уроки физкультуры заменяются другими, более важными предметами, по мнению учителей.
Особая опасность школьных факторов риска состоит в том, что действуют они комплексно, длительно и непрерывно - 10-11 лет. Кроме этого, на начальные стадии заболеваний родители и педагоги часто не обращают внимания, а спохватываются, когда уже наблюдается выраженная патология.
Например, от 1 к 10 классу в 2 раза увеличивается число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, заболеваниями зрения и слуха. И в 5 раз возрастает число школьников с болезнями эндокринной системы.
Это и неудивительно, ведь учебная нагрузка практически повсеместно превышает нормативные показатели. Более 85% первоклассников ежедневно! делают домашние задания. А значительное число учащихся вынуждены тратить на самоподготовку более 4 часов в день - этот факт позволяет оценить дополнительную нагрузку школьников. И это происходит в обыкновенных школах, а что уж говорить о тех образовательных учреждениях, где применяются усложненные варианты программ, с углубленным изучением ряда предметов?
Нынче в школе первый класс вроде института…
Состояние психического здоровья наших детей также страдает в процессе школьного обучения. Причем проблемы начинаются уже с адаптации первоклассников. У 75% адаптация протекает нормально, а у остальных наблюдаются целый ряд признаков,
свидетельствующий о стрессовом состоянии ребенка. Причем, чем дальше ребенок обучается, тем это стрессовое состояние усиливается. В 10 и 11 классах примерно половина школьников абсолютно спокойны и уверены в себе. Это, как правило, школьники с высокой самооценкой, достаточно заинтересованные в учебе. В эту же группу входят "двоечники" с низкой самооценкой, но вполне смирившиеся со своим положением в классе.Четверть старшеклассников достаточно уравновешена, неплохо учатся, умеют мобилизоваться в нужный момент. Однако для этого им необходимо психологически "напрячься" сильнее, чем школьникам из первой группы.
И, наконец, для еще четверти учащихся характерны высокая тревожность, неуверенность в себе, болезненное восприятие шуток, низкая стрессоустойчивость. Причем, часто в эту группу входят школьники, стремящиеся хорошо учиться. А если на это психическое состояние накладывается значительная учебная нагрузка и отсутствие двигательной активности, то в этой ситуации сохранить здоровье ребенка крайне проблематично.
Причем, зачастую условия для занятия спортом в школах есть - это и спортивные секции, и группы ЛФК. Однако почему-то, этот резерв не используется, и двигательная активность у 35% школьников не соответствует возрастным нормам. Опасно это еще и тем, что в тех школах, где плохо организованы занятия физкультурой, значительно повышается риск злоупотребления подростками алкоголя и наркотиков.
Конечно, на здоровье детей, кроме всего вышеперечисленного, влияют социальные и экологические факторы. Но исключительно со школьными факторами связано от 20 до 40% негативных влияний на здоровье детей, а это немало. В связи с этим Минобразованием одобрена программа на период до 2010 года, включающая в себя разгрузку учебного процесса, использование более эффективных методов обучения, повышение доли и качества занятий физической культурой, улучшения организации питания детей.
Остается надеяться, что до 2010 года здоровье наших детей не будет кардинально подорвано нынешним учебным процессом. С Днем Защиты детей вас, дорогие родители!
Ваш комментарий