К стоматологу — без страха
Считается, что от зубной боли не умирают. Правда, стоматологи так не считают: смотря что ее вызывает. К примеру, абсцесс — нагноение на корне зуба: не «схваченная» вовремя инфекция может распространиться. А рядом мозг…
И ВСЕ ЖЕ многие не сразу спешат к врачу. При всей массе стоматологических вмешательств (более 150 миллионов обращений в год) кто при одной мысли о зубоврачебном кресле не испытывает ужас? Стоматологов до сих пор боятся, хотя достижения последних лет позволяют лечить зубы совершенно безболезненно. И с совершенно иным качеством, о чем свидетельствуют работы старейшего стоматологического учреждения — ныне Московского государственного медико-стоматологического университета. На методиках стоматологического комплекса — лечебной базы университета — видно, какой поистине революционный прорыв совершила наша стоматология в последние годы. В Россию хлынуло множество зарубежных технологий, новых материалов, современного инструментария для стоматологического лечения. Все самое передовое, что есть в мировой практике, используется и здесь. Есть и собственные приоритетные разработки вуза. Обо всем этом мы беседуем с
главным врачом комплекса доцентом Николаем МАЛЬГИНОВЫМ.Главный принцип — обезболивание
— НИКОЛАЙ Николаевич, я обратила внимание, что на приеме у ваших специалистов все пациенты спокойны, в том числе и дети. Никто не стонет, не дергается.
— Ничего удивительного, обезболивание — главный наш принцип, основа всех методов лечения, как бы сложны они ни были. И здесь большая заслуга заведующего кафедрой стоматологии общей практики и анестезиологии профессора Соломона Рабиновича, не пропускающего ничего из новшеств, появляющихся в анестезиологии. Старый добрый новокаин, которому нынче исполняется сто лет, сменили новые поколения анестетиков, к примеру артикаинсодержащие, они в 5 раз сильнее новокаина. Появились и новые конструкции шприцев — безыгольные инъекторы, компьютерные. Последние названы так потому, что подача раствора управляется компьютерной системой, которая автоматически контролирует проведение анестезии, — ничем не напоминают привычный шприц, что окончательно успокаивает больных. Инъекция обезболивающего препарата вообще не ощущается.
— А есть ли альтернатива бормашине?
— Есть. Лазерная установка, она «выпаривает» кариесную ткань зуба. Это особенно важно для детей, тем более для уже имевших опыт с бормашиной. Для нас это уже обыденное дело — использовать лазер для лечения кариеса. Конечно, бормашин в наших кабинетах еще достаточно, но это вопрос времени и денег — не все сразу.
— Николай Николаевич, как у вас лечат сломавшийся зуб? Всегда ли надо удалять корень? В поликлиниках, как правило, так делают. Неужели это обязательно?
— Да ничего подобного. Если корень здоров, на него вполне можно нарастить искусственный зуб: в корень вставляют стержень, на нем формируют «культю», на которую изготавливают коронку. Это стало уже повседневностью, рутинной работой.
— Это сродни имплантации?
— Не совсем. При полном отсутствии зуба в десну имплантируются титановые стержни, заменяющие корень, а когда они приживутся, на них закрепляют искусственные зубы. Сейчас во многих центрах делается эта операция, к слову очень недешевая. Правда, по словам одной пациентки, обзвонившей все стоматологические лечебницы прежде чем обратиться к нам, у нас имплантация намного дешевле. К тому же мы, как государственное учреждение, за свою работу отвечаем.
Диабет не помеха
— ОДНА дама на приеме к вашему специалисту жаловалась, что в поликлинике ей отказались лечить зубы — у нее диабет…
— Такие случаи нам известны. Больные диабетом относятся к группе анестезиологического риска, как и страдающие астмой, аллергическими заболеваниями, перенесшие инфаркт или инсульт. Им нередко отказывают, опасаясь необычной реакции на медикаменты,
а нестандартное лечение подобрать возможности нет. К таким пациентам требуется особый подход. У нас почти треть пациентов — люди с серьезными сопутствующими заболеваниями, и наши специалисты знают, как правильно, без вреда для человека провести обезболивание и лечебные процедуры самым сложным больным. А на всякий непредвиденный случай есть консультант-анестезиолог, в кабинете которого сосредоточено все необходимое для помощи пациенту. Кому-то дадут успокоительное, кому-то проведут срочное обследование, и консультант доцент Игорь Зиновьев откроет свой «волшебный чемоданчик» со средствами неотложной помощи.— А как быть беременным, которые тоже относятся к группе риска? Зубы-то лечить и им приходится…
— Новые анестетики, которыми мы пользуемся, не проникают сквозь плацентарный барьер, поэтому их можно применять беременным.
— Вы говорили, что многие медикаменты и материалы приходится приобретать за рубежом. В то же время наши ученые не раз доказывали, что могут создавать не худшие, а порой и лучшие аналоги.
— Наши специалисты создали немало отечественных материалов, не уступающих по качеству зарубежным. В лаборатории материаловедения под руководством проректора по научной работе профессора Игоря Лебеденко разработаны различные сплавы для протезирования на основе золота, платины, палладия. Палладиевый сплав, например, предназначен для литых металлокерамических и металлопластмассовых протезов. А золотое электрохимическое покрытие зубных протезов из неблагородных сплавов отличается длительным лечебным эффектом, так как исключает непереносимость, гальванизм и другие нежелательные явления. Разработан высокотемпературный бескадмиевый припой для деталей зубных протезов. Специалисты знают, какая это победа, ведь до сих пор все отечественные припои содержали кадмий, накапливание которого в организме приводит к серьезным заболеваниям.
Внедрены также материалы для мягких подкладок съемных протезов — трудно перечислить все важные разработки лаборатории,
отвечающие самым высоким стандартам.Еще одна приоритетная разработка родилась на кафедре госпитальной терапевтической стоматологии, которой руководит заслуженный деятель науки РФ профессор Гарри Барер: создан принципиально новый препарат для реминерализации зубов, то есть для восполнения утраченных компонентов зубной эмали. Как известно, многие заболевания зубов начинаются с очаговой деминерализации, в том числе и с повышенной чувствительности. К слову, она возникает и после отбеливания зубов, процедуры не такой уж безвредной. Существует немало препаратов для снижения чувствительности, но все они в основе содержат фтор и остаются лишь на поверхности зуба, не воздействуя на разрушительные процессы в глубине. Препараты же «БВ» (по имени создателей Боровский — Волков) и «Ремогель» проникают в глубокие слои зуба. После нанесения друг за другом обоих растворов происходит химическая реакция и образуется вещество, близкое по химическому составу эмали зубов. Врач наносит аппликации, а гелем пациент чистит зубы, как пастой, в течение назначенного курса. Принципиальное отличие препаратов Волкова в том, что они воздействуют непосредственно на очаг деминерализации, уплотняют его, образуя там новые минеральные составляющие. При этом достигается главное — профилактика кариеса, возникающего при разрушении эмали.
Кости можно вырастить
— СРЕДИ последних достижений стоматологии — методики зарубежных специалистов по восстановлению костной ткани челюсти. Расскажите о них. Идут ли у нас поиски в этом направлении?
— Разрушение костной ткани — серьезная проблема, которой озабочены стоматологи всего мира. Развивается пародонтит, зубы начинают расшатываться и выпадать. Сравнительно недавно появились методы, позволяющие частично компенсировать костную ткань, они основаны на репарационных возможностях самого организма. Если изолировать разрушающееся место с помощью тефлоновых мембран, как это предложили скандинавские ученые,
кость начинает постепенно восстанавливаться. Дело в том, что соседствующие ткани — соединительная, эпителиальная и костная — растут с разной скоростью, медленнее всего — костная. И в разрушенном месте прежде всего разрастается эпителиальная ткань, препятствуя росту костной. А изолирующие мембраны «притормаживают» эпителий, и костная ткань постепенно восстанавливается без всяких лекарств. Чтобы ускорить регенерацию челюстной кости, под мембраны стали помещать остеопластические вещества-стимуляторы.Мы не только внедрили эту зарубежную методику, но и совершенствуем ее. Сейчас уже есть отечественные саморассасывающиеся мембраны, под руководством заведующего кафедрой патологической физиологии профессора Александра Воложина разработаны новые модификации препаратов-стимуляторов костеобразования.
Все эти методики вошли в клиническую практику. Но поиски продолжаются: чтобы созданные материалы и мембраны работали лучше, давали больше костной массы, их соединяют со стволовыми клетками. Стволовые клетки находят даже на корнях зуба, их источником служат также кожа, костный мозг. Авторам удалось добыть стволовые клетки из челюсти. Использоваться они будут для лечения того, у кого взяты. В эксперименте получены костные клетки, костная ткань, усиление роста кости, биосовместимость. В ближайшем будущем работа дойдет до практического применения. К тому времени, надеемся, появится закон, который введет применение стволовых клеток в юридические рамки.
— Многое из того, что стало для вас повседневностью, доступно не всем практическим врачам. Существует ли какая-то передача опыта?
— Наши специалисты ездят по всей стране с лекциями, издают журналы, книги, диски. Недавно у нас появился факультет повышения квалификации врачей-стоматологов, «фантомный класс» — зал с муляжами, на которых учатся врачи, — никогда не пустует. К нам порой обращаются врачи частных стоматологических центров с просьбой провести для них «мастер-класс». Тот, кто заботится о высоком уровне стоматологической помощи, заботится о своем уровне знаний.
Ваш комментарий