Синдром Мюнхгаузена или Воспаление хитрости
Кто не помнит, как в детстве "обостряются" мнимые болезни, особенно накануне контрольных по нелюбимым предметам? Один из популярных персонажей Марка Твена - небезызвестный Том Сойер даже сочинил себе гангрену, хотя с трудом представлял себе, что это такое. Но фантазии детей меркнут по сравнению с тем, что выдумывают некоторые взрослые со страстью к лечению.
Пациент или притворщик?
ЛЮДИ, которые по тем или иным соображениям приписывают себе всевозможные недомогания, существовали всегда. Со времен Гиппократа врачи сталкиваются с мнимыми больными. Если человек скитается по больницам, рассказывая там "сказки" о своих болезнях, жаждет лечения и даже операции, в которой по объективным показателям не нуждается, у него не что иное, как синдром Мюнхгаузена. Но этот человек вовсе не обыкновенный симулянт. Побуждения у него и у симулянта в корне различны: симулянт отлынивает от работы, изображая больного, он хочет получить лекарства, часто - наркотики, или страховку. Пациент с синдромом Мюнхгаузена мечтает лишь об одном - о внимании. Более того, боли он испытывает самые настоящие, хотя и истерические.
Истерические боли очень трудно разграничить с физическими. В больницы такие пациенты поступают с жалобами на острые болевые ощущения, катастрофические кровотечения, потери сознания и т. п. Такое болевое расстройство, особенно если оно ощущается в области грудной клетки или брюшной полости, бывает настолько сильным и человек так реально страдает, что врачи, видя подобное состояние и испытывая трудности в объяснении его причины, идут на то, чтобы сделать операцию, причем это может происходить неоднократно. За рубежом описан один из таких случаев, когда пациентка столь искренне и правдоподобно описывала боли в животе, что многие врачи тут же склонялись к операции. 42 операции - столько она перенесла на своем веку. Увидев на животе пациентки сложный узор из множества шрамов, один врач сказал, что у него складывается впечатление, будто у нее была дуэль с самим Зорро.
Самое главное, что после вскрытия брюшной полости таких пациентов там не обнаруживается никакой патологии и признаков воспаления, непроходимости, язвы, спаек, которые могли бы послужить причиной этих болей. Все это свидетельствует о том, что такого рода заболевание является чисто психическим, а не органическим.
Пожалейте меня
КОММЕНТИРУЕТ врач-психиатр, доктор медицинских наук Юрий ПОЛИЩУК: "Тяга к медицинской помощи, медицинским обследованиям по поводу острых болей свойственна чаще женщинам, и такое стремление больше характерно для лиц с повышенной эмоциональностью, а женщины, как известно, отличаются эмоциональным отношением к жизни.
Когда эмоции преобладают над разумом, то высвобождается область чувствований, ощущений. Именно тогда возникает или исчезновение чувствительности,
Их чувства поверхностны, неустойчивы, эмоциональные реакции демонстративны, театральны, не соответствуют вызвавшей их причине. Истерические типы отличаются повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, поэтому постоянно играют какую-то роль, подражают поразившей их личности. Если такой пациент попадает в больницу, то он может копировать симптомы заболеваний других больных, находящихся вместе с ним в палате.
Люди с истерическим складом характера постоянно стремятся привлечь внимание к своей персоне, они испытывают жажду признания, страстно хотят казаться более значимыми, содержательными, красивыми, чем это есть на самом деле. Это выражается в их стремлении к преувеличениям, драматизации ситуации, в том числе в способе показать, как необычны и трагичны их страдания из-за болезни, мнимой или реальной, опасность которой сильно преувеличена. Появляются страсть к болезни и поиски способов лечения. Все это особый защитный механизм для истерических личностей, которые находятся в трудной для себя ситуации, причем она может быть семейной, производственной, социальной.
Для того чтобы как-то противостоять любому конфликту, такие люди предпочитают уйти в болезнь, спрятаться от проблемы, вместо того чтобы решать ее рациональными способами. Истерики манипулируют родственниками, сослуживцами и даже врачами. На самом деле никакого физического заболевания у таких пациентов нет, но они его придумывают, причем достаточно искусно и реалистично.
Поскольку признак "условной приятности" или "желательности" болезненного симптома - признак специфический для истерии, становится понятным, почему при этом неврозе симптомы его поражают своей "рациональностью": у больного возникает именно тот симптом, который в данных условиях ему "выгоден" и "нужен". В ответ истерики получают сочувствие, внимание, выполняется целый ряд их требований, другие берут на себя их обязанности, а это вполне устраивает болеющего и решает проблемы. Мнимый больной обеспечивает себе выгодные условия жизни, его не трогают, не теребят, от него ничего не требуют и признают в качестве тяжелобольного. Этим людям свойственна лживость, отсюда и фантастические истории о своих заболеваниях и даже стремление сделать операцию и зачастую не одну".
Суррогат любви
КОНЕЧНО, если подобная операция была сделана и врач не обнаружил никаких органических причин для острых болей, то в следующий раз принимаются меры по снятию истерического приступа. Такие меры могут быть медикаментозными (вводятся транквилизаторы в повышенной дозе, и этим достигается расслабление, успокоение) или проводится интенсивная психотерапия, когда человека погружают в гипнотическое или полугипнотическое состояние и приказом снимают расстройства, но все дело в том, что истерические боли могут возникнуть повторно, если с этим пациентом не будет проведен длительный курс психотерапии.
Напряженность без разрядки, хроническое беспокойство, переутомление и в особенности угнетенное состояние способны вызвать болезненные ощущения даже у вполне здоровых, но впечатлительных людей. Так называемая функциональная боль подсказывает, что человеку давно пора изменить привычный образ жизни. Пока не изменится психотравмирующая обстановка в семье или на работе, больной истерией будет стремиться "сбежать" в болезнь и получить "дозу" соболезнования, хоть какое-то подобие выражения любви и заботы. Беспокойство и озабоченность врачей (включая хирургов) о его здоровье также подменяют нормальные человеческие отношения, а удовлетворение от сочувствия к его страданиям является своего рода эрзацем обычного добросердечия, на которое пациент может рассчитывать.
Елена ПИЛИКИНА
Ваш комментарий