Клиники в подвалах лечат несуществующие болезни
За последнее время в Москве появилось множество маленьких медицинских кабинетов. В подвалах многих домов, подземных переходах можно найти "клинику", которая занимается косметологией, гинекологией и особенно часто - урологией. Такие врачи нередко выявляют простатит, импотенцию, аденому, а потом лечат эти болезни, даже если на самом деле пациент абсолютно здоров.О "подвальной урологии" и подобных медицинских услугах с корреспондентом Mednovosti.ru беседовал известный уролог, заведующий кафедрой урологии МГМСУ, профессор Дмитрий Юрьевич Пушкарь . - Дмитрий Юрьевич, скажите пожалуйста, правда ли, что простатит или импотенцию можно быстро и качественно вылечить в маленьких кабинетах. Или "подвальная урология", напротив, неэффективна и опасна?
Вопрос этот очень серьезный. Дело в том, что вид услуг, который вы совершенно правильно назвали подвальной урологией, существует только у нас в стране. На Западе нет разделения на большие урологические клиники, маленькие кабинеты - есть одна "общая" урология.
У нас же есть множество маленьких клиник - одни специализируются на анализах, другие на ультразвуке - по сути это маленькие лаборатории, которые однако называют себя урологическими клиниками или кабинетами. Третьи занимаются только определенными болезнями...
А на самом деле урология - область моей специализации - гораздо более обширна. Это онкология - доброкачественные и злокачественные заболевания простаты, мочевого пузыря и почки. Это также мочекаменная болезнь, различные формы недержания мочи и расстройства мочеиспускания. По хорошему, полноценной урологической клиникой должно называться то учреждение, что занимается всеми этими проблемами.
- А какими заболеваниями чаще всего занимаются "неполноценные" урологи?
Ну для начала, я хотел бы отметить, что в каждом, маленьком, подвальном кабинете, может оказаться действительно хороший врач. Но это скорее исключение.
А, что касается заболеваний, то недобросовестным врачам удобно ставить те диагнозы, которые потом сложно проверить. Скажем, "камень почки" - обследование в большом медицинском центре тут же выявит его отсутствие. Диагноз "рак предстательной железы", когда его на самом деле нет - скандал, трагедия. То же самое можно сказать про аденому.
Другое дело хронический простатит - врач ставит диагноз, и никто не сможет проверить, был этот простатит на самом деле или не было.
- Больной при этом исправно платит за лечение...
Конечно, мужчине соединить голову с предстательной железой или половым членом очень просто. Мужчина любит свой простатит, хочет свой простатит,
увлекается своим простатитом, и готов тратить на него немалые деньги.А врача в таком случае проверить почти невозможно. Заболевание это не смертельное, не очень серьезное, поэтому ответственности, можно сказать, никакой.
- Вы считаете, что простатит - заболевание не серьезное?
Не смертельное. Но вот проблемы, в том числе и социальные, связанные с ним - очень серьезные. Поэтому целый пленум общества урологов был посвящен хроническому простатиту. А это 600 врачей, профессоров, академиков.
- А как же определить "качество" врача? Может ли это сделать сам пациент?
К сожалению в нашей стране отсутствует какая-либо система сертификации специалистов. И что за врач сидит перед вами, понять невозможно.
- Причем, в последнее время появилось множество академиков непонятных академий...
Да, титулы сбивают с толку. К тому же у нас не принято задавать врачам конкретные вопросы. К примеру, больной перед тем как лечь под нож не интересуется у хирурга, сколько аналогичных операций он уже сделал. А, может, врач сделал их всего одну, две, три?
Я могу совершенно честно сказать больному, что у меня самый большой в стране опыт операций по лечению недержания мочи. Опыт радикальных простатэктомий при раке предстательной железы - тоже самый большой.
Немало мы сделали и трансуретральных резекций предстательной железы у больных с аденомой простаты.То есть, мы - врачи - должны открыто говорить о своем опыте. А пациенты - не стесняться спрашивать.
- Свой опыт многие врачи подтверждают дипломами, развешанными на стенах кабинетов. Как вы к этому относитесь?
Отношусь очень хорошо. Дело в том, что диплом диплому рознь. Есть дипломы, которые о чем-то говорят. А есть, например, о том, что "врач прошел такой-то курс". Однодневный курс про то, "как лечить". Это смешно. Поэтому, надо дипломы читать - пациенты должны к этому приучаться.
Есть такая поговорка: "Дешево, быстро и качественно - уберите лишнее слово." Что надо убрать применительно к медицине и, в частности, к урологии?
Во-первых, медицина не бывает дешевой. Это надо признать. Во-вторых, медицина не была, и никогда не будет глупо быстрой. Благодаря современным технологиям она становится быстрее, но всему есть предел.
Вообше, время - тонкий момент. Чтобы начать лечение больной с недержанием мочи, мне порой достаточно лишь осмотра. Но если речь идет о раке простаты,
об аденоме - тут быстро не бывает. Нужно очень тщательное обследование. Поэтому нередко приходится убирать и "быстро", и "дешево". Ради того, чтобы было качество - самое главное в медицине.- А какие опасности, кроме напрасно потраченных денег, связаны с маленькими, непровенными, кабинетами? Велик ри риск заразиться ВИЧ, гепатитом?
Сразу скажу, что такой статистики у меня нет. Однако, если медики работают недобросовестно - с нестерильными или плохо обработанными инструментами - то риск очень велик. Как в урологии, так в гинекологии или стоматологии.
- Пожалуй, последний вопрос - какие урологические клиники, по вашему мнению, можно назвать надежными? Куда вы рекомендуете обращаться?
Ну, руководя клиникой, самой большой в стране... Я просто не могу рекомендовать ничего другого. Это, на мой взгляд, самый лучший вариант.
В любом случае, нужно обращаться в клинику, где есть группа специалистов по данной проблеме - коллектив. У нас в стране пока нет "соло-практики", когда в маленькой клинике есть один уролог и в случае необходимости направляет к другим специалистам. В такой практике тоже нет ничего плохого, но у нас в стране она пока не развита.
Ваш комментарий