Было у отца три сына...
Два умных, а третий, как известно, дурак. Только почему-то вышло в сказке, что кто над дураком насмехался, сам в дураках и остался. А Иванушка принцем стал, каких не сыскать... Нет, не понять нам той сказки. Ведь вот возьмем в школе - двоечники, они двоечники и есть. Ругай их не ругай, все одно ничего не соображают - дураками родились, ими и останутся. Постоянное отставание, плохое поведение, раздражение учителей и домашние скандалы: "Господи, ну неужели ему так трудно быть внимательным, правильно писать в тетради", - сокрушаются родители. "Что поделать, коли таким родился", - думают окружающие. А ведь вместо нетерпимости и раздражения такому ребенку нужно внимание родителей, а нередко - и медицинских специалистов, считает заведующий кафедрой нервных болезней педиатрического факультета РГМУ, профессор Андрей Сергеевич Петрухин.
- Причины школьной неуспеваемости могут быть различными, и очень важно разобраться, в каких случаях имеет место банальная лень, непривычка к работе, отсутствие мотивации и интереса к учению, а в каком речь идет о самом настоящем неврологическом заболевании. Корни его могут быть заложены генетически, иногда причинами становятся внутриутробное недоразвитие, травмы во время и после родов, различные заболевания. Долгие годы нарушения могут никак не проявлять себя, и только в школе, когда к высшим психическим функциям - памяти, интеллекту, вниманию - начинают предъявлять повышенные требования, станет заметно, что ребенок испытывает немалые трудности.
"Молоко" или "моколо"
О каких заболеваниях идет речь?
Наиболее "простую" группу неуспевающих составляют дети с нервным отклонением, которое в английской аббревиатуре звучит как ADHD-синдром - синдром двигательной гиперактивности с дефицитом внимания. Такие дети суетливы, много двигаются и мало слушают, за все хватаются и быстро бросают, небрежные и невнимательные. Они не могут сконцентрироваться, воспринять и обработать учебную информацию, иногда им тяжело запоминать. Конечно, они раздражают учителей, поскольку с ними трудно и в человеческом общении, и в обучении.
Еще одно отклонение проявляет себя несколько позже. В детсадовские годы и даже в первый год обучения ребенку вполне простительно неправильное написание слов. Но вот окончен первый класс, ребенок переходит во второй, третий - а в тетради по-прежнему полная ерунда. Вместо "молоко" он пишет "моколо", вместо "корова" - "колова", сливает несколько слов в одно и т. д. Учителя очень часто склонны списывать такую "невнимательность" опять же на счет глупости. А речь может идти о неспособности ребенка воспринимать фонемы и правильно воспроизводить их в чтении или на письме - дислексии и связанной с ней дисграфии. Это врожденные недоразвития нервной системы, которые заключаются в том, что не были до конца сформированы нейронные системы мозга, отвечающие за такие сложные функции, как слух, речь и письмо.
Трудности в математике могут быть связаны с более тонкими нарушениями нейронных систем высших психических функций. Нарушения в левом полушарии ведут к акалькулии - неспособности к счету. Она бывает разной степени - от некоторого затруднения при оперировании с цифрами с переходом через десяток до полной невозможности совершать арифметические действия. В более старших классах могут проявиться нарушения, связанные с правым полушарием, которые выражаются в неспособности мыслить абстрактно. Такие дети испытывают трудности, когда начинается алгебра, геометрия, в которых оперируют не конкретными цифрами, а условными обозначениями типа а+в=с.
Наконец, самым серьезным из рассматриваемых нами отклонений считается олигофрения. Степень олигофрении также может быть различной. "Полевое поведение", когда ребенок способен только ползать, не может ложку в руках держать, видно сразу. А вот пограничные состояния выявить очень сложно - часто и не выявляют.
Том Круз - двоечник
- Сразу возникает два вопроса: во-первых, как отличить нежелание ребенка учиться от невозможности? А во-вторых, обнаружив то или иное отклонение, что же родителям делать?
- Допустим, по математике у ребенка 5, а по русскому от четверти к четверти только 2 и 3 - стоит насторожиться, не дислексия ли это. Или, скажем, ребенок абсолютно нормально соображает по любому предмету, а счета не понимает, как ни бейся, - это тоже повод для визита к врачу. В любом случае, если речь идет о стойкой неуспеваемости, искоренить которую невозможно обычными педагогическими приемами, или о патологическом непонимании того или иного предмета,
стоит обратиться к специалистам. Первым должен быть возрастной психолог - он проверит соответствие психического развития возрасту ребенка. Далее, если найдены какие-то "слабые места", наступает черед нейропсихолога, который уже более конкретно исследует возможные локальные очаги повреждения в мозге.Практически все подобные отклонения поддаются корректировке. Возьмем такого выдающегося американского актера, как Том Круз. Талантливейший человек, он не мог нормально учиться в школе по причине дислексии. Сейчас он известен всему миру, удачливый человек, мультимиллионер. Я недаром привел этот пример - дело в том, что наша педагогика носит еще советские черты, в ней преобладает принцип - делай, как все. И в результате большая часть нормальных школьников, может быть, весьма одаренных, но имеющих те или иные отклонения, оказывается за бортом, списывается в разряд слабоумных и т. д.
Даже дети с олигофренией вполне могут осваивать знания, необходимые для повседневной жизни. Они хорошо осваивают счет и письмо, компьютер, прекрасно рисуют и даже могут разбираться в технике. Да, они будут не способны к высшей математике - но подавляющему большинству это и не нужно. Стало быть, наша задача не отталкивать таких детей, а работать с ними. У нас есть общественные ассоциации, помогающие таким детям, но повседневной, массовой практической работы по реабилитации этих детей у нас нет. Более того, в последние годы появились ужасные тенденции - когда здоровые дети, от которых отказались родители, оказываются на улице, общаются с совершенно разложившимися личностями и по сути своей становятся олигофренами.
- Но ведь мы говорили, что в большинстве случаев подобные серьезные отклонения лежат на генетическом уровне?
- Да, мы говорили, что мозг - совершенство его аппарата, структура - закладывается внутриутробно. Но тем человек и отличается от животного, что у последнего гены определяют все - породу, повадки. У человека же высшие психические функции социализированы, то есть зависят от общественного окружения.
Как формируется высшая нервная деятельность человека? С 36-й недели внутриутробной жизни начинают образовываться выросты на телах и ветвях нервных клеток - синапсы.
Благодаря им клетки создают миллиарды переключений, образуя нейронные сети, которые обеспечивают наше сознание и наши высшие психические функции - письмо, мышление, интеллект. Одновременно происходит обволакивание этих отростков, будто изолентой, слоями миелиновой оболочки. Благодаря процессу миелинизации мозг человека, имея при рождении окружность 37 см, становится со временем, скажем, 56 см. Весь этот процесс называется созреванием, которое длится где-то до 5 лет, во время которого мозг наиболее открыт усвоению всех сигналов - всего, что человек видит, слышит, ощущает. После этапа созревания наступает еще один этап - гибель клетки. В мозге гибнет на протяжении жизни до 70% нейронов, и это естественный физиологический процесс. Погибают те клетки, которые не включились в нейронные системы. Так вот, при отсутствии должных внешних стимулов гибель клеток происходит более интенсивно, и нейронные сети формируются по принципу минимального обеспечения функций - есть, пить, не более того. Этот принцип сформулировал еще наш выдающийся нейрофизиолог Петр Кузьмич Анохин, и он означает, что без нормального общения, адекватной стимуляции мозга, напряжения всех своих систем - зрения, слуха человек, по сути, не будет отличаться от олигофрена. Именно поэтому нереальна киплинговская история про Маугли.Не случайно, что самые тяжелые случаи неуспеваемости можно встретить у детей, чьи родители не озабочены проблемами своего ребенка, никогда не занимались его развитием, вообще мало обращали на него внимания. К сожалению, как я уже сказал, и школа не расположена иметь дело с такими детьми. В свое время мы избрали английскую систему, от которой сами англичане отказались еще в 70-е годы, более того, осудили ее. Это обучение и воспитание умственно отсталых детей отдельно, в специализированных группах или школах. Отправляя олигофрена учиться вместе с таким же, как он, мы ограничиваем его познание мира, сами закладываем те огромные трудности, с которыми он столкнется в жизни. Я уж не говорю о тех страшных случаях (особенно это касается домов ребенка), когда у абсолютно нормальных, здоровых детей ошибочно диагностируют олигофрению и они попадают в спецшколы с их, мягко говоря, специфической обстановкой.
Индивидуальный подход
- Где же выход из этого ужаса?
- Сейчас весь цивилизованный мир перешел к тому,
что все дети - и с физическими, и с интеллектуальными недостатками - должны учиться в обычных школах. Мы цепляемся за старые подходы не только по причине методологической отсталости, но и из-за патологической бедности нашего образования. Возьмите обычную школу: класс - 35-40 человек. Разве можно в этих условиях нормально работать с обычными детьми - я уже не говорю о детях с теми или иными отклонениями? Научно доказано, что больше 12 человек в группе обучить нельзя - ведь все дети очень разные по темпераменту, скорости усвоения. И каждому ребенку требуется индивидуальный подход, учитель каждому должен отдать частичку сердца и души.Далее. Требуются и соответствующие технические приспособления: если на уроке химии ребенок с контрактурой мышц рук начнет без специальной маски и перчаток переливать соляную кислоту из пробирки в колбу - то вы понимаете, чем это может закончиться. На все нужны деньги, а легче таких детей просто вычеркнуть из жизни. Для примера: у меня был пациент с гиперкинезом, который закончил православный университет, сейчас является специалистом по Византии - а в школе его маме говорили: да вы посмотрите, ведь он же явный олигофрен, он просто не может учиться...
- Стало быть, родителям стоит бороться за то, чтобы их ребенок оставался в обычной школе?
- Если мама или папа готовы не только преодолеть бюрократические препоны, но и взять на себя роль педагога и психолога для своего собственного ребенка, то безусловно - да, если речь идет, скажем, о нетяжелой степени олигофрении. Помимо обучения в обычной школе с такими детьми должны работать специалисты по олигофренопедагогике.
Дислексия, дисграфия корректируются с помощью специальных тренингов, поскольку мозг человека, особенно ребенка, чрезвычайно пластичен. Что же касается ADHD-синдрома, то коррекция и лечение его проходят обязательно совместно с родителями, поскольку причиной часто бывает неправильное воспитание: нетерпимость к ребенку, много замечаний, окриков, чрезмерная строгость, нервная обстановка в семье и т. д. Здесь многим родителям придется начинать с самих себя.
Оксана Дульская
Комментарии
алексей 2012.11.14 00:30
Смотреть все комментарии - 1
Ваш комментарий