Мифы и правда о натуральных красках
Про так называемые натуральные краски для волос говорят много всякого: мол, на самом деле не такие уж они и натуральные. Мол, сторонники подобных красок могут выбирать только между хной, басмой и их сочетанием…
Мы попросили расставить все точки над i доктора химических наук, профессора, руководителя исследовательской лаборатории ЗАО «2D-Systems» Сергея Павлова.
Хна и басма – наиболее популярные натуральные красители всех времен и народов. А правда ли, что модницы древности использовали для окрашивания волос и куда более экзотические дары природы.
ДА, ЭТО ТАК. Например, в гробницах фараонов часто обнаруживают сосуды из золота, серебра и полудрагоценных камней, содержащие краски для волос, бровей и бороды. Во времена Юлия Цезаря в моде были светло-золотистые волосы, причем красящие вещества использовали как женщины, так и мужчины, а в соседней Византии особенно актуальными считались локоны темно-красного цвета. Древние мастера-парикмахеры использовали и красящие растения, такие как хна, индигофера (басма), саффора, хамомила, скорлупа разных орехов, и пигменты животного происхождения (в основном ярко окрашенных моллюсков). В Древнем Китае предпочитали цветные соли металлов и окрашенные минералы.
В период Ренессанса крашение волос стало особенно популярным. Наиболее модными по-прежнему оставались осветленные волосы. До нас дошли самые разнообразные рецепты крашения и осветления: втирание в волосы смеси цветов лютика с селитрой (прообраз современного окислителя), нанесение на волосы смесей саффоры с илом, известью и солями серебра, выгорание волос на солнце.
Говорят, что у поклонников стопроцентно натуральной краски для волос выбор невелик: пакетики с хной и басмой – вот и все, что может предложить им сегодня косметическая индустрия.
ДА, ЭТО ТАК. Конечно, список стопроцентно натуральных красителей, не ограничивается хной и басмой. Но на прилавках, действительно, встречаются пакетики исключительно с ними. Это объясняется тем, что удовлетворительное окрашиваниепо-прежнему можно получить в основном с помощью этих двух растений.
Многие известные производители, до недавнего времени выпускавшие только обычные «химические» краски, теперь предлагают еще и натуральные. Можно ли этой «натуральности» верить?
НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО. Многие продукты, которые сейчас выходят на рынок, больше декларируются как натуральные – такой подход диктуют тенденции современного косметического рынка.
В числе наиболее крупных производителей таких красок на растительной основе можно назвать следующие.
Laboratories SIPA (группа компаний Daniel Harland) в течение ряда лет разрабатывала линейки растительных красок Henne Color, Tonalite, Naturena. В основе препаратов – хна, индигосодержащие растения и ревень.
Eugene Perma довольно давно разрабатывает гамму растительных красок на основе хны. Однако получить эффективно красящий препарат так и не удалось. Технический директор компании Режи Дэно считает, что в настоящее время не существует технологии эффективного крашения растительными препаратами, и разработчик сильно ограничен маленьким набором оттенков, получаемых исключительно из растительных красок.
Laboratories Phytosolba выпустила линейку растительных красок Phyto Henne Plus (семь оттенков). Краски предназначены в основном для продажи в салонах и парикмахерских. Основой гаммы является все та же хна с добавкой шафрана, куркумы, марены, грецкого ореха, каштана и некоторых других растений. Сочетания ингредиентов позволяют достигать рыжеватых, медных, коричневатых и серо-коричневых оттенков.
Компания Wella предложила для парикмахерских и салонов краски на растительной основе Living Colors. По сути, это некий концентрат на основе гранул из красящих растений, дозированных и смешанных для получения 11 оттенков. Линейка красок дополнена бальзамом-кондиционером Care&Beauty Balm. К слову заметим, что при создании продукта не обошлось без синтетического вещества Pre-Color, не содержащего аммиака или перекиси водорода, который призван повышать эффективность крашения. Для работы с Living Colors парикмахеры проходят специальный курс подготовки, и возможно, из-за этого краска не получила широкого признания среди профессионалов.
Schwarzkopf еще в 1992 году предложил покупателям краску Igora Botanic на основе сублимированных растительных красителей, которая включает восемь тонов, близких к натуральным. Средство нужно заваривать кипятком, наносить на волосы и выдерживать 30-40 минут. Главное достоинство краски, по мнению ее разработчиков, в лечебном воздействии, оно дополнительно увеличивается за счет добавок вулканической почвы.
L’Oreal в 1995 году выпустила на рынок лечебно-окрашивающее средство Epicea Color, содержащее как растительные,
так и синтетические красители. По мнению разработчиков, сочетание того и другого необходимо для получения стойкого и насыщенного цвета.А вот компания L’Erbolario в качестве природного красящего ингредиента использует в основном скорлупу незрелых грецких орехов, содержащую краситель юглон. При этом удается достичь хотя и не слишком разнообразных (серовато-коричневых), но достаточно устойчивых оттенков. Однако препараты этого производителя, декларирующие в своем составе ромашку, крапиву и некоторые другие слабокрасящие растения, содержат также синтетические дисперсные и нитрокрасители.
И, наконец, Yves Rocher. Одна из наиболее значительных разработок фирмы – краска Mouvance Nature. Она позволяет получить пять золотисто-рыжих оттенков, созданных на натуральных красителях. Продукт ориентирован на молодых покупателей. Краску можно применять в домашних условиях, время выдержки на волосах – 1 час. Mouvance Nature смывается через 2-3 недели.
Правда ли, что всем известные пакетики с хной и басмой уже не пользуются особой популярностью у модниц?
ЭТО ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Что греха таить, импортные растительные краски достаточно дороги и не всегда эффективны. Поэтому хна и басма по-прежнему популярны среди покупательниц. Расфасовка этих двух видов красок по пакетикам является сейчас основным занятием российских производителей растительных красок для волос. Интересно, что спрос на хну и басму в России настолько велик, что поставками стали заниматься и зарубежные предприниматели – жители стран, где данные растения не произрастают. Особенно преуспели в подобном занятии болгарские и польские компании.
Говорят, что басма придает волосам зеленый оттенок, и чтобы его убрать, необходимо добавить в смесь хну.
ДА, ЭТО ТАК. К появлению «зелени» в волосах, особенно светлых, приводит крашение басмой без добавок хны. Басма содержит краситель синего цвета – индиго, и если к ней добавить хну, наличие красной составляющей предотвратит появление зеленого оттенка. С другой стороны, синяя составляющая басмы как бы нейтрализует насыщенный красный цвет хны, делая результат крашения более спокойным.
А еще на косметических прилавках можно встретить так называемую «цветную хну»: розовую, фиолетовую и так далее. На упаковке имеется надпись: «100% растительные краски из хны и басмы редких сортов с цветными натуральными добавками». Правда ли они не содержат синтетических ингредиентов или производители хитрят?
НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО. В лучшем случае такие препараты содержат порошки хны и басмы с добавками синтетических красителей, которые, собственно, и придают различные оттенки: фиолетовый, розовый, красный, синий, бордовый и тому подобное.
В худшем случае в средствах для натурального крашения растительные красители не обнаруживаются вовсе. Такие продукты, по-видимому, с полным правом можно считать фальсифицированными. Подобного рода подделки без специальных приборов и методов анализа различить практически невозможно. Потребителю здесь следует в большей степени полагаться на здравый смысл и понимание того обстоятельства, что растительные красители не могут давать ярких экзотических оттенков. Для них характерны рыжеватые, серо-коричневые и серо-медные цвета.
Говорят, единственный способ отличить действительно натуральную краску от той, которая «улучшена» синтетическими ингредиентами, это внимательно прочитать все то, что написано на этикетке.
ЭТО ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Увы, каждый из нас может столкнуться с такой ситуацией, когда список ингредиентов, входящих в состав краски, декларируемой как натуральная, не указан на упаковке вовсе. Иногда «добросовестные» производители упоминают синтетические красители в списке ингредиентов на упаковке. Проку от такого подхода также немного. Рядовой потребитель, не имеющий профессиональной химической подготовки, зачастую не только не в состоянии разобраться в природе достаточно сложных химических соединений, но даже и правильно прочитать их название.
Чтобы не быть голословным, приведу реальные данные с упаковки средства для крашения волос, которое декларируется как натуральное на основе каштановых орехов. Оно достаточно дорогое: флакон 70 миллилитров стоит около 300 рублей. Производитель – известная итальянская фирма, специализирующаяся на природных средствах по уходу за волосами.
Список ингредиентов приведен на английском языке. Вот его перевод на русский: вода, пропиленгликоль, этоксидигликоль, бутоксиэтанол, гидроксиэтилцеллюлоза, полиэтиленгликоль ПЭГ-15, шалфей лекарственный, каштан благородный, кокополиамин, кокодиэтаноламид, натриевая соль ЭТДА, триэтаноламин, отдушка, HC YELLOW-4, дисперсный фиолетовый-1, HC RED-3, кислотный оранжевый, дисперсный черный 9,
HC BLUE-2, дисперсный голубой-1.Терпеливый покупатель (со знанием английского и латыни) из приведенных названий, может быть, уловит знакомые слова: шалфей (в оригинале salvia officinalis) и каштан благородный (castanea sativa). Чтобы осмыслить происхождение и роль остальных двух десятков ингредиентов и тем более понять, что семь последних позиций представляют собой синтетические красители, широко используемые для крашения волос, причем три из этого списка – нитрокрасители, применение которых в косметике уже запрещено в Европе, нужно обладать нешуточной квалификацией.
Данное средство красит (разумеется, за счет синтетических красителей) волосы в серо-коричневый, очень даже «природный» оттенок, так что без консультации специалиста или химического анализа потребителю практически не разобраться. К сожалению, таких примеров можно привести много.
Выходит, на данном этапе развития рынка натуральных средств крашения покупатель практически не имеет шансов получить качественный желаемый оттенок?
НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО. Вообще стремление потребителя изменить цвет волос входит в определенное противоречие с его тяготением ко «всему натуральному». Можно полагать, что на данном этапе развития технологии качественно окрасить волосы без синтетических красителей практически невозможно. Но в этом, возможно, и нет ничего плохого. В настоящее время имеется много эффективных и безвредных синтетических оттеночных красителей для волос. Целесообразно разделить в сознании потребителя процесс укрепления волос растительными средствами и их крашения. В нашей практике пока еще не было случаев ухудшения качества волос, происходящего из-за применения оттеночных красителей.
Основные природные красители, которые используются для крашения волос
Куркума - желтый и желто-коричневый оттенок
Марена, ревень, щавель, алоэ, лишайники, крушина - коричневый, желто-коричневый и красноватый оттенки
Кожура незрелых грецких орехов - интенсивный серо-коричневый цвет
Листья хны - медные, рыжие,желтовато-оранжевые оттенки
Почки тополя - золотисто-желтый
Каштан конский, виноградная лоза, хмель, шелуха лука, ягоды крушины - желто-коричневый
Чай, кофе, кора дуба - серо-коричневый
Вайда, индигофера (басма), гречиха красильная - синие, серо-фиолетовые
По материалам журнала Les Nouvelles Esthetiques
Ваш комментарий