В 2005 г. государство планирует выделить на закупку лекарств $1,8 млрд
Российский фармацевтический рынок в 2005 г. может вырасти почти в полтора раза вместо прогнозируемых экспертами 10%. Такой рывок ему обеспечит федеральная “Программа лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан”, на которую государство планирует выделить $1,8 млрд.До сих пор бесплатные лекарства для льготных категорий граждан (ветераны, инвалиды и др.) оплачивались за счет местных бюджетов. Общие расходы государства на лекарства для льготников, по оценкам советника руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (ФСНСЗСР) Михаила Гетьмана, не превышали 3-4 млрд руб. в год.
Но в следующем году государство планирует потратить на фармпрепараты для инвалидов и ветеранов уже 50,8 млрд руб. ($1,8 млрд) из федерального бюджета. Эта сумма выделена в проекте федерального бюджета на 2005 г. на финансирование новой “Федеральной программы гарантированного лекарственного обеспечения отдельных групп граждан”, разработанной ФСНСЗСР.
Сотрудник пресс-службы Минфина так описал “Ведомостям” путь этих средств: их получателем станет Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), который передаст деньги в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.
По словам Гетьмана, уже в сентябре служба проведет тендер среди фармацевтических компаний и дистрибьюторов по выбору “государственных поставщиков и партнеров (дистрибьюторов) программы”. Условия этого тендера станут известны только в начале следующего месяца, а сейчас служба разрабатывает референтные цены на фармпрепараты (усредненные цены, по которым государство будет закупать лекарства для льготников). Методику их определения Гетьман сообщить отказался.
Служба заключит годичные договоры на поставку лекарств с выбранными на тендере поставщиками и дистрибьюторами — последние будут распределять фармпрепараты по аптекам и аптечным пунктам поликлиник, говорит Гетьман.
Аналитик “Фармэксперта” Светлана Грудачева отмечает, что с такой масштабной программой смогут справиться только “национальные дистрибьюторы”. С ней согласен Олег Цейтлин, член совета директоров ЗАО “РОСТА”, одного из крупнейших фармацевтических дистрибьюторов. “Качественную услугу могут предоставить только оптовые компании, имеющие достаточно развитую инфраструктуру (как информационную, так и логистическую), а именно национальные фармдистрибьюторы”, — говорит он. По данным “Фармэксперта”, крупнейшими дистрибьюторами являются ЦВ “Протек” и “СИА Интернешнл” — их совокупная доля оптового рынка составляет 40%. Заместитель генерального директора ЦВ “Протек” Андрей Ларичев говорит, что его компания будет участвовать в предстоящем тендере.
Производители фармпрепаратов тоже рады росту госзакупок лекарств до $1,8 млрд. Генеральный директор компании “Верофарм” (входит в холдинг “36,6”) Антон Парканский предсказывает 50%-ный рост фармацевтического рынка в следующем году и увеличение оборотов отечественных компаний. “Государственные вливания на такую сумму не могут не сказаться в положительную сторону”, — уверен он. “Верофарм” тоже нацелена участвовать в предстоящем тендере. В “Фармэксперте” более осторожны в прогнозах роста рынка. “Думаю, что в реальности рынок вырастет не больше чем на 25-30%”, — считает Грудачева.
Директор по развитию бизнеса компании Pfizer Александр Шибаев считает новую программу “шагом к цивилизованному рынку”, хотя как она будет работать на практике, в его компании пока не представляют. Усомнился в “зрелости” проекта и Игорь Шичанин, генеральный директор консультационной группы “АСГО”, работающей с иностранными фармпроизводителями. “Пока совершенно не понятны правила игры, каким образом государство будет взаимодействовать с производителями, — говорит он. — Самое главное, чтобы этот проект был доступен всем, а не отдельно взятым игрокам”.
По данным центра маркетинговых исследований “Фармэксперт”, объем фармрынка России в 2003 г. составил $3,4 млрд в ценах производителя, что на 13% больше, чем в 2002 г. Доля препаратов российского производства составила 28% в стоимостном выражении и 73% в натуральном выражении (т. е. количество реализованных единиц упаковок).
Екатерина Долгошеева, "Подарок фармацевтам", "Ведомости", 26.09.2004
Источник: Pharmindex.ru
Ваш комментарий