«Алгоритмы медицинской диагностики. Интуитивные и методические аспекты»
В книге предлагается способ, программа и процедура формирования мыслительной деятельности на основе усвоения логического этапа создания алгоритма диагностики и лечебно-профилактической деятельности.«Алгоритмы медицинской диагностики. Интуитивные и методические аспекты»
Москва, изд-во ВЭЙН, 2002 г., 357 стр.
Я, Кац Аркадий Григорьевич, кандидат медицинских наук, в течение многих лет преподаю в медицинском университете. Контроль уровня усвоения знаний и умений студентов осуществляю по системе Заданий в форме тестов и кластеров по системе В.С. Аванесова. При этом заметил, что построение этого дидактического материала имеет определенное сходство с этапностью процесса мышления, на которую указывал великий физиолог И.П. Павлов (1951).
Получаемая человеком информация откладывается в коре больших полушарий головного мозга в виде порций временной связи. Эти временные связи, обладая свойством проведения возбуждения сигналов, накапливаясь, образуют межсигнальные связи, представляющие «цепи ассоциаций», которые и являют собой процесс мышления.
Учитывая изложенное, я пришел к выводу, что Задания в тестовой форме могут быть использованы для построения алгоритмов, в частности алгоритмов клинической диагностики. Стало очевидным, что Задания в тестовой форме, представленные в виде алгоритмов, могут служить и упражнениями для совершенствования ассоциативных связей в процессе обучения, самообучения и совершенствования клинического мышления.
Этому предмету я посвятил свою новую книгу «Алгоритмы медицинской диагностики. Интуитивные и методические аспекты диагностики».
О книге
В книге предлагается способ, программа и процедура формирования мыслительной деятельности на основе усвоения логического этапа создания алгоритма диагностики и лечебно-профилактической деятельности.
Задания в тестовой форме, широко применяемые в педагогических целях для контроля усвоения знаний, навыков и умений, применимы также для совершенствования профессиональных способностей, формирования профессионального мышления.
Отдельные главы предназначены для самостоятельной работы по усвоению знаний и решения клинических ситуаций. Для этих целей в книге приводится более трехсот оригинальных клинических задач.
Книга снабжена предметным указателем рассматриваемых нозологических форм.
Работая с заданиями в тестовой форме, мы приобретаем навыки самостоятельного освоения предмета - специальности
Отзыв на книгу
Монография «Алгоритмы медицинской диагностики. Интуитивные и методические аспекты диагностики» (автор к.м.н. А.Г. Кац ) создана в контексте современных идей управляемого усвоения: операционализации врачебных действий, моделирования максимально приближенных к реальной врачебной деятельности клинических ситуаций и отработки на них различных моделей врачебной деятельности.
Первая глава пособия «Построение алгоритма диагностики по заданиям в форме тестов и кластеров» является удачной попыткой структурирования содержания специальности. Заслугой автора является разработка диагностических алгоритмов по заданиям в форме тестов и кластеров, которые позволят студентам развивать различные аспекты мышления, интуитивные и рациональные, строить стратегию обследования и лечения пациентов, а также проводить эффективную дифференциальную диагностику.
Проф. Н.В.КУДРЯВАЯ, Зав. кафедрой педагогики и психологии Московского Государственного Медико-Стоматологического Университета
Где купить
Книгу в Москве можно приобрести в магазине «Медицинская Книга» на Комсомольском пр., в «Библио-Глобусе» на Мясницкой ул., в «Доме Книги» на Новом Арбате
Сделать заказ на книгу можно по телефону 728-6055 или электронной почте georg@wain.ru
Глава I. Построение диагностического алгоритма по заданиям в форме тестов и кластеров
Уровень сложности ситуационной задачи представлен четырьмя типами, предложенными П. Я. Гальпериным (1976), в которых ведущими элементами являются существенность признака, этиология синдрома, патогенеза, функционального нарушения и др.
Первый тип ЗТФ характеризуется наличием ВСЕХ существенных признаков болезни, достаточных для постановки диагноза (заключения) и отсутствием несущественных признаков:
-
существенные +
-
несущественные -
Второй тип
характеризуется наличием ВСЕХ существенных клинических данных, а также несущественных:
существенные +
несущественные +
Третий тип
ситуационной задачи характеризуется наличием НЕ ВСЕХ необходимых для диагностики существенных признаков при отсутствии несущественных:.
-
существенные + -
-
несущественные -
Четвертый тип
ЗТФ характеризуется наличием НЕПОЛНОГО НАБОРА существенных данных И ПРИСУТСТВИЕМ несущественных признаков:
существенные + -
несущественные - +
В клинике врач встречается преимущественно с третьим и четвертым типами ситуаций.
Подспорьем для применения диагностического алгоритма предназначена Схема ориентировочной основы действия (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин - цитировано по Г.Н. Александров, Г.Л. Ратнер - 1968; Н.Ф. Талызина, 1966).
Познакомившись с содержанием ситуационной задачи, приступают к созданию Алгоритма диагностики и поиска Диагностического ориентира путем выбора одного из наиболее вероятных (подобранных самим составителем ДА) вариантов этиологии, патологоанатомических или функциональных нарушений в организме. На основе полученной посылки, а также путем выбора устанавливают предварительный диагноз в виде конкретной нозологической единицы или синдрома, как формы заболевания или комплекса симптомов.
Для подтверждения правильности выбора на следующем этапе таким же путем составляют план различных клинико-лабораторных исследований и получают дополнительные характеристики о предполагаемом заболевании.
Процесс дифференциальной диагностики с другими заболеваниями осуществляется в сознании пользователя данного диагностического алгоритма или в более сложных случаях также с помощью ЗТФ, предназначенных для формирования ассоциативных связей. После этого приступают к формулированию клинического диагноза (см. Схему построения диагностического алгоритма).
В процессе внеклинической работы с ЗТФ приобретаются и совершенствуются навыки применения диагностического алгоритма в клинике, а также построения собственного алгоритма для любых клинических целей (диагностики, дифференциальной диагностики, выбора метода лечения, оценки и прогнозирования эффективности предпринятых лечебных мероприятий и т. д.).
Пример построения Алгоритма диагностики в форме тестов и кластеров на базе хирургической стоматологии
Пациент Г-в, 61 год, поступил с жалобами на болезненную припухлость правой щеки. Анамнез не отягощен. Считает себя больным около трех недель, когда впервые появился на коже лица в области подбородка “прыщ”, который он пытался выдавить и смазывал ихтиоловой мазью. Припухлость нарастала, через неделю появились новые образования, ухудшилось общее состояние больного.
Объективно состояние больного удовлетворительное, температура тела 36,9 гр. В переднем отделе правой щеки, в пространстве от середины носогубной складки до нижнего края нижней челюсти расположена припухлость, распространяющаяся до середины подбородка, покрытая гиперемированной кожей, на которой имеются отделенные друг от друга 4 конусообразных узелка. Один из них покрыт кровяной коркой. Все это придает плотной и резко болезненной припухлости бугристую форму. Она относительно отграниченная, окружена малозаметным отеком щеки и подчелюстной области.
При пальпации всей припухлости отмечается слабо выраженная флюктуация. Поднижнечелюстные лимфатические узлы не пальпируются. Открывание рта относительно свободное. Глотание и речь не нарушены. Слизистая оболочка рта бледно- розовая, влажная. Рот санирован.
Поиск диагностического ориентира
А. воспаление
Б. повреждение
В. дерматоз
Г. опухоль
Д. инфекционное заболевание
(Ответ: А)
Устанавливается предварительный диагноз
А. рожа
Б. актиномикоз
В. фурункул
Г. туберкулез
Д. неодонтогенная флегмона
(Ответ: Б)
Проводится дополнительное обследование
1. цитологическое: чрескожная диагностическая пункция припухлости
2. макроскопическое: исследование гноя после удаления корочки
3. бактериоскопическое: исследование гноя
4. иммунологическое: кожная проба Пирке-Манту
5. клиническое: пальпация края участка гиперемированной кожи
6. лабораторное: клинический анализ крови
7. рентгенографическое: нижней челюсти
(Ответ: 1, 2, 5,7)
Таблица. Результат дополнительных исследований
Вид исследования |
Ожидаемый |
Полученный |
2. Визуально гной |
сметаннообразный, гомогенный |
сметаннообразный , без включений |
1. Клеточный состав гноя |
элементы воспале-ния |
элементы воспаления, микрофлора кокковая |
5.При давлении на края участков гиперемии кожи |
гиперемия исчезает |
гиперемия на границе пораженной и здоровой кожи резко бледнеет |
7.На рентгенограмме нижней челюсти кость |
интактная |
интактная |
Устанавливается клинический диагноз: «Карбункул лица». Проводится дифференциальная диагностика
Таблица. Дифференцируется «Карбункул» от «Фурункула», «Рожи», «Актиномикоза» и « Флегмоны»
Существенные, отличительные черты |
Карбункул |
Фурункул |
Актиномикоз |
Флегмона |
Рожа |
1.Припухлость конусовидная |
+(3) |
+(3) |
+- |
-+ |
+- |
2.От давления гиперемия кожи бледнеет |
+(1) |
+(1) |
+-(1) |
+(1) |
- |
3.Гной гомогенный |
+(2) |
+(2) |
+-(0) |
+(1) |
-+ |
4.Припухлость множественная |
+(3) |
- |
+(3) |
+- |
-+ |
Итого: положительных знаковов |
4(9) |
3(6) |
1(4) |
2(2) |
0 |
Установлен клинический диагноз: “Карбункул передненижнего отдела правой щеки”
Определяется план хирургического лечения - вскрытие гнойного очага
А. единым линейным разрезом, тугая тампонада йодоформной марлей
Б. единым линейным разрезом вскрыть гнойно-некротический очаг, после
тщательного кюретажа рыхло тампонировать рану
В. крестообразными разрезами вскрыть все очаги, иссечь некротические
кани, туго тампонировать рану йодоформной марлей
Г. сделать по Б, тампон заменять во время перевязки через 1-2 дня
Д. сделать по В, во время перевязки тампон заменить через 3-4 дня
после операции
(Ответ: В)
Источник:
Ваш комментарий