Генетическая диктатура
Слово "биоэтика" ввел в употребление Ван Ренселлер Поттер в своей книге "Биоэтика: мост в будущее" (1974). Появилось оно в атмосфере борьбы за свободу индивида от произвола врачей, которая развернулась в конце 60-х годов.Наиболее драматический характер эта борьба приобрела в сфере психиатрии. Представители движения "антипсихиатров" утверждали, что психические болезни - миф, психиатрический диагноз - это социальный ярлык, психиатрия - лженаука, а душевнобольных не существует в природе. Их излюбленный афоризм: "Шизофрения - не болезнь, а способ организации деятельности врача".
Кажется, сегодня история повторяется, но уже на другом проблемном поле - в сфере генетических исследований. Фирмы, которые занимаются расшифровкой генофонда, растут как грибы. По прогнозам британского Фонда будущего, через 30 лет 80 процентов людей будут появляться на свет благодаря искусственному оплодотворению, и это позволит корректировать наследственные признаки новорожденных.
Однако, несмотря на прекрасное будущее генетики, растет вероятность установления генетической диктатуры общественных институтов над индивидуумом. Ее симптомы уже сегодня имеют место в США. Некоторые страховые компании заставляют своих клиентов проходить генетический тест и отказываются заключать договор с теми, у кого обнаружены наследственные заболевания. Появились бюро по трудоустройству, которые ищут для работодателей сотрудников без потенциальных смертельных болезней, например рака.
Главный американский эксперт по биоэтике Артур Каплан напоминает в связи с этим, что в 30-е годы в США формально действовал закон, предписывавший стерилизацию преступников и душевнобольных. Он полагает, что могут возникнуть рецидивы. По прогнозам Каплана, лет через пятнадцать в США наверняка развернется общественная дискуссия на тему: имеют ли право люди с плохой наследственностью заводить детей? А обозреватели журнала "Сайенс" задаются вопросом: не ведут ли новые данные науки к генетическим чисткам или построению общества, состоящего из генетических каст? В самом деле, если для исчезновения сословий, освященных обычаями, потребовались века, что будет, если сословность получит научное обоснование?
Сегодня многие приверженцы принципов биоэтики высказываются за то, чтобы на корректирование генофонда, как и на клонирование человека, был наложен запрет. Дискуссия еще только в самом начале, а участники российской научной программы "Геном человека" уже вынесли свою резолюцию, согласно которой любая заявка на исследование генома человека и использование генетических данных, касающихся индивида, семьи или популяции, должна проходить этическую экспертизу в компетентном правомочном органе.
Александр Волин
Источник: Журнал "Итоги"
Ваш комментарий