Жители крупных городов выстроились в очереди в аптеках: они не надеются, что после отмены льгот им удастся обеспечить себя лекарствами
Жители крупных городов выстроились в очереди в аптеках: они не надеются, что после отмены льгот им удастся обеспечить себя лекарствами. Правительство обещает сдерживать цены, но в это трудно поверить: до отмены льгот 4 месяца, а у Минздрава нет ни регистра льготников, ни утвержденного перечня медикаментов.Всего на реализацию закона о монетизации льгот из федерального бюджета планируется выделить 180 млрд рублей. Из них 114,5 млрд рублей будет истрачено на погашение дефицита Пенсионного фонда РФ. Остальные 65,5 млрд рублей будут направлены на реализацию проекта социального пакета: 51 млрд – на обеспечение льготников лекарственными средствами, 9 млрд – на обеспечение их санаторно-курортным лечением (ежегодно на эти деньги съездить на курорт сможет 1 млн льготников) и 7,7 млрд рублей – на проезд в общественном транспорте.
Россияне по-своему готовятся к отмене льгот: в ряде крупных городов России – Перми, Екатеринбурге, Тюмени – в аптеках ажиотажный спрос на лекарства. Пенсионеры и инвалиды впрок закупают анальгин и корвалол. Они уверены, что с исчезновением «льготных» цен на лекарства обеспечить себя необходимым будет невозможно.
В законе о монетизации льгот, который во вторник опубликован, а начнет работать с 1 января, не предусмотрено выделение бюджетных средств на выплату населению дотаций на лекарства. Но власти уверяют, что у них есть рычаги сдерживания роста цен: за счет конкурсов среди поставщиков.
Россияне настроены пессимистично. Оно и неудивительно, поскольку схему, по которой льготники будут обеспечиваться лекарствами за счет казны, придумал автор провалившейся пенсионной реформы (и так и не доработанной медицинской) нынешний министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов.
В среду заместитель Зурабова Владимир Стародубов сообщил, что государство уже до 1 декабря планирует составить список фармкомпаний, у которых будут закупать лекарства для обеспечения льготных категорий граждан.
Тот же путь Зурабов предлагал в ходе пенсионной реформы, только тогда соглашения подписывались с управляющими компаниями, а в случае с монетизацией льгот – с фармакологическими.
С управляющими компаниями ничего не получилось. Из-за смены правил игры в ходе реформы из накопительной системы исключили наиболее платежеспособное «поколение сорокалетних», и вся затея с внегосударственным инвестированием пенсионных средств провалилась. Новый же план может рухнуть просто из-за нехватки времени на его доработку.
Пока план Зурабова с льготными лекарствами выглядит как уравнение с тремя неизвестными. Понятно только, что у государства есть на закупку 51 млрд рублей, но сколько, чего и для кого будут покупать, неизвестно.
Посредством конкурсного отбора планируется выбрать 20–30 фармакологических компаний (государство не намерено плодить монополистов, пояснил замминистра). Им-то и достанутся бюджетные 51 млрд рублей.
Это не такая уж и маленькая сумма, если учесть, что весь оборот рынка в России составляет около 125 млрд рублей в год. Государство же обещает потратить 51 млрд только на обеспечение 12 млн граждан – по крайней мере столько записано в бюджете 2005 года.
Заказ получается внушительный, поэтому государство уверено, что вправе рассчитывать на получение скидок от производителей.
«Фирмы, которые намерены серьезно работать на российском рынке, пойдут нам навстречу», – убежден замминистра. Предполагается, что с «избранными» компаниями будет заключено нечто вроде «тарифных соглашений». Правда, в ущерб себе ни один производитель обычно не работает, поэтому на рынке не исключают, что продавливаться такие соглашения будут с использованием «административного ресурса».
План Минздрава настолько сырой, что даже критерии для отбора фармфирм еще не прописаны. Все будет сделано к середине октября, обещают чиновники. Не решена и основная проблема – не составлен перечень лекарств, которые государство будет закупать, – так называемый стандарт.
Стандарт – схему, регламентирующую, какие лекарства и процедуры положены в случае каждого конкретного заболевания – планировалось сформировать давно: его отсутствие послужило причиной провала системы обязательного медицинского страхования.
Нет и третьей необходимой для реализации замыслов правительства составляющей: выверенного регистра льготников. В Минздраве заявляют, что на сегодня это «основная головная боль» – не обо всех категориях льготников есть исчерпывающая информация, и нужно сверить сведения органов соцзащиты, Пенсионного фонда РФ, военкоматов, силовых ведомств. Всю эту работу тоже планируется закончить до 1 декабря. Население в чудеса не верит и штурмует аптеки заранее.
Ирина Алешина, "Монетизация анальгина", Газета.ru, 01.09.2004 21:06
Источник: Pharmindex.ru
Ваш комментарий