Химера: мифологическая медицина будущего
Среди тысяч болезней человека немало заболеваний, которые современная медицина в принципе не способна излечить. В основном, речь идёт о тех патологиях, при которых организму не хватает чего-то жизненно важного. Это – сахарный диабет (первого типа), при котором у человека недостаточно клеток, вырабатывающих инсулин; фенилкетонурия, при которой отсутствует фермент, ответственный за одну из важнейших биохимических реакций, цирроз печени, постепенно превращающий этот орган в один большой соединительнотканный рубец.Ни один из существующих методов по замещению дефектной ткани или органа не является достаточно эффективным. Пересадка органов от донора сопряжена с проблемами совместимости, и в значительной степени осложнена недостатком доноров. Попытки заместить недостаток какого-либо продукта относительно удачны лишь в случае диабета, но далеки от совершенства в случае, к примеру гемофилии. В любом случае, ни одна из "заместительных" методик не возвращает человеку здоровья, то есть не излечивает собственно причины болезни.
Мало у кого из специалистов вызывает сомнение то, что пути решения этой проблемы способна предложить биотехнология – наиболее динамично развивающаяся на сегодня область науки. Впрочем, революционные идеи многих учёных зачастую не встречают одобрения не только среди блюстителей нравственности, но и среди коллег.
Запретный клон
Одной из наиболее противоречивых с этической точки зрения методик сегодня является терапевтическое клонирование с целью получения стволовых клеток. Для этого создается (клонируется) эмбрион, генетически идентичный клеткам пациента. Развитие зародыша останавливается на ранней стадии, когда клетки эмбриона способны развиться в любую человеческую ткань или орган (и, в отличие от пересаженных органов, не отторгаются иммунной системой, которая воспринимает их как собственные). Фактически, речь идёт о возможности (крайне соблазнительной) создать любую "запчасть" для человеческого организма.
Эксперименты со стволовыми клетками законодательно ограничиваются в США и Великобритании. Запрет на использование стволовых клеток намеревается ввести и Европарламент: многие видят большую этическую проблему в том, что при их получении гибнет эмбрион. По мнению противников использования стволовых клеток, при этом уничтожается человеческое существо, что противоречит, как заявляется, нормам морали.
Запреты на эксперименты со стволовыми клетками пытаются обойти многие ученые, ставящие здоровье пациента выше продолжения биографии искусственно созданного шестнадцатиклеточного организма. Одна из таких возможностей – организация банка клеток, созданных из уже существующих клеточных линий, модифицированных таким образом, чтобы не вызывать отторжения в организме реципиента. Другие медики пытаются использовать для пересадки клетки взрослого, основываясь на предположении о том, что их также можно застаить развиться в любую ткань.
Помимо этических проблем, применение стволовых клеток ограничивают биологические сложности. Во-первых, велик риск того, что в условиях взрослого организма они сформируют не здоровую ткань, а опухоль. Во-вторых, многие исследователи до сих пор ставят под сомнение уже полученные результаты своих коллег.
Медицина между Олимпом и Аидом
Химерой – термином, заимствованным из древнегреческой мифологии, – называется организм, в котором сочетаются клетки, ткани или органы различного происхождения. Такие животные иногда получаются и в естественных условиях, если в утробе матери смешиваются части двух одновременно развивающихся эмбрионов. Клетки второго эмбриона могут распределиться равномерно (мозаично) и присутствовать в небольшом количестве во всех тканях будущего организма. Возможен и вариант скопления этих клеток в одном месте, что приводит к появлению целого чужеродного органа.
Такой человеческий эмбрион создали американские исследователи. Как сообщил на съезде Европейского общества репродукции человека и эмбриологии (European Society of Human Reproduction and Embryology) автор исследования Норберт Глайчер (Norbert Gleicher), создание эмбриона-химеры наиболее актуально для супружеских пар, у которых велика вероятность рождения детей с нарушениями одного гена, и они желают этого избежать.
По словам Глайчера, внедренные в женский эмбрион клетки мужского зародыша равномерно распределились в процессе развития плода и снабжают его нормальными продуктами того гена, дефект которого есть в "основном" геноме. Так как введенные клетки принадлежат к другому полу, они отличаются по хромосому набору и их нахождение в организме легко определить.
Доклад Глайчера подвергся осуждению большинством делегатов съезда, которые сослались на многочисленные этические и технические проблемы, которые связаны с этим экспериментом – гарантировать рождение здорового ребенка в таком случае многие посчитали невозможным.
Гены лечат
Генотерапия, пожалуй, является наиболее перспективной из новых методик и связана с наименьшим количеством этических проблем. Недостающий ген просто встраивается в клетки человеческого организма и начинает там "работать". Звучит безумно соблазнительно, не так ли?
Пожалуй, наиболее слабым звеном в этой методике на данный момент является доставка генов в клетки нужных органов. В экспериментах в качестве переносчиков чаще всего используются специально изменённые вирусы, которые несут нужный фрагмент ДНК и "заражают" им человеческие клетки. Однако, во многих случаях, с их помощью не удается добиться ни избирательности, ни высокой степени "заражения".
Принципы против целей
Известным принципом медицины – "не навреди" прикрываются практически все противники каких-либо новых лечебных методик. Врачи обвиняют их в том, что за этой формулой они теряют из виду главную цель медицины – избавление человека от болезни. Решение этого спора – за политиками и временем.
Источник: Mednovosti.ru
Ваш комментарий