Исследование гормонов и фармакотерапия при эректильной дисфункции у мужчин. Клинические рекомендации американского колледжа врачей
Эректильная дисфункция (ЭД) определяется как персистирующая неспособность достижения или сохранения эрекции, достаточной для совершения удовлетворительного полового акта. Считается, что ЭД, сохраняющуюся более 3 месяцев, следует рассматривать как показание для обследования пациента и возможности назначения лечения. Учитывая высокую распространенность расстройства, особенно у лиц пожилого возраста, с диабетом и сосудистой патологией, а также высокие затраты на терапию ЭД, американский колледж врачей (АКВ) рассмотрел имеющуюся доказательную базу в отношении показаний к гормональному тестированию и назначению фармакотерапии у пациентов с ЭД.
Методы и ход исследования.
Поиск источников для систематического обзора и мета-анализа, опубликованных на английском языке до второй половины 2007 г., был выполнен в базах данных MEDLINE, EMBASE, Cochrane Central Register of Controlled Trials, PsycINFO, AMED и SCOPUS. Для оценки пользы и риска фармакотерапии ЭД отбирались рандомизированные контролируемые исследования (РКИ), проведенные у мужчин в возрасте 18 лет и старше. Клиническое значение рутинного определения гормонов крови у мужчин с ЭД оценивалось по данным исследований, сообщивших о частоте сниженной функции половых желез (гипогонадизма) и/или гиперпролактинемии у лиц с ЭД, а также по данным РКИ, сравнивавших гормонотерапию с контролем у мужчин с ЭД. Целью рекомендаций был синтез имеющихся доказательств для ответа на следующие ключевые вопросы:
- какова клиническая польза рутинного гормонального тестирования (определения тестостерона и пролактина) для диагностики и эффективности терапии обратимой ЭД?
- какова эффективность фармакотерапии ЭД?
- какова величина риска фармакологических вмешательств при ЭД?
Результаты.
Рутинное определение гормонов применялось в 29 исследованиях (тестостерона – в 28, пролактина – в 10). Средний возраст участников варьировал от 47 до 60 лет. В целом качество исследований было оценено как низкое из-за выраженных различий в их популяциях, использовании различных методов тестирования и высокого разброса частоты доложенных гормональных нарушений. Частота низкого уровня тестостерона колебалась от 12,5% до 35%, что могло быть связано с различными характеристиками пациентов, методами измерения гормонов, критериями ЭД и гормональных нарушений или сочетания этих факторов. Поскольку доказанность того, что мужчины с ЭД чаще имеют гипогонадизм или гиперпролактинемию, чем мужчины без ЭД, значение рутинного гормонального тестирования для оценки ЭД, по мнению экспертов АКВ, остается неясным.
В 130 РКИ оценивали монотерапию ингибиторов фосфоди-эстеразы 5 типа (ИФДЭ-5) силденафила (72 РКИ), варденафила (27 РКИ), тадалафила (28 РКИ), мироденафила (2 РКИ), уденафила (1 РКИ) и в 4 РКИ непосредственно сравнивали различные ИФДЭ-5. Длительность терапии в большинстве исследований составила 12 месяцев. 85% РКИ не сообщили о маскировке терапии.
На основании имеющихся данных получены доказательства высокого качества, свидетельствующие об эффективности ИФДЭ-5 в отношении удовлетворенности половым контактом. Частота успешного полового контакта составила 69% у мужчин, принимавших силденафил, против 35,5% в группе плацебо; 68% у мужчин при терапии варденафилом против 35% в группе плацебо; 69% на фоне тадалафила против 33% в контроле. У пациентов с различной сопутствующей патологией соответствующие значения составили 69% при терапии ИФДЭ-5 против 33% в группе плацебо.
Все пять ИФДЭ-5 улучшали эрекцию в сравнении с плацебо (73–88% против 26–32% соответственно), в том числе у больных сахарным диабетом, депрессией, сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком предстательной железы, рассеянным склерозом, колоректальным раком, шизофренией, почечной и печеночной недостаточностью. Улучшение эректильной функции зависело от дозы силденафила (50 мг были лучше, чем 25 мг; но 100 мг – не лучше, чем 50 мг) и варденафила (20 мг – лучше, чем 10 мг, а 10 мг – лучше, чем 5 мг), но не тадалафила (при сравнении 20 мг против 10 мг против 5 мг). Силденафил оказался более эффективным в терапии ЭД, чем препараты, не относящиеся к классу ИФДЭ-5: сублингвальный апоморфин, фентоламин, алфузозин, а также психотерапия и дыхание с постоянным положительным давлением в дыхательных путях. Терапия силденафилом в комбинации с другими вмешательствами (психотерапией, дигидроэрготамином, каберголином [cabergoline], аторвастатином, квинаприлом и алфузозином) сопровождалась большим улучшением эректильной функции и большей частотой успешного введения полового члена и сохранения эрекции, чем монотерапия силденафилом. РКИ, непосредственно сравнивавшие силденафил и тадалафил, были низкого качества, и их результаты не позволили экспертам АКВ дать определенное заключение о большей эффективности того или иного ИФДЭ-5 в отношении удовлетворенности половым контактом и эрекцией.Эффективность гормональной терапии тестостероном (в виде таблеток, инъекций, геля, крема и пластыря) изучалась в 15 исследованиях, проведенных среди мужчин с ЭД и сниженной функцией половых желез (гипогонадизмом). Доказательства большей эффективности тестостерона в сравнении с плацебо, а также комбинации тестостерона с силденафилом против силденафила с плацебо, в отношении удовлетворенности половым контактом и улучшения эрекции признаны низкого качества и недостаточными для окончательного вывода.
По данным РКИ получены доказательства высокого качества, что при терапии ИФДЭ-5 чаще, чем при приеме плацебо, встречаются нежелательные явления (головная боль, приливы, ринит, диспепсия; реже – зрительные расстройства, миалгия, тошнота, рвота, диарея, головокружение и боль в груди). Однако при этом серьезные нежелательные явления отмечены только менее чем у 2% мужчин без достоверных различий между ИФДЭ-5 и плацебо. Применение силденафила сопровождалось меньшей частотой нежелательных явлений, чем терапия препаратами, не относящимися к классу ИФДЭ-5, или его комбинацией с этими препаратами. Различий в частоте побочного действия между различными представителями ИФДЭ-5 не отмечено, однако доказательства этого были очень низкого качества.
Частота передней ишемической нейропатии зрительного нерва, не связанной с артериитом (т.е. с темпоральным артериитом или ревматической полимиалгией) при терапии ИФДЭ-5, по-видимому, не увеличивается (относительный риск – 1,02; 0,92–1,12) и составляет 4,6 случаев на 10 000 мужчин в год. Однако риск возможной ишемической нейропатии зрительного нерва, не связанной с артериитом (папиллит и/или неврит в отсутствии темпорального артериита, ревматической полимиалгии и предшествующих нейропатий зрительного нерва) при терапии ИФДЭ-5, возможно, увеличивается (абсолютный риск – 2,4 случая на 10 000 мужчин в год; относительный риск – 1,34; 1,17–1,55).
Получены доказательства очень низкого качества, что частота нежелательных явлений при терапии тестостероном (таблетки и гель) не отличается от таковой при приеме плацебо. По данным 3 РКИ, уровни простат-специфического антигена (ПСА) в группах тестостерона и плацебо не различались.
Частота нежелательных явлений при комбинации тестостерона (таблетки, гель или пластырь) и силденафила была низкой и не отличалась от монотерапии силденафилом (3 РКИ; низкое качество доказанности). В том числе сходными были уровни ПСА (2 РКИ; низкое качество доказанности).Выводы.
Рекомендация 1. АКВ рекомендует, чтобы врачи начали терапию ИФДЭ-5 у мужчин, которые обращаются по поводу ЭД и не имеют противопоказаний к применению ИФДЭ-5 (высокая сила рекомендации и высокое качество доказанности).
Рекомендация 2. АКВ врачей рекомендует, чтобы выбор специфического ИФДЭ-5 был основан на предпочтении пациента с ЭД, основанного в том числе на простоте применения, стоимости препарата и профиле его побочного действия (слабая сила рекомендации и низкое качество доказанности).
Рекомендация 3. АКВ не может однозначно высказаться ни «за», ни «против» рутинного определения гормонов крови или гормональной терапии при ведении пациентов с ЭД (недостаточная доказательная база для определения общего баланса пользы и вреда).
1. Qaseem A., Snow V., Denberg T.D. et al. Hormonal testing and pharmacologic treatment of erectile dysfunction: a clinical practice guideline from the american college of physicians. Ann Intern Med. November 3, 2009;151(9):639-49.
Ваш комментарий