Современные подходы к терапии воспалительного суставного синдрома: акценты на местном применении нестероидных противовоспалительных препаратов
Зупанец И.А.
докт. мед. наук, профессор
Безуглая Н.П.
канд мед. наук, доцент
Кафедра клинической фармакологии
с фармацевтической опекой
Национальный фармацевтический
университет
По данным ВОЗ, боль в суставах встречается у 30% населения, при этом 20% из них нуждаются в постоянной терапии под наблюдением врача.
Основной причиной боли выступает воспалительный суставной синдром. В его структуре лидирующее место занимает остеоартроз, частота встречаемости которого в популяции возрастает с 50% у лиц старше 40 лет до 90% у лиц старше 70 лет. Другими причинами воспалительного суставного синдрома выступают реактивные, инфекционные артриты, артриты при системных заболеваниях соединительной ткани (ревматический, ревматоидный), травматические артриты (травма бытовая, спортивная), подагра, др.
В Украине число больных с воспалительно-дегенеративными заболеваниями и поражениями суставов превышает 3 млн., и по частоте они уступают только болезням органов кровообращения и пищеварения [1, 2].Вне зависимости от природы воспалительные заболевания и поражения суставов резко ограничивают трудоспособность и в значительном числе случаев в течение ближайших 2-5 лет приводят к инвалидности. Именно поэтому главной целью их терапии является не просто устранение боли, но подавление воспалительного процесса с приостановлением, если не удается прекратить полностью, деструктивных изменений суставов.
Современный врач располагает довольно широким арсеналом средств лечения воспалительных заболеваний и поражений суставов, среди которых первое место принадлежит нестероидным противовоспалительным препаратам (НПВП).На сегодня фармацевтический рынок предлагает практическому врачу 104 НПВП (INN), представленных 3009 торговыми марками. Причем этот рынок постоянно пополняется. Так, в последние годы появились 16 новых препаратов, такие как лизина ацетилсалицилат, теноксикам, мелоксикам, нимесулид, лорноксикам, целекоксиб, рофекоксиб, вальдекоксиб, парекоксиб, эторикоксиб и др.
Об исключительной важности НПВП во врачебной практике свидетельствуют хотя бы такие два факта:- ежегодно в мире НПВП приобретаются на сумму более 6 млрд. долларов;
- минимум 30 млн. человек на планете каждый день потребляют НПВП, причем в связи со старением популяции это число постоянно увеличивается.
Терапевтический эффект НПВП реализуется за счёт торможения активности ЦОГ-2, а побочные эффекты появляются как раз именно при ингибировании ЦОГ-1. К наиболее частым и опасным побочным эффектам НПВП относятся желудочно -кишечные осложнения. Термин "NSAID-gastropathy", введенный в 1986 г. S.H. Roth, означает эрозивно-язвенные гастроинтестинальные поражения на фоне приема НПВП.
Существует ряд факторов, способствующих повышению риска НПВП-гастропатии. К ним относят возраст (старше 60 лет), наличие патологии желудочно-кишечного тракта в анамнезе, прием высоких доз НПВП или одновременный прием нескольких НПВП, одновременный прием НПВП и глюкокортикоидов, длительная (свыше 3 мес.) терапия антикоагулянтами и/или антиагрегантами [5].Естественным путем профилактики НПВП-гастропатий является использование новых НПВП, получивших название специфических ингибиторов ЦОГ-2, которые даже в высоких дозах не теряют своей ЦОГ-2 селективности (в отличие от селективных ингибиторов ЦОГ-2, быстро утрачивающих это свое свойство при простом увеличении дозы). Высказывавшиеся совсем недавно опасения в отношении возможных побочных кардиоваскулярных эффектов этих препаратов не подтвердились, и они на сегодняшний день полностью "реабилитированы". Как сообщало агентство The Associated Press "Vioxx Could Rejoin Painkillers on Market" еще в феврале этого года, специально созданный при правительстве США экспертный совет по коксибам 18 февраля 2005 года принял решение о целесообразности дальнейшего их применения в клинической практике, поскольку "польза превышает риск".
Эффективность специфических ингибиторов ЦОГ-2 сравнима с неселективными ингибиторами ЦОГ или так называемыми традиционными НПВП [5]. Эти препараты характеризуются значительно более высокой безопасностью в отношении желудочно-кишечного тракта и влияния на почечный кровоток [1, 2, 5]. К ним полностью относится ставшее в последние годы критерием для назначения лекарственных препаратов понятие фармакоэкономической выгоды: применение специфических ингибиторов ЦОГ-2 дешевле применения неселективных ингибиторов ЦОГ в расчете на необходимость последующего лечения или профилактики гастропатий с помощью ингибиторов протонной помпы, гастроцитопротекторов и др. препаратов [4].Существуют различные подходы к терапии пациентов с воспалительным суставным синдромом. В случае острого воспалительного суставного синдрома (в основном пациенты с острой болью в результате травмы) терапия кратковременная и главное требование - максимальная эффективность с быстрым достижением клинического результата. При хроническом воспалительном суставном синдроме (пациенты с хроническими болями, обусловленными заболеваниями и последствиями повреждений суставов и позвоночника) терапия длительная и основное требование к терапии - безопасность.
В связи с этим в последнее время в ведении пациентов с острым и хроническим воспалительным суставным синдромом все больше внимания уделяется местному применению НПВП. Преимущества использования лекарственных форм для местного применения состоят в их относительной простоте и безопасности, сочетании местного и резорбтивного действий при слабо выраженном системном действии и, как следствие, значительно меньшей выраженности побочных эффектов, в первую очередь со стороны желудочно-кишечного тракта. Кроме того, использование лекарственных форм для местного применения обеспечивает высокую концентрацию действующих веществ в месте нанесения препарата, позволяет в одном препарате использовать несколько активных веществ с разным механизмом и направленностью лечебного воздействия, позволяет достигать пролонгированного действия.Среди множества разновидностей препаратов местного действия на основе НПВП сегодня преимущественно используются мази и гели, причем гели имеют ряд преимуществ перед мазями. В отличие от мазей гели обладают пролонгированным действием, благодаря чему их можно применять на ночь. Гели оказывают увлажняющее действие на кожу и по сравнению с мазями лучше всасываются. Благодаря этому их фармакотерапевтическое действие более выраженное. Кроме того, в отличие от мазей, при попадании на кожу или одежду они легко смываются водой, не оставляя никаких следов.
На рынке Украины представлен только один лекарственный препарат для местного применения в форме геля на основе специфического ингибитора ЦОГ-2 рофекоксиба. В его состав, кроме рофекоксиба (1,0 г), дополнительно входят метилсалицилат (10,0 г), ментол (5,0 г) и льняное масло (3,0 г). Данная комбинация обеспечивает потенцирование эффекта компонентов и многоступенчатость действия препарата. На первом этапе, сразу после нанесения, ментол, стимулируя холодовые рецепторы кожи и поверхностные нервные окончания, оказывает мгновенный отвлекающий и обезболивающий эффект. Спирты, испаряясь с поверхности кожи, дополнительно обеспечивают охлаждение и анальгезию. Вслед за этим наступает местнораздражающее, анальгетическое и противовоспалительное действие метилсалицилата. И наконец, начинается действие специфического ингибитора ЦОГ-2 рофекоксиба. Гелевая основа обеспечивает ему достаточную биодоступность. При этом рофекоксиб не просто снимает боль, но надолго устраняет ее причину - воспаление. Следующий компонент, льняное масло, обеспечивает медленное всасывание и пролонгированное действие метилсалицилата и рофекоксиба, при том, что само обладает антиоксидантными свойствами (в очаге воспаления формируется гипоксия и связанная с этим активация перекисного окисления липидов).Для достижения более быстрого клинического результата сочетают таблетированные и гелевые формы рофекоксиба. При этом таблетка препарата принимается утром, а гель втирается на ночь. Рекомендуемая начальная суточная доза рофекоксиба в таблетках составляет 12,5 мг и может быть увеличена до 25 мг. Максимальная рекомендуемая суточная доза составляет 50 мг.
Рекомендуемая литература1. Дзяк Г.В., Викторов А.П., Гришина Е.И. Нестероидные противовоспалительные препараты. К.: Морион, 1999, 112 с.
2. Коваленко В.Н., Бортк евич О.П. Остеоартроз. Практическое руководство. К.: Морион, 2003, 448 с.
3. Рациональная фармакотерапия ревматических заболеваний /Под ред. В.А. Насоновой, Е.Л. Насонова. М.: Литерра, 2003, 507 с.
4. Фармацевтическая опека: Курс лекций для провизоров и семейных врачей /Зупанец И.А., Черных В.П., Попов С.Б. и др.; Под ред. В.П. Черных, И.А. Зупанца, В.А. Усенко. Х.: Мегаполис, 2003, 608 с.
5. Яблучанский Н.И. Специфические ингибиторы циклооксигеназы-2 и остеоартроз. http://www.medicusamicus.com
Medicus Amicus #6, 2005
Ваш комментарий