Пациенты с сердечной недостаточностью и максимальным риском смерти реже всего получают эффективную терапию (ингибиторы АПФ, антагонисты ангиотензиновых рецепторов, бета-блокаторы)
"Прогнозируемые и наблюдаемые риск смерти при сердечной недостаточности (СН) обратно связаны с назначением до и после выписки жизнесохраняющих препаратов", напоминают д-р Douglas Lee и его коллеги (Университет Онтарио, Торонто, Канада). Они изучали связь лекарственной терапии с риском смерти у 1418 участников исследования EFFECT (Enhanced Feedback for Effective Cardiac Treatment), пациентов с СН и фракцией выброса левого желудочка (ФВЛЖ) не выше 40%. Больные распределялись по группам годичного риска смерти - низкий риск (не выше 17.7%), средний (26.3-34%) и высокий (не ниже 49.4%) риск. При выписке из стационара частота назначения ингибиторов АПФ, соответственно, составила 81%, 73% и 60%.
Для ингибиторов АПФ и антагонистов ангиотензиновых рецепторов эти показатели составили 86%, 80% и 65%; для бета-блокаторов - 40%, 33% и 24% (р<0.001 для всех сравнений). Аналогичная тенденция отмечалась и спустя 90 дней после выписки и сохранялась вплоть до одного года. После поправки на время выживаемости и другие вмешивающиеся факторы, пациенты с низким риском все равно чаще получали эффективную терапию - ингибиторы АПФ / антагонисты аниготензиновых рецепторов и бета-блокаторы: отношение рисков 1.61 и 1.80, соответственно.По мнению авторов, подобные результаты могут объясняться недостаточным пониманием врачами пользы терапии, приоритетом лечения сопутствующей патологии, а не СН, стремлением избежать полипрагмазии. Использование алгоритмов комплексной оценки риска поможет эффективнее выявлять пациентов из группы высокого риска, которые в первую очередь нуждаются в терапии.
JAMA 2005;294:1240-7.
Ваш комментарий