Поучены новые данные о ценности измерения уровня натрийуретического пептида
В двух статьях нового номера New England Journal of Medicine идет речь о том, что определение уровня В-фракции натрийуретического пептида помогает в диагностике и лечении госпитализируемых с остро возникшей одышкой пациентов, а также при оценке прогноза у асимптомных лиц.
Мозговая и предсердная фракции натрийуретического пептида (brain and atrial natriuretic peptide, BNP and ANP) - гормоны, декретируемые в ответ на растяжение сердечной мышцы. Они влияют на почечную экскрецию жидкости и натрия, расслабляют гладкие миозиты сосудов, подавляют активность симпатической и ренин-альдостерон-ангиотензиновых систем. Все это приводит к уменьшению пред- и постнагрузки. Поэтому рекомбинантный BNP применяется в терапии сердечной недостаточности (СН), а обе фракции, BNP и ANP, используются как биомаркеры.
В ходе простого слепого исследования BASEL (BNP for Acute Shortness of Breath Evaluation) д-р Christian Mueller и его коллеги (Базельский Университет, Швейцария) рандомизированно назначали либо не назначали однократное определение уровня BNP 452 пациентам, поступавшим в отделение неотложной терапии с остро возникшей одышкой.
При уровне BNP ниже 100 пг/мл диагноз застойной СН считался маловероятным, при 500 пг/мл и выше - высоко вероятным. При промежуточных значениях клиницистам рекомендовалось ориентироваться на другие диагностические данные.
Оказалось, что при дополнительной оценке уровня BNP пациенты госпитализировались гораздо реже, чем при стандартном обследовании: 75% против 85% (р=0.008). В группе BNP интенсивная терапия требовалась достоверно меньшему числу больных: 15% против 24% (р=0.
Время пребывания в стационаре было значительно короче в группе BNP, по сравнению с группой контроля: 8.0 против 11.0 дней (р=0.0001). Общая стоимость терапии также была ниже в группе BNP - на 26% (1854 доллара США, или 463 Евро).
"Определение уровней фракций натрийуретического пептида должно быть включено в Европейские рекомендации по диагностике и лечению СН", полагают авторы.
Другая статья этого же выпуска посвящена оценке долгосрочной прогностической значимости определения уровней ANP и BNP у 3346 асимптомных людей среднего возраста, участвовавших в проекте Framingham Offspring Study. За период наблюдения (в среднем 5.2 года) умерло 119 человек, а 79 человек впервые перенесли то или иное сердечно-сосудистое событие.
Д-р Thomas Wang и его коллеги установили, что уровень BNP является независимым предиктором риска смерти, СН, фибрилляции предсердий и инсульта, после стандартизации по традиционным факторам риска. Лишь 2.2% мужчин и 1.5% женщин имели уровни BNP выше 80 пг/мл, но эти "выбивающиеся" данные не влияли на общий результат.
При концентрации BNP, превышающей 80-ую персентиль (>20 мг/мл для мужчин, >23.3 пг/мл для женщин), долгосрочный риск смертности увеличивался на 62%, а риск развития сердечно-сосудистого события - на 76%. Кроме того, высокий уровень BNP ассоциировался с увеличением риска фибрилляции предсердий и инсульта почти в два раза, риска СН - в три раза. Та же тенденция наблюдалась и для ANP.
Соглашаясь с необходимостью валидизации полученных данных, д-р Wang и его коллеги, тем не менее, утверждают, что определение концентрации фракций натрийуретического пептида способствует своевременному выявлению сердечно-сосудистой патологии.
Д-р Daniel Mark и д-р Michael Felker (Медицинский Центр Университета Duke, Durham, Северная Каролина) комментирует в редакторской статье этого же выпуска: "По данным исследований BASEL и Framingham Offspring Study, оценка уровня BNP - это не просто тест для выявления СН… С одной стороны, этот тест никоим образом не заменяет тщательное клиническое обследование. С другой стороны, по уровню BNP можно еще при отсутствии какой-либо симптоматики выявить лиц с риском сердечно-сосудистой патологии".
New Engl J Med 2004;350:647-54, 655-63.
Ваш комментарий