Увеличение финансирования здравоохранения никак не влияет на его качество
Пока политики спорят о том, каким будет второй срок президентства Владимира Путина, а подавляющее большинство россиян поддерживают и одобряют его политику, власть начинает реформы, которые станут главным содержанием грядущего четырехлетия. Масштаб и направление преобразований может оказаться большим сюрпризом для многих верных путинцев. И прежде всего потому, что изменения повлияют на главный президентский электорат - на работников социальной сферы.
Реформаторская цель номер один - система здравоохранения. Реформа именно этого сектора экономики скрывается за термином "сокращение социальных мандатов". Переводить это определение с бюрократического на русский чиновники не желают. Потому что в этом случае пришлось бы говорить, например, о сокращении численности медицинских работников. А это, согласитесь, замечательный предвыборный аргумент.
Выбор объекта реформирования выглядит вполне закономерным. С одной стороны, власть впервые имеет огромный политический ресурс для решения социальной проблемы, над решением которой реформаторы бьются уже больше восьми лет. С другой, "бюджетная" и социальная цена законсервированной советско-уравнительной системы здравоохранения с каждым годом становится все выше. Количественно государство тратит на медицину все больше средств. Если в 2001 году бюджет предусматривал выделение на здравоохранение 18,7 млрд. рублей, то в 2002 году эта сумма составила более 26,6 млрд, а в 2003 - 31,4 млрд. В телевизионных популистских дебатах чиновники с гордостью оперируют этими цифрами, приводя их в качестве доказательства растущей заботы о здоровье россиян.
Во внутренних же правительственных документах те же государственные персонажи констатируют, что деньги, по сути, уходят в песок.
Социологические опросы диагностируют рост недовольства населения качеством медицинского обслуживания. По данным Центра социологических исследований МГУ, в последние годы здоровье и здравоохранение вышли на первые два места в рейтинге проблем, которые волнуют соотечественников. Преступность, коррупция и прочее ушло вниз.
Тревожную динамику фиксируют и исследования сравнительной эффективности использования ресурсов в здравоохранении,
При росте государственных обязательств перед социальной сферой практически невозможно заниматься снижением налогов, стимулируя производство.
Теперь власти готовы начать демонтаж этой корявой, но очень устойчивой конструкции. Вопрос заключается в том, как они собираются это делать. Судя по отрывочным сведениям, доходящим из правительства, ставка может быть сделана на финансовые механизмы. По слухам, планируется сокращение числа медицинских учреждений, пользующихся бюджетным финансированием, и передача их на балансы субъектов федерации. За этой элегантной формулировкой скрывается, по сути, бескомпромиссное решение судьбы многих медицинских институтов и организаций. Кроме того, вроде бы планируется изменение структуры системы здравоохранения - в частности сокращения числа специализированных медицинских учреждений.
Почему избрана "финансовая" методика – догадаться несложно. Она уже успешно опробована на реформе межбюджетных отношений. Вопрос заключается в том, насколько эффективными окажутся такие инструменты применимо к здравоохранению и образованию.
И здесь исполнительная власть может стать жертвой собственных неограниченных возможностей. Чтобы выбрать оптимальный вариант реформы по соотношению "социальная цена - получаемое качество", необходима сложная процедура оценки принимаемых решений. Открытое обсуждение реформ при известных минусах (риск "замыливания" решения) имело важный плюс. В парламентских и общественных дискуссиях чиновники "обкатывали" и верифицировали свои предложения, согласовывая их с различными группами интересов. Теперь такого механизма нет. Как следствие, вполне закономерным выглядит первый скандал с медицинской реформой. На днях педиатры на своем конгрессе в Москве подвергли жесткой критике предложения правительства ликвидировать детские поликлиники и женские консультации, заменив их "терапевтами общего профиля". По мнению замминистра здравоохранения по вопросам материнства и детства Ольги Шараповой, заявления о "ненужности педиатрии" преждевременны, так как "за последнее время в России сократилась младенческая и материнская смертность только благодаря существующей системе". Избегая публичных споров, чиновники рискуют получить реакцию не в парламенте, а на местах - люди в белых халатах снова выйдут с плакатами. Не исключено, к ним присоединятся их многочисленные пациенты.
Ваш комментарий