Положительные аспекты стресса
Драматические события ни для кого не проходят бесследно. У людей, ставших жертвой различных катастроф, стихийных бедствий, терактов, а также переживших какое-либо душевное потрясение, скажем, смерть близкого человека, возникает состояние, называемое посттравматическим стрессовым синдромом. Что это такое, и как его преодолеть? Различают три фазы стресса: шок, реактивная фаза и фаза анализа…
Первая — состояние шока, которое длится от нескольких минут до нескольких часов. В этой фазе человек может вести себя неадекватно — например, впасть в ступор или, наоборот, проявлять бешеную активность. Иногда наступает нечувствительность к боли. Так, пострадавший с серьезными переломами или ожогами может бегать, отбиваться от окружающих, кричать, что ему не нужна помощь. В таких случаях необходимо следить, чтобы человек, находящийся в шоке, не причинил себе вреда.
Вторая фаза — реактивная. Длится она обычно от нескольких часов до нескольких суток. В этот период человек наконец-то понимает, что с ним произошло, и пытается обсуждать это с окружающими. Ни в коем случае нельзя останавливать пострадавшего, желающего выговориться. Надо его выслушать, пожалеть, посочувствовать -одним словом, просто побыть "жилеткой", в которую можно поплакаться.
Далее наступает фаза анализа, когда человек осмысливает произошедшее. Длится она от нескольких часов до нескольких лет, чаще всего около полугода.
Именно на аналитической фазе обычно развивается посттравматический синдром — жертва зацикливается на стрессовой ситуации и никак не может выйти из этого состояния. Пострадавший боится повторения пережитого кошмара, любые сходные эпизоды воспринимаются им как трагедия. Человек либо без конца рассказывает о том, что случилось, либо замыкается в себе, не желая "грузить" окружающих своими проблемами, но и от этого страдает ничуть не меньше. Главное в такой ситуации — понять и принять ее. Осознать, что надо жить дальше, восстановить свое здоровье. Чтобы помочь "зацикленному" человеку, следует попробовать переключить его внимание на что-то другое,
предложить ему новые, интересные занятия.Вот история девушки Кати, которую сбила машина: "Я доставала из багажника своего автомобиля сумку, когда сзади на меня наехала машина — водитель на скользкой дороге не справился с управлением. Я сильно ушибла спину, и осколки стекла повредили лицо, мне выбило несколько зубов. Помню, в состоянии шока у меня наступила эйфория, я чувствовала себя прекрасно… Конечно, я понимала, что меня сбила машина и мне надо в больницу, но ни боли, ни страха не было.
К вечеру шок прошел. Я почувствовала боль и страх. В больнице не могла спать — перед глазами все время стояла картина случившегося, я видела свою кровь на асфальте…
Через некоторое время я поправилась и вышла на работу. Но стала панически бояться автомобилей и не могла переходить улицу. Позже я догадалась обратиться к специалистам, и со временем все прошло".
Серьезную работу с пережившими травматическую ситуацию нужно вести не ранее чем через полгода после происшедшего. Как правило, психолог предлагает пациенту представить случившееся в разных вариантах, например, как трагедию, комедию и так далее. В результате у пострадавшего меняется отношение к пережитой ситуации, он оценивает ее с разных точек зрения.
Светлана, чуть не утонувшая во время катания на яхте вспоминает: "Я прыгнула в воду и, неосмотрительно упустив веревку, за которую надо было держаться, оказалась на середине водохранилища, где было довольно глубоко. Я все же не запаниковала, твердо решив, что должна спастись, и поплыла. Мои подруги не могли мне помочь, так как на яхте в это время меняли парус. Тогда я начала громко кричать. Меня подобрала другая яхта, проплывавшая мимо, и я благополучно вернулась на борт. Командир экипажа, взглянув на меня, сказал: "Прыгай еще раз!" У меня не было времени на раздумья, и я машинально послушалась. На этот раз я держалась за веревку,
и все было в порядке: я искупалась и снова поднялась на борт. А на обратном пути мы с юмором обсуждали происшедшее. Не вызывает сомнения, что командир поступил так, чтобы помочь мне избежать психологической травмы. Если бы я помнила только то, как тонула, долго переживала бы стресс и вряд ли решилась бы еще раз прыгнуть в воду".Вообще, все люди по-разному переносят экстремальные ситуации. Одни в момент опасности мобилизуют все силы — физические и душевные, другие теряются, впадают в панику, в уныние… Иногда бывает и так, что перенесенный стресс идет человеку на пользу, закаляет его.
Если же вы с честью миновали все три посттравматические фазы, остается только сделать вывод: опасные обстоятельства, в которые мы попадаем, это чаще всего результат наших собственных ошибок. Благодаря им мы приобретаем бесценный опыт, который поможет в будущем избежать травмирующих психику ситуаций.
Маргарита Троицына
www.medpulse.ru
Ваш комментарий