Грудной ребёнок
Нервная система новорожденного незрелая. Большую часть суток (около 20 ч) он спит, просыпаясь лишь от голода и неприятных ощущений (холод, мокрые пеленки, боли в животе и др.). Выражение лица здорового ребенка спокойное, мимика живая. Крик громкий, эмоциональный. С первых дней жизни ребенок хорошо различает вкус. Обоняние, зрение и слух слабые. В первые дни жизни взгляд ребенок не фиксирует, движения его глаз не координированы (физиологическое косоглазие). Слезная жидкость на первой неделе жизни не выделяется. Болевая чувствительность в первые недели жизни несколько снижена, температурная и осязательная развиты хорошо.
К концу 1 мес. ребенок начинает фиксировать взгляд на предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы. При близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, открывает рот, производит сосательные и глотательные движения. Несколько секунд может удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается поднять ее. Если прикоснуться к подошвам ребенка, лежащего на животе, он начинает отталкиваться ногами и пытается ползти. При поддержке под мышки ребенок опирается ногами. Во время пеленания размахивает руками и ногами, поворачивает голову, улыбается.
В возрасте 2 мес. ребенок обычно хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении несколько минут; лежа на животе, приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы, при появлении яркого предмета или достаточно громком звуке перестает сосать. Исчезает рефлекс ползания при прикосновении к подошвам. В ответ на обращение к нему малыш реагирует более определенно и разнообразно — улыбается в ответ на улыбку, при разговоре с ним издает неопределенные звуки. Предметы охватывает всей ладонью и крепко их удерживает.
В возрасте 3 мес. ребенок свободно удерживает голову в вертикальном положении в течение 5—6 мин, свободно переворачивается со спины на живот; лежа на животе, приподнимается, опираясь на предплечья и локти. Движения рук становятся более свободными и целесообразными: ребенок тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот, тянет пеленку. Хорошо улавливает направление звука, поворачивается в его сторону, следит за движущимся предметом. У ребенка появляется четкая зрительная реакция на кормление: при близости груди матери, бутылочки с молоком или ложки открывает рот, тянется к груди или к еде. Он любит, когда с ним играют взрослые, улыбается, а если с ним перестают заниматься, кричит.
В возрасте 4 мес. ребенок садится при поддержке или опоре, но удерживать прямо спину еще не может. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Играет с висящими над кроваткой игрушками, берет их в руки, ощупывает, тянет в рот. Приподнимаясь, опирается только на ладони. Постоянно «гулит», издает мелодичные звуки, во время игры не только улыбается, но и смеется, различает некоторые цвета.
В возрасте 5 мес. ребенок хорошо знает мать, не идет на руки к незнакомым лицам. Различает тон голоса. Движения становятся более уверенными, ребенок берет игрушки и подолгу удерживает их в руках. Поддерживаемый под мышки, стоит ровно на ногах.
В возрасте 6 мес. ребенок самостоятельно садится и сидит ровно без поддержки. Переворачивается с живота на спину, при поддержке за руки или за грудь встает и делает попытки переступать ногами. Пытается ползать на четвереньках. Свободно играет с игрушками — перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую. При виде пищи открывает рот, может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба и др.
В возрасте 7 мес. ребенок ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно и уверенно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Тянется к своему изображению в зеркале, с рук на руки. Хорошо повторяет слоги: ма-ма, па-па, ба-ба.
В возрасте 8 мес. ребенок свободно ползает, цепляясь за кроватку, встает и сам садится. Пытается хлопать в ладоши, повторяет выученные движения. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится более разнообразной, ребенок выражает интерес или удивление при появлении новой игрушки, незнакомого лица. Он ищет взглядом нужный предмет и настойчиво стремится достать его. Подолгу играет с игрушками, рассматривает их, постукивает одной о другую.
В возрасте 9 мес. ребенок может выполнять довольно сложные движения: перебирает кубики, выполняет простые просьбы — «дай ручку», «помаши ручкой», «до свидания» и др. Ищет упавший или спрятанный предмет, отыскивает предметы, находящиеся в разных местах. Пытается стоять без опоры; держась за предметы или обе руки, ходит. Садится из вертикального положения.
В возрасте 10 мес. ребенок сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку, за коляской. Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Хорошо подражает движениям взрослых. Выполняет простые требования, просьбы. Начинает произносить простые слова, называет отдельными слогами окружающие предметы и животных.
В возрасте 11—12 мес. ребенок хорошо ориентируется в пространстве — встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку, в конце первого года делает первые шаги без поддержки. Знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела. Понимает запрещения и выполняет многие просьбы. Произносит отдельные короткие слова и знает их. Словарный запас — около 10 слов. Спит 14—16 ч в сутки. Схема развития статических и двигательных функций у грудного ребенка приведена на рис. 2.
У недоношенных детей отмечается значительное запаздывание, по сравнению с доношенными сверстниками, становления статических и моторных функций: пытаются удержать голову лежа на животе в 2—4 мес., хорошо удерживают голову вертикально в 4—6 мес., переворачиваются на живот, устойчиво стоят при поддержке в 61/2—7 мес., переворачиваются с живота на спину в 7—81/2 мес., самостоятельно садятся и ложатся, встают, держась за барьер, в 9—12 мес., стоят самостоятельно в 11—13 мес. Замедлено также становление речи. Гулить начинают в 31/2—5 мес., громко произносить слоги в 91/2—12 мес., повторять различные слоги за взрослыми с 10—121/2 мес., произносить первые слова в 11—141/2 мес.
НАРУШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕРЫ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ
Беспокойство ребенка может быть вызвано чувством голода или жажды, раздражением кожи мокрыми или высушенными, но не выстиранными пеленками, болью в животе при вздутии кишечника или запоре, перегреванием или переохлаждением. Нередко беспокойное поведение ребенка и плохой сон бывают обусловлены возбужденным состоянием матери, шумом и ярким светом в комнате, где находится ребенок, скоплением гостей.
В тех случаях, когда беспокойство возникает без очевидной причины или сохраняется после ее устранения, необходимо срочно вызвать врача, так как оно может быть проявлением серьезных заболеваний — среднего отита (воспаление среднего уха), менингита (воспаление мозговых оболочек), инвагинации кишки (внедрения одного отрезка кишки в просвет другого), заболеваний центральной нервной системы, обусловленных родовой травмой или внутриутробным кислородным голоданием, и других. При подозрении на средний отит, который развивается обычно на фоне насморка и проявляется, помимо беспокойства, отказом от груди, болезненностью при надавливании на козелок ушной раковины, иногда рвотой и повышением температуры тела, до прихода врача можно провести следующие мероприятия. В первую очередь нужно постараться восстановить носовое дыхание у ребенка. Для этого носовые ходы следует чаще очищать ватным жгутиком или отсасывать их содержимое резиновым баллончиком (прокипяченным). После очищения носовых ходов в них закапывают свежесцеженное материнское молоко (по 3—4 капли). В качестве сосудосуживающих средств для уменьшения отека слизистой оболочки можно использовать 0,5—1% раствор эфедрина, 0,01% раствор адреналина (по 2—3 капли 3—4 раза в день в нос). Можно закапывать в нос также 10% раствор сульфацил-натрия (альбуцида), оказывающий противомикробное действие. Нельзя применять капли, содержащие ментол (возможен спазм гортани!). Растворы перед введением в нос слегка подогревают, поставив бутылочку с лекарством в теплую воду. Закапывание производят в положении ребенка на спине. Облегчить состояние ребенка может полуспиртовой согревающий компресс, наложенный на ухо на 3—4 ч.
Вздутие кишечника (метеоризм) у детей первого года жизни чаще всего обусловлено заглатыванием воздуха при неправильной технике кормления, жадном сосании (см. Аэрофагия) и усилением бродильных процессов в кишечнике вследствие ферментативной недостаточности, дисбактериоза (изменения состава и количественных соотношений микроорганизмов, в норме заселяющих кишечник) и др. При этом ребенок проявляет беспокойство, сучит ножками, живот увеличивается в объеме, напрягается, газы отходят редко, стул, как правило, отсутствует. Вздутие кишечника может быть также симптомом непроходимости кишечника, которая нередко сопровождается рвотой. Частой причиной непроходимости кишечника у детей первого года жизни является инвагинация. В этом случае вздутие кишечника возникает обычно после приступов резкого беспокойства ребенка, чередующихся со светлыми промежутками. Непроходимость кишечника у детей до 1 года нередко развивается вследствие нарушения его двигательной функции при пневмонии, перитоните, острых инфекционных заболеваниях. Постоянное увеличение живота, обусловленное задержкой газов и кала в кишечнике и расширением толстой кишки, характерно для болезни Гиршспрунга — порока развития толстой кишки, при котором нарушается ее двигательная функция в результате отсутствия или уменьшения в стенке кишки нервных узлов и волокон. У детей с этим пороком развития с рождения или с первых недель жизни наблюдается запор, который становится особенно упорным после введения прикорма.
Установить причину вздутия кишечника может только врач. При вздутии живота, обусловленном заглатыванием воздуха и усилением бродильных процессов, рекомендуется очистительная клизма. Для клизмы используют кипяченую воду, температура которой 23—25°. Детям до 1 мес. вводят 30 мл, 1—3 мес. — 60 мл, 3—6 мес. — 90 мл, 6—9 мес. — 120—150 мл, 9—12 мес. — 180 мл. Воду в прямую кишку вводят с помощью резинового баллончика соответствующего объема с мягким наконечником, который смазывают стерильным вазелиновым или подсолнечным маслом. Ребенка укладывают на спину, поднимают одной рукой его ноги, другой вставляют наконечник баллончика в прямую кишку на глубину 2 см (у новорожденных), 5 см (у детей 1 года). Перед введением из баллончика выпускают воздух, выдавливая воду. После окончания процедуры нужно прижать ягодицы друг к другу на несколько минут и провести легкий массаж живота — поглаживание ладонью вокруг пупка по ходу часовой стрелки. Для улучшения отделения газов после клизмы можно поставить на 15—20 мин газоотводную трубку. Ее вводят в прямую кишку на глубину 5—7 см, предварительно смазав стерильным растительным маслом. Резиновый баллончик для клизмы и газоотводную трубку перед использованием следует прокипятить в течение 15 мин.
При метеоризме ребенку полезно давать внутрь укропную воду или отвар ромашки по 1 чайной ложке 3 раза в день. Одну столовую ложку теплого отвара ромашки (30—33°) можно ввести после очистительной клизмы в прямую кишку с помощью баллончика для клизмы.
Если вздутие кишечника выражено нерезко, иногда помогает массаж живота (поглаживание вокруг пупка по ходу часовой стрелки), прикладывание к животу теплой ткани. Для лучшего отхождения газов ребенка периодически (перед каждым кормлением) следует класть на живот на 2—3 мин.
По назначению врача при усилении бродильных процессов в кишечнике применяют ферментные препараты (абомин, фестал и др.), при дисбактериозе кишечника — бифидум-бактерин. При подозрении на непроходимость кишечника, болезнь Гиршспрунга необходима госпитализация ребенка.
Внезапная смерть. Примерно половину всех умерших на дому детей в возрасте до 2 лет составляют дети, погибшие внезапно, без видимых причин. Чаще подобная смерть наблюдается в первые 6 мес. жизни. Наибольшее число случаев внезапной смерти регистрируется в марте и декабре. Как правило, смерть наступает незаметно, во время сна ребенка. Иногда ей предшествует резкое беспокойство и крик ребенка. Обычно непосредственной причиной смерти служит непроходимость дыхательных путей. Патолого-анатомическое исследование внезапно умерших детей в большинстве случаев не может полностью объяснить, с чем связано наступление смерти. У некоторых детей за несколько дней до внезапной смерти отмечались слабовыраженные желудочно-кишечные расстройства или симптомы респираторно-вирусной инфекции (насморк, покраснение слизистой оболочки глотки) при нормальной температуре тела. Предполагают, что наличие определенных анатомо-физиологических особенностей организма детей до 2 лет (узость дыхательных путей, высокая потребность в кислороде, неустойчивость обменных процессов, несовершенство иммунной и эндокринной систем) и пищевой аллергии может способствовать наступлению смертельного исхода при развитии у ребенка малосимптомной формы инфекционного заболевания.
При остановке дыхания у ребенка необходимо сразу начать искусственную вентиляцию легких по методу изо рта в рот или изо рта в рот и нос (см. Искусственное дыхание), а в случае прекращения сердечной деятельности одновременно проводить непрямой массаж сердца. Если с момента наступления клинической смерти прошло более 8 мин и появились признаки биологической смерти, реанимационные мероприятия бесполезны.
Учитывая возможность наступления внезапной смерти, спящего ребенка до 2 лет, особенно первого года жизни, нельзя оставлять без присмотра взрослых. Важно также следить за тем, чтобы воздух в комнате, где находится ребенок, был всегда свежим.
Воспаление слизистой оболочки глаза (конъюнктивит) и слезного мешка (дакриоцистит). Конъюнктивит у детей первого года жизни встречается довольно часто, особенно у новорожденных. Его вызывают обычно болезнетворные бактерии и вирусы. Заболевание проявляется отечностью век, покраснением слизистой оболочки век и глазного яблока, скоплением в глазной щели гнойного отделяемого. Иногда кожа век слегка краснеет. Часто поражается только один глаз.
При появлении перечисленных симптомов нужно вызвать педиатра на дом. По рекомендации врача выполняют промывания пораженного глаза от наружного угла глаза к внутреннему ватным тампоном, смоченным розовым раствором марганцовокислого калия (следить, чтобы в раствор не попали нерастворившиеся кристаллы) или фурацилина (1 таблетку, содержащую 0,02 г фурацилина, растворяют в 100 мл кипяченой воды); закапывают в глаз 30% раствор сульфацил-натрия (альбуцид) по 2 капли 4 раза в день и др. При правильном лечении выздоровление наступает через 1—2 нед.
Дакриоцистит — нередкое заболевание новорожденных. Возникает в тех случаях, когда перепонка в нижней части носослезного канала, соединяющего слезный мешок с полостью носа, не разрывается. Это приводит к застою слезной жидкости в слезном мешке и его воспалению. В первые недели жизни появляется слизистое или слизисто-гнойное отделяемое из глазной щели, слезостояние, при плаче слезы стекают из наружного угла глаза. Как правило, имеется покраснение слизистой оболочки век и глазного яблока. Иногда наблюдается припухлость кожи около внутреннего угла глаза и легкое ее покраснение. При надавливании на эту область из слезных точек появляется слизисто-гнойное отделяемое. Заболевание протекает длительно, может осложниться гнойным расплавлением слезного мешка, образованием свища, сепсисом.
Ребенок с подозрением на дакриоцистит должен быть осмотрен детским офтальмологом. Лечение включает промывание глаз и закапывание в них тех же лекарственных средств, что и при конъюнктивите, а также периодический (3—4 раза в день) массаж слезного мешка с выдавливанием его содержимого в носослезный канал. Массаж слезного мешка проводит мать ребенка после обучения врачом. При затянувшемся, не поддающемся лечению дакриоцистите, офтальмолог осуществляет зондирование и промывание носослезного канала. Как правило, после этого наступает излечение.
Дыхательные расстройства. Отсутствие дыхания при рождении является основным признаком асфиксии (удушья) новорожденного — патологического состояния, обусловленного недостаточностью газообмена в легких, резким снижением содержания кислорода и накоплением двуокиси углерода в организме. Причинами асфиксии новорожденного могут быть внутриутробное кислородное голодание (например, при обвитии пуповины вокруг шеи плода), закупорка дыхательных путей новорожденного слизью, околоплодными водами. Ребенок, родившийся в состоянии асфиксии, сразу после рождения не кричит (не делает первого вдоха), кожа его синюшная или бледная. После небольшой паузы (до 1 мин) ребенок обычно начинает дышать. При легкой асфиксии дыхание у ребенка ослабленное, иногда нерегулярное, крик слабый, сердцебиение может быть слегка замедлено или учащено, кожа лица или всего тела синюшная. В тяжелых случаях отмечаются лишь отдельные вдохи или дыхание отсутствует, ребенок не кричит, сердцебиение резко замедлено, тонус мышц значительно снижен, при отсутствии помощи наступает смерть.
Комментарии
Евгения 2010.11.18 21:27
Наталья 2007.11.17 21:42
Алексей Потапов 2007.10.13 15:22
Светлана 2007.08.05 21:22
Смотреть все комментарии - 4
Ваш комментарий