Общие представления об осанке
Рассмотрим определение осанки и основные понятия, связанные с эти термином. Итак, «Что же такое осанка?»
В наиболее общем смысле, осанка - это привычная вертикальная поза или привычное непринужденное вертикальное положение тела человека, сохраняющееся в покое и при движении. Обратим внимание на формулировку «привычное положение тела». Именно привычное. Человек способен принимать любые позы усилием воли или под действием внешних обстоятельств. Однако осанка – это то положение тела, которое регулируется бессознательно, на уровне безусловных рефлексов, так называемым двигательным стереотипом. Каждый человек имеет только одну, присущую ему привычную осанку.
Слово "осанка" происходит от слова «АСАНА», что в переводе с санскрита (одна из ветвей русского языка, имеющего общие корни с языком древних индоевропейских народов) обозначает определенную позу, положение тела (техника асан описана в специальной гимнастике – составной части древнего философского учения йоги – хатха-йоги). В основе хатха-йоги лежит система физических упражнений, состоящих из элементов - асан. Каждая асана есть особое гимнастическое упражнение, которое при правильном выполнении оказывает гармоничное тренирующее воздействие на опорно-двигательный аппарат и внутренние органы.
Специалисты в области эстетики, физиологии, биомеханики, клинической медицины дают разные определения термину «осанка».
Так, по определению С.И.Ожегова осанка - внешность, манера держать себя (о положении корпуса, складе фигуры). В.И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил пословицу: “Без осанки – конь - корова”. Английские словари переводят термин «осанка», как "carriage, bearing" (это скорее нужно переводить как выправка, поза), но все же чаще применяют научный термин «posture».
С научной точки зрения, осанка – более емкое и более конкретное понятие. Это физическая характеристика человека, которая рассматривается как прямое отражение здоровья и физического развития. Осанка это привычное положение вертикально расположенного тела человека, обусловленное двигательным стереотипом, скелетным равновесием и мышечным балансом.
Осанка определена конституцией человека, его генотипом, т.е. это врожденное свойство человека. Однако осанка способна к совершенствованию в процессе индивидуального развития человека.
Воспитание и коррекция осанки рассматривается в практике различных видов гимнастик, тысячелетиями преподается в театральном искусстве и военном деле. Воспитание и коррекция осанки – одна из основных задач физического воспитания. Принципы коррекции осанки лежат в основе современных оздоровительных гимнастик. Устранение дефектов осанки с целью достижения лечебного эффекта лежит в основе такого направления физической культуры как лечебная физкультура.
Осанку рассматривают как способ выстраивания относительно друг друга условно выделенных сегментов тела: головы, шеи, грудного сегмента, торса, таза, нижних конечностей и стопы (рис.3). Сегменты тела выстраиваются относительно жесткой конструкции тела – скелета, и такое выравнивание называется скелетным балансом.
На рисунке изображены отдельные сегменты тела и то, как они могли бы образовать единую устойчивую кинематическую цепь, например в двух вариантах А и Б. В варианте А грудной сегмент наклонен назад, а таз вперед. Соответственно и другие сегменты приняли соответствующее положение для общей устойчивости тела. Теоретически таких вариантов может быть великое множество, однако, осанка регулируется типовым механизмом - двигательным стереотипом в соответствии с законами гравитации, в жизни мы видим 5 – 6 типов выравнивания тела или 5 – 6 типов осанки.
Следуя закону целесообразности, сегменты тела выстраиваются таким образом, чтобы минимизировать напряжение сухожилий и мышц при удержании тела в вертикальном положении, сохраняя при этом максимальную устойчивость тела.
Сегменты тела располагаются относительно линии гравитации, проходящей через центр тяжести рис.4 Для устойчивости суставы, соединяющие сегменты тела, стремятся принять положение замыкания, т.е. положение, при котором суставные поверхности максимально конгруэнтны, т.е. максимально соответствуют друг другу. В этом положении обеспечивается максимальная устойчивость сустава, не требующая дополнительного напряжения мышц. Например, для коленного сустава положением замыкания является полное разгибание, при условии расположения сустава позади линии гравитации.
Основные задачи осанки
Главная задача осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц. При правильной осанке любое внешнее воздействие не приведет к травме опорно-двигательной системе, а лишь изменит его кинематическую схему, при сохранении устойчивости в целом.
Осанка выполняет также утилитарную задачу. При правильном выравнивании сегментов тела, выполнение простых и сложных движений не вызывает особых проблем, так как при этом, амплитуда движений всех суставах - максимальна. Это и определяет максимальную эффективность движения тела. Посмотрите на рисунок. При хорошей осанке голова сохраняет положение неустойчивого равновесия. В этом положении возможен полный объем движений в суставах шеи. При сутулой осанке голова как бы выдвинута вперед и поворот головы резко ограничен. Попытка форсированного поворота связана с запрокидыванием ее и может привести к травме шеи.
Осанку нельзя считать только соматическим показателем. Она является также показателем психических особенностей человека. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности человека. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих. Хорошая осанка обычно ассоциируется с хорошей моралью.
Посмотрите на рисунок, сравните осанку наших современников и величественную осанку Екатерины второй. Вы увидите и характер человека, и его социальный статус, и, возможно, его профессиональную принадлежность.
Можно выделить пять наиболее существенных аспектов осанки. Рассмотрим осанку с различных точек зрения:
- Осанка – как продукт эволюции человека.
- Осанка – как показатель физического развития.
- Осанка – как предмет изучения различных наук
- Осанка – как показатель физического здоровья
- Осанка – как показатель психического здоровья
Эволюция осанки
Рассмотрим аспект – осанка – продукт эволюции человека. Осанка и проблемы, связанные с осанкой появились в связи с эволюционным процессом – прямохождением, который сформировался примерно 2 млн. лет т. назад. Выдающийся канадский физиолог Басмаджан так охарактеризовал значение этого процесса «Среди млекопитающих человек, приобретя когда-то вертикальную осанку, обладает наиболее экономичными антигравитационными механизмами. Затрата мышечной энергии при этой, казалось бы, наименее удобной позе, предельно экономична».
В процессе эволюции человека постепенно сформировались признаки прямохождения: сбалансированная посадка головы, S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкий таз, широкая и плоская грудная клетка, массивные кости нижних конечностей, ориентация лопаток во фронтальной плоскости. S-образный позвоночник является своеобразным амортизатором при осевых нагрузках.
Выделяют изгиб вперед в шейном отделе – шейный лордоз, изгиб назад в грудном отделе – грудной кифоз, изгиб вперед в поясничном отделе – поясничный лордоз. За счет естественных изгибов увеличивается прочность позвоночника к осевой нагрузке. При резких и чрезмерных нагрузках позвоночник как бы «складывается» в S-образную форму, предохраняя диски и связки позвоночника от травмы, а затем расправляется как пружина.
Прямостоящий скелет позволяет человеку передвигаться, в отличие от других животных, на двух ногах, перенося вес с пятки на передний отдел стопы, что превращает каждый шаг в упражнение по балансированию.
- Нагрузка передаётся через большеберцовую кость.
- Точка опоры (б) приходиться на носок
- Усилие (а) создаётся ахиллесовым сухожилием, которое при сокращении мышц икры, поднимает пятку
- Своды стопы «гасят» инерционные нагрузки при приземлении, которые достигают до 200% веса тела.
Естественная, сбалансированная посадка головы, позволяет длинным осям орбит быть обращёнными вперёд. Это отличительный признак человека от его человекообразных собратьев, у которых голова подвешена на затылочных мышцах (антропологи определяют положение головы по строению основания черепа и шейных позвонков). Сбалансированное положение головы исключает растяжение задних связок шеи и необходимость постоянного напряжения мышц шеи, главным образом, в отличие от животных, – мышцы - верхней трапеции.
В процессе исторического развития человечество прошло сложный путь. С развитием цивилизации изменялись требования к опорно-двигательной системе. Если древние люди находились или в вертикальном или в горизонтальном положении (охотились, собирали, воевали, лежали, отдыхая), то уже в 17 столетии 10% населения выполняли сидячую работу.
В 21 столетии число таких работников увеличилось до 90%. В процессе эволюции человек перестал приспосабливаться к окружающей среде и стал приспосабливать среду к себе, и это не могло не сказаться на осанке. Изобретение скамьи, стула (это вероятно XVвек) существенно изменило биомеханику человека, появилась новая проблема – «осанка сидящего на стуле». Современный человек большую часть своего времени проводит сидя на работе, дома, в транспорте, работая, обучаясь, отдыхая, ожидая, принимая пищу.
Поза «сидя», - оптимальная для выполнения конторской работы и обучения, является тяжким испытанием для опорно-двигательной системы. Именно в этой позе чаще всего страдает осанка. Именно длительная поза сидя является причиной боли в спине, и причиной различных заболеваний.
18 век – век массового школьного обучения. Этот прогрессивный исторический процесс имеет и оборотную сторону. По данным российского института детской ортопедии у 40-80% детей выявляются нарушения осанки, а у 3%-10% из них - различные искривления позвоночника так называемые школьные сколиозы. С развитием цивилизации изменяются содержание, организация и методы людского труда.
Офисные работники – новая массовая профессия, численность которых составляет более 60% всего работающего населения. Необходимость длительного соблюдения сидячей рабочей позы (работая за компьютером, с документами, с клиентами) приводит к росту числа заболеваний опорно-двигательной системы взрослого населения. Число таких заболеваний неуклонно растет, они молодеют и эта тенденция, вероятно, сохранится в обозримом будущем.
Таким образом, осанка – свойство, присущее только человеку, продукт эволюционного процесса – прямохождения.
Основными историческими вехами эволюции осанки являются:
- прямохождение (2 млн.лет т.н.);
- изобретение стула (XV век);
- массовое школьное обучение (XIX век);
- появление новой массовой профессии – офисный работник (XXI век).
Осанка – важный показатель физического развития человека. От рождения до глубокой старости человек проходит определенные этапы развития. Изменяются формы и пропорции тела, изменяется нервная система и, вместе с ней, формируются, закрепляются и угасают комплексы безусловных и условных рефлексов. Все это, так или иначе, отражается на осанке.
Изменение осанки в процессе индивидуального развития человека - важный аспект физического развития человека. Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 до 8 лет и продолжается до возраста от 17 лет до 21 года, по мере созревания нервной системы и формирования устойчивого двигательного стереотипа. В этот период окончательно формируются изгибы позвоночника, своды стопы, выравниваются нижние конечности.
Посмотрите на рисунок. У маленьких детей осанки как таковой еще нет, физиологические изгибы позвоночника отсутствуют, вертикальная поза неустойчива. В процессе роста ребенка формируется двигательный стереотип, и в младшем школьном возрасте появляются первые элементы сегментального выравнивания.
Однако у детей 6 – 9 лет осанка неустойчива, мы видим избыточный прогиб поясничного отдела позвоночника, выступающий живот, торчащие лопатки – это норма для 6 до 9 летних детей.
Устойчивая осанка формируется в среднем и старшем школьном возрасте. Окончательно формирование осанки происходит с прекращением роста скелета.
Возраст 8 – 17 лет - самый важный для формирования осанки период жизни, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей,
именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов. В этом же возрасте наиболее эффективны мероприятия по воспитанию осанки.С возрастом связки становятся более жесткими, мышцы менее эластичными, суставы теряют свою подвижность. К старости ухудшается и механизм управления осанкой – двигательный стереотип, по причине деградации нервной системы. В связи с этим способность сегментов тела к выравниванию ограничивается, осанка ухудшается, а возможность коррекции осанки снижается.
В пожилом и старческом возрасте нарушается структура кости – возникает проблема остеопороза и, связанного с этим процессом, деформация скелета (прежде всего позвоночника). Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и нервной системы приводят к нарушению осанки, но и плохая осанка в свою очередь способствует деформации скелета.
Таким образом, осанка является важным показателем физического развития человека. Человек в своем развитии проходит следующие этапы:
- Дошкольный возраст – отсутствие осанки как таковой
- Младший школьный возраст – неустойчивая осанка
- Средний и старший школьный возраст – период активного формирования осанки
- Юношеский возраст – окончательное формирование осанки
- Взрослый закрепление приобретенной осанки
- Пожилой и старческий возраст – деградация осанки.
Осанка с позиции различных наук, предметом изучения которых является человек. Осанка изучается многими науками, такими как физиология, биомеханика, медицина, физическая культура, военное дело и, даже, психология. Рассмотрим, как эти науки изучают осанку.
Осанка с позиции биомеханики. Прежде всего, осанка это составная часть биомеханики человека: Биомеханика рассматривает осанку как комбинацию положений всех суставов и сегментов тела в данный конкретный момент времени.
«Осанка это застывшее движение». С точки зрения биомеханики, осанка, определяется скелетным равновесием, и характеризуется распределением центров тяжести отдельных сегментов тела. Осанка есть выражение и масштаб борьбы между силой тяжести и прямым положением тела. Осанка - комбинация положений всех суставов тела в данный конкретный момент времени. Осанка есть сочетание позиций всех суставов тела в некоторый данный момент, и статичное выравнивание тела лучше всего описывается в терминах позиций различных суставов и частей тела. (Kendall, 1993). Осанка рассматривается как составная часть механики тела (биомеханики): осанка - положение, определяемое взаимоотношением сегментов тела, а механика тела - осанка в движении.
С точки зрения науки физиологии, осанка рассматривается как двигательный стереотип (т.е. комплекс безусловных и условных рефлексов), который наследуется и совершенствуется в течение индивидуального развития и воспитания.
Осанка здоровых людей, несмотря на ряд индивидуальных особенностей, имеет типичную и устойчивую биомеханическую и иннервационную структуру и определяется двигательным стереотипом, вариантом развития скелета, типом мышц и особенностью высшей нервной деятельности, включая характер человека. Все они - генотипически обусловлены.
Однако чаще всего неправильная осанка является результатом плохой привычки или заболевания.
Медицина рассматривает осанку как показатель физического здоровья. По образному определению известного ортопеда Шеде, осанка есть выражение и масштаб борьбы между силой тяжести и прямым положением тела.
Осанка - особенности, с какими человек активно удерживает туловище в вертикальном положении. Особенности осанки связаны, с одной стороны, с конституциональными условиями, с другой — с активной деятельностью мышц, находящихся под контролем психического состояния исследуемого. Таким образом, осанку человека нельзя считать чисто соматическим показателем. Она является в известной степени также показателем психических особенностей человека.
Каждый взрослый имеет определенную, свойственную только ему осанку, характерную для него так же, как, например, форма лица, цвет глаз и т.п. Оценка осанки — важная составная часть исследования больного (В.О.Маркс,1978 – врач-ортопед).
С плохой осанкой связаны многочисленные проблемы, начиная с детского возраста и до глубокой старости. Это и сколиотическая болезнь детей школьного возраста, и кифосколиозы подростков, и остеохондроз позвоночника у взрослых, а также тяжелые деформации скелета у пожилых людей и стариков. С плохой осанкой связаны не только заболевания позвоночника, но и заболевания суставов, стопы и внутренних органов.
Школьное обучение неразрывно связано с воспитанием и гигиеной осанки. В книге известного педагога Банкрофта «Осанка школьника» Осанка обозначает врожденную манеру держать тело, особенно в положении стоя. Она включает в себя правильное формирование позвоночника, груди, плеч и других сегментов тела, а также их отношения друг к другу в вертикальном положении. (Bancroft, Jessie Hubbell, 1867).
Еще в начале прошлого столетия, в книге известного американского педагога Банкрофта «Осанка школьника» отмечена необходимость воспитания осанки для правильного формирования позвоночника, груди, плеч и других сегментов тела, а также формирования их правильного отношения друг к другу. Сидячая природа школьных занятий, писал он, первый и постоянный враг хорошей осанки.
Из-за пренебрежительного отношения к физической культуре, школьники переходят из класса в класс с сутулой спиной, выступающими лопатками, наклоненной головой и другими деформациями вызванными школьным обучением. В военном деле на первый план выступает утилитарное значение осанки - осанка рассматривается как показатель, влияющий на эффективность действий военнослужащего.
Воспитание и коррекция осанки традиционно входит в курс подготовки военнослужащих практически всех армий мира. Так, в боевом уставе США 1946 г. сказано “Хорошая осанка очень важна для солдата. Во-первых, солдата часто оценивают по его внешности - мужчина с хорошей осанкой более напоминает хорошего солдата, он более овладевает вниманием окружающих. Во-вторых, общепринятый психологический факт - хорошая осанка связана с хорошей моралью - человек с хорошей осанкой чувствует себя лучше и более уверен. Человек с плохой осанкой не может чувствовать себя так уверенно, именно поэтому у него формируется негативная и неудобная поза. В-третьих, хорошая осанка позволяет телу функционировать наиболее эффективно” (перевод автора).
Рассмотрим простой пример. Сутулая осанка, в положении сидя (справа изображена хорошая осанка).
Как такую осанку оценил бы физиолог, врач, специалист в области физической культуры или военного дела? Биомеханик обратил бы внимание на смещение центра тяжести головы вперед и на перегрузку верхнегрудного отдела позвоночника. Врач обратил бы внимание на возможность заболевания позвоночника в результате такой перегрузки.Специалист в области физической культуры, прежде всего, указал бы на то, что такая поза недопустима как исходное положение для выполнения даже такого простого упражнения как «поворот головы». При этом возможна травма шейного отдела позвоночника. А вот для специалиста в области военного дела было бы важно ограничение возможности поворота головы при сутулой осанке и, связанное с этим, снижение эффективности действия военнослужащего.
Итак, осанка является важным объектом исследования самых различных наук. Однако именно физическая культура наиболее полно изучает все аспекты осанки. Физкультура рассматривает осанку и как показатель физического развития и физического здоровья; и как фактор повышения эффективности движения, и как средство профилактики травматизма и заболеваний опорно-двигательной системы.
Осанка и физическое здоровье.
Рассмотрим, с одной стороны, как осанка влияет на течение заболеваний, прежде всего опорно-двигательной системы. И с другой стороны, как некоторые патологические состояния влияют на осанку. Выявление причин нарушения осанки необходимы для построения реальных и достижимых задач при воспитании или коррекции осанки.
Для этого необходимо ответить на следующие вопросы. Возможна ли вообще коррекция осанки без устранения причины, которая ее вызвала? Устранима ли эта причина средствами физической культуры или медицины, или с этим приходится считаться? Какую роль воспитание и коррекция осанки играет в общем комплексе лечения?
Например, при сколиозе или остеохондрозе позвоночника хорошее состояние опорно-двигательной системы длительное время замедляет и отдаляет необратимые изменения в позвоночнике. Если же постоянным контролем осанки пренебрегают, заболевание прогрессирует и это приводит к тяжёлым последствиям.
Причины нарушения осанки могут быть структурные (обычно необратимые, связанные с физическим дефектом, деформацией, нарушением структуры) и функциональные. Структурные нарушения в свою очередь разделяют на врожденные и на приобретенные.
Врожденные структурные нарушения составляют 5-10% от общего числа, а причинами их чаще всего являются врожденные деформации и нарушения развития позвоночника, ребер, грудной клетки, тазобедренных суставов, нижних конечностей. К ним относятся врожденный сколиоз, недоразвитие конечностей, воронкообразная деформация грудной клетки, врожденный вывих бедра, детский церебральный паралич…
К приобретенным структурным нарушениям относят: школьный сколиоз, кифосколиоз подростков, остеохондроз позвоночника, артрозы, деформации скелета на фоне остеопороза пожилого возраста; ампутационные дефекты конечностей и др.
Функциональные причины нарушения осанки – это те нарушения, которые носят временный характер и обратимы. Они связаны с нарушением функции, какого либо органа или системы. Однако, при отсутствии коррекции и «должного внимания» они приводят к стойким структурным изменениям, прежде всего в позвоночнике. Это состояние постепенно переходит в новое качество - болезнь.
Перечислим функциональные причины нарушения осанки:
- Недостаточность механизмов регуляции осанки у детей до 9 лет и у лиц пожилого и старческого возраста, связанная с возрастной особенностью нервной системы.
- Врожденная недостаточность двигательного стереотипа.
- Нарушение функции мышц, связанные с их слабостью, повышенным тонусом, укорочением.
- В результате влияния различных условий быта, учебы, работы может развиться преобладание силы каких либо отдельных группы мышц. Неравномерное развитие мышц является наиболее частой причиной нарушения осанки.
- Нарушение внешнего дыхания (в результате заболевания легких и бронхов, или после операций на грудной клетке).
- Заболевания органов внешнего дыхания сопровождаются снижением дыхательной экскурсии, формированием бочкообразной формы грудной клетки, что приводит к нарушению выравнивания лопаток и плечевого пояса – нарушение осанки.
- Общая слабость в результате перенесенных, хронических заболеваний, длительной гиподинамии.
- Избыточная масса, нарушение жирового обмена.
- Психологические факторы, особенно ущербное чувство собственного достоинства.
Рассмотрим заболевания опорно-двигательной системы и их взаимосвязь с осанкой.
Сколиотическая болезнь позвоночника. Сколиоз — боковое искривление позвоночника в сочетании с его торсией (скручиванием). Сколиотическая деформация формируется у детей школьного возраста в результате нарушения развития позвонков. Это связанного с неравномерным ростом правой и левой половины позвонка.
Согласно современной теории, именно плохая осанка является одной из причин развития деформаций растущего позвоночника. Сколиоз существенно ухудшает скелетное и мышечное равновесие. Является причиной плохой осанки. Сколиотическая болезнь может прогрессировать и требует специального лечения до полного прекращения роста скелета.
С другой стороны, плохая осанка, а именно нарушенный двигательный стереотип и дисбаланс мышц ускоряет искривление позвоночника и усугубляет течение сколиотической болезни, которая может привести к тяжелым деформациям туловища. Коррекция осанки способна существенно исправить деформацию туловища и замедлить сколиотическую болезнь. Профилактика нарушений осанки в раннем школьном возрасте – основной путь профилактики школьных сколиозов.
Следующим распространенным заболеванием школьного возраста является юношеский кифосколиоз. Кифосколиоз подростков формируется в возрасте 14-16 лет в период активного роста скелета – вытягивания – костного спурта. Этот период характеризуется так называемым юношеским остеопорозом – снижением плотности и прочности костной ткани тел позвонков. Кость становится мягкой, как «сахар, брошенный в воду». Под действием избыточной нагрузки на передний опорный комплекс позвоночника, тела грудного отдела позвоночника сплющиваются и приобретают клиновидную форму. (этому способствует длительное вынужденное сидячее положение в период школьного обучения).
В результате формируется искривление грудного отдела позвоночника. Кифозирование позвоночника сопровождается скручиванием и боковым искривлением. Кифосколиозы подростков, также как и школьный сколиоз, существенно ухудшает скелетное и мышечное равновесие и сам по себе является причиной плохой осанки.
Кифосколиоз имеет тенденцию к прогрессированию и требует специального лечения до полного прекращения роста скелета.С другой стороны, плохая осанка, а именно нарушенный двигательный стереотип и дисбаланс мышц ускоряет искривление позвоночника и деформацию грудной клетки, что приводит к нарушению функции органов грудной клетки и косметическому дефекту. К группе риска относятся до 80% школьников, заболевание развивается у 10% из них.
Нет необходимости говорить о важности воспитания и коррекции осанки учащихся средней школы. Накопленные в детском и подростковом возрасте проблемы позвоночника, разумеется, никуда не деваются и люди продолжают с ними жить. В процессе следующего периода жизни – (учеба в ВУЗе, работа), продолжается испытание скелета человека на прочность.
Заложенная ранее плохая биомеханика позвоночника, и сидячий образ жизни, способствуют развитию такого опасного заболевания как остеоходндроз позвоночника. Суть его в превращении эластичных и прочных амортизаторов – межпозвононковых дисков в жесткие структуры, которые к тому же смещаясь способны сдавливать нервные образования спинного мозга с последующим их воспалением, которое сопровождается болью, параличами мышц, и даже необходимостью хирургического лечения.
В конечном итоге позвоночник превращается в жесткую структуру, с ограниченной подвижностью, что ограничивает возможность сегментального выравнивания, ухудшает осанку и затрудняет ее коррекцию. Плохая же осанка в свою очередь способствует развитию остеохондроза.
Плоскостопие – общий термин для обозначения нарушения биомеханики стопы и всей нижней конечности в целом. Смягчение инерционной нагрузки при ходьбе и беге осуществляется сложным комплексом суставно-связочного аппарата, соединяющего 26 основных костей стопы, в котором выделяют 3 продольных и поперечный свод.
Рассмотрим строение только одного из них – среднего продольного свода. Пяточная, таранная и кости плюсны и предплюсны образуют своеобразную арку - рессору, способную уплощаться и расправляться. Нагрузка – вес тела - распределяется равномерно на передний и задний отдел стопы.
Передний и задний отделы стопы соединены в единую кинематическую цепь мощным эластичным сухожилием – подошвенным апоневрозом, который подобно пружине возвращает распластанный под нагрузкой свод стопы. Проблема «плоскостопие» появляется с начала формирования сводов стопы (в возрасте 7 – 9 лет).
Плоскостопие может прогрессировать в возрасте 14 – 16 лет (в период активного костного роста), в 35 - 48 лет (возрастное снижение эластичности связок и мышц), в 48 – 55 лет (изменение гормонального фона и снижение прочности костей). Чаще всего плоскостопие это проблема женщин, связанная с изящной обувью, беременностью, кормлением грудью, менопаузой.
При наиболее распространенном плоскостопии продольный и поперечный свод стопы уплощаются, пятка отклоняется кнаружи. Передний отдел стопы деформируется таким образом, что первая плюсневая кость, отклоняясь кнаружи, приводит к смещению первого пальца внутрь. Пальцы стопы, вынужденные сохранять форму обуви, заходят один на другой.
Стопа играет важную роль в формировании осанки. В опорных структурах тела каждый вышележащий сустав зависит от нижележащего и наоборот. Заболевание стопы – причина асимметрии всего тела. На рисунке показаны основные позиционные нарушения при плоскостопии. Уплощение стопы вызывает каскад компенсаторных изменений и перегрузок нижних конечностей, таза, позвоночника. Стопа, распластываясь и отклоняясь кнаружи, ведет за собой наружную ротацию голени и компенсаторную внутреннюю ротацию бедра. При этом увеличивается Х-образность коленей.
С другой стороны, положение вышележащих по отношению к стопе сегментов тела может улучшить состояние сводов стопы.
Осанка как показатель психического здоровья. Рассмотрим, с одной стороны, как осанка влияет на психофизиологические показатели, и с другой стороны, как состояние психики влияют на осанку.
Известный английский исследователь, Чарльз Дарвин (1880) в своей книге «Эмоции людей и животных» ввел понятие «Рефлекс осанки»: «Определенные движения и позы (иногда в значительной степени) способны вызывать соответствующие эмоции.… Примите печальную позу, и через некоторое время вы будете грустить... Эмоции побуждают к движению, но и движения вызывают эмоции».
"Осанка выражает состояние души" любил повторять генерал русской армии Густав Маннергейм. Действительно, в ответ на отрицательные эмоции рефлекторно, как результат врожденного поведенческого инстинкта, человек принимает так называемую пассивно-оборонительную позу. Пассивно-оборонительная поза характеризуется: приподнятыми и сведенными вперед плечами, опущенной и выдвинутой вперед головой, сутулой спиной. При частом повторении такая поза может стать и часто становится привычной, закрепленной в двигательном стереотипе осанки.
Многие заболевания психоэмоциональной сферы (неврозы) связывают с заболеванием опорно-двигательной системы и с нарушением осанки. Синдром хронической усталости – наиболее распространенное заболевание современного человека (его называют также неврастения, вегетососудистая дистония).
Наиболее общий признак неврастении – ощущение постоянной усталости, головные боли, головокружение, учащенное сердцебиение и т. д. Люди, страдающие неврозом всегда "зажаты", для них характерны неравномерное напряжение мышц и плохая осанка.
Человек способен сознательно корректировать привычную осанку и выработанную годами манеру двигаться, и тем самым освободится от имеющихся проблем. На этом, например, основана модная в настоящее время методика Фредерика Александера (1869-1955). Различные методы психосоматической коррекции эффективно помогают расслабить мышцы, снять излишнее напряжение. Наши мысли и наше тело неразрывно связаны, и изменения одного, влечёт за собой изменение другого. Воздействуя на свои мысли, мы регулируем мышечное напряжение. Изменяя положение тела, мы тем самым изменяем своё эмоциональное состояние.
Особо следует отметить первичные позиционные нарушения в подростковом возрасте. Так, юноши и девушки, под влиянием различных психоэмоциональных комплексов, деформируют осанку - выдвигают оба плеча вперед и "горбятся". В итоге запускается циклическая перестройка мышечных групп и формируется патологическая осанка. Плохая осанка, в свою очередь способствует закреплению психо-эмоцинальных нарушений и формированию неврозов.
Комментарии
Soul 2017.01.20 05:19
Alisa 2017.01.16 08:52
Агент 007 2017.01.15 14:58
Soul 2017.01.15 10:23
Смотреть все комментарии - 8
Ваш комментарий