Медицина
Сильной стороной М. Средней Азии была гигиена. Крупные среднеазиатские города имели высокий уровень благоустройства, в средневековой Бухаре, Самарканде, Ургенче, Ходженте, Мерве и других городах применялись меры общественного характера, способствовавшие предупреждению возникновения и распространения эпидемических болезней. В частности, регламентировался порядок убоя скота и продажи мяса. В соответствии с действующими законами продавцы рыбы были обязаны не проданную за день рыбу вечером солить. «Вода, — сообщает английский историк Элгуд (1951), — разносилась по городу в хорошо закрытых баках и продавалась маленькими чашечками. Пить прямо из бака запрещалось». Еще более строгими были правила продажи молока. Посуда для молока должна была содержаться в особой чистоте, дояркам полагалось носить только белую одежду и т.п. Продажа снятого молока и разбавление молока водой строго преследовались. Во всех известных среднеазиатских медицинских трудах большое внимание уделялось соблюдению правил личной гигиены (чистоте тела, одежды, жилища), правильному питанию, разумному соотношению труда и отдыха, сна и бодрствования. Ибн Сина, ал-Джурджани, автор «Кабус-намэ» придавали важное значение «сохранению правильного телосложения» — осанке, отсутствию избыточного веса. В трудах среднеазиатских врачей нашли отражение вопросы личной гигиены женщины и лиц пожилого возраста, гигиенического ухода за детьми, особенности образа жизни во время путешествий.
Медицина в древнерусском государстве. Во второй половине 1 тысячелетия н.э. начался процесс разложения первобытнообщинного строя у восточных славян. В 6—9 вв. на различных территориях нынешней европейской части СССР образовались восточнославянские союзы племен, внутри которых происходило обособление родоплеменной верхушки во главе с военными предводителями — князьями. Частые военные походы способствовали укреплению военно-дружинной организации, а также подчинению княжеской власти племен и племенных союзов, что стало у славян ранней формой общественной организации. В этот же период начинает развиваться торговля с Византией, странами Востока и Западной Европы. В 9 в. в Среднем Приднепровье создается наиболее раннее государственное объединение восточных славян — Русская земля, или Русь. К 9—10 вв. сложились восточнославянские города — Белоозеро, Киев, Чернигов, Переяславль, Ростов, Псков, Новгород, Полоцк, Смоленск и др. В 882 г. новгородский князь Олег подчинил своей власти города и прилегавшие к ним земли вдоль пути «из варяг в греки» и сделал Киев столицей первого русского государства — Киевской Руси, ставшей к 11 в. одним из крупнейших государств средневековой Европы. Упрочению и развитию феодальных отношений и объединению экономически слабо связанных частей Киевского государства во многом способствовало введение в качестве государственной религии христианства в форме византийского православия (Крещение Руси, 988—989 гг.).
Древнерусская культура сложилась на основе культурных традиций славянских племен, обогащенных византийским влиянием. Еще в середине 9 в. на Руси распространился славянский алфавит. В 11—12 вв. были созданы выдающиеся произведения литературы («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» и др.), архитектуры, живописи и ремесел. Имеются сведения о существовании в городах Киевской Руси школ (в т.ч. женских) и крупных книгохранилищ.
Источниками изучения уровня развития М. и медико-санитарного дела в древней Руси служат данные археологии, памятники письменности (летописные своды, сборники законоположений, церковные документы), изобразительного и прикладного искусства, устного народного творчества. К древнейшим памятникам русской медицинской письменности относятся «Изборник Святослава» (по-видимому, византийского происхождения), «Физиолог» — компилятивный трактат из естественнонаучных работ античных авторов и «Шестоднев» Иоанна Болгарского.
В медицине Древней Руси 10—13 вв. основные теоретические положения соответствовали главным образом анатомо-физиологическим концепциям Галена В системе взглядов на природу и принципы распознавания болезней сказалось влияние Гиппократа. Методы лечения, и особенно гигиенические правила, во многом исходили из традиций народной М. восточных славян. Общебиологические представления сводились к признанию существования в «малом мире» (теле человека) 4 «стухий» — огня, воды, земли, воздуха. Представление о здоровье соответствовало понятию «устроя» — ненарушимого равновесия основных свойств этих «стухий» — горячего, холодного, сухого и влажного; болезнь связывалась с «недобрым» смешением соков — «смутой стухий». На основе учения о темпераментах рекомендовалось применение лечебных прижиганий, кровопусканий, слабительных, «чихательных» и других очистительных средств. Учитывалось влияние возраста; наиболее ранимыми признавались младенчество и старость: женский организм считался более хрупким, чем мужской.
Причина болезни носила название «вина недуга»; в мире так много «вин», что их «исчести невозможно». Недуг может быть порожден одной из «вин»; весьма опасно, если они наступают «вкупе». Установление «вины» — задача «лечьцов». У постели больного именно они «бдять и первую вину болезни пытають». Угнетение духа, как и леность, — первые ступени к болезням. Труд же — условие, без которого немыслимо здоровье. Большое значение придавалось диагностике и прогнозу. Диагноз именовался «обличением недуга». «Совершенным лечьцом» называли того, кто мог безошибочно «мощная и немощная разлучити» (отличать). Под «опытанием» понималась сумма приемов обследования больного. Наиболее надежной считалась диагностика по «жилобиению» (пульсу). Однако указывалось, что этот способ доступен лишь наиболее образованным и опытным врачевателям. Существенным подспорьем в диагностике служило «смотрение уринное» (исследование мочи в «стькляницях»). О болезни судили по «малости или множеству урины», особенностям ее цвета, запаха, вкуса, осадка.
Важная роль в диагностике отводилась сбору сведении о прошлой жизни больного и осмотру всего его «обличия», вплоть до привычки разговаривать, сидеть, есть, потому что даже такая деталь, как «смеяние зубь» (улыбка), «ступание ног» (походка), может «возвестить» о свойствах болезни («Изборник Святослава». 1073). Установленные признаки заболевания носили названия «знатьба», «знамение», «послуси» (свидетели). В «Изборнике Святослава» в числе прочих «знамений» образно описан симптомокомплекс fades tuppocratica.
Известно несколько категорий древнерусских врачей. В языческом периоде врачевание волхвов, знахарей, знатьцов представляло сочетание народного опыта с приемами и элементами М. соседних стран. С принятием христианства появился новый тип лекаря — лекарь-монах. Однако, несмотря на официальное преобладание, лекари-монахи не вытеснили полностью народных и светских лекарей. Киевские князья и бояре любили лечиться у «врачов» и у «волхвов». Светскими были первые лекари, обслуживавшие княжеские дружины. Так, в Киево-Печерском патерике говорится, что князь явился к пострадавшему военачальнику в сопровождении «врачов... хотя врачевати его». В «Русской Правде» имеются элементы регламентации практики светского врача, в частности отмечается его право на вознаграждение за лечение.
Сохранились сведения об отраслях врачебного знания. Л.Ф. Змеев (1896) сообщает, что среди славянских лекарей-профессионалов произошло раннее выделение узких специалистов: «кровопусков», лекарей «кильных» (занимающихся лечением грыж), «очных» (особенно по удалению трахоматозных зерен), «чечуйных» или «почечуйных» (по лечению геморроя), «камчужных» (по лечению «ломоты» — подагры, ревматизма), «чепучинных» (по лечению венерических болезней), по лечению «порчи» (кликушества), бабок-повитух, бабок-целителей и др.
В Киеве и других городах популярностью пользовались врачи-иноземцы — греки, сирийцы, армяне, обслуживавшие главным образом князей, боярство и купечество. Православие в этот период не обособило развитие М. на Руси, и в Киевском государстве имели свободное хождение медицинской концепции языческого, магометанского, иудейского, буддийского, католического мира. Врачи-иностранцы имели в городах свои дома, лекарственные «погребы» (аптеки), входили в дружественные и деловые отношения с русскими. Ореолом почета была окружена хирургия, известная по славянским памятникам письменности как «рукоделие», «резание» или «железная хитрость». «Прикуту», «снасть» (хирургический инструментарий) составляли нож, «бричь» (бритва), кроило, пила, рама, сверло, тесле, а набор кровопуска — «прогон», «ражнь», «бодець», различные «железьца кровопустьныя». Раны зашивали суровыми конопляными нитями, «струнами» из кишки, брюшины молодых животных; перевязочным средством служила баранья шерсть. Употребляли болеутоляющие и снотворные средства (красавка, болиголов, опий), их применяли также для обезболивания родов (повесть «Александрия», 11 в.). «Резания» происходили и на дому, но чаще в банях и больницах при монастырях. Причем древнерусские хирурги выполняли достаточно сложные операции: чревосечение, ампутацию конечности, трепанацию черепа и др. В.Д. Отамановский (1965) сообщает, что нередко лекари совмещали функции врачевателей внутренних и кожных болезней с функциями аптекаря и хирурга.
Применялись и консервативные методы лечения внутренних, «моровых», «бесных» (психических), детских и других болезней различными «зелиями» (лекарствами), водой, внушением и другими методами. Сбор и хранение лекарств («зелейничество») еще до принятия христианства осуществлялись лицами, оказывавшими медицинскую помощь. После принятия христианства одновременно с преследованием волхвов, ведунов, кудесников велась борьба и с зелейниками. Однако из практической М. лекарственные средства не исчезли, а наоборот стали назначаться в еще большей степени, в т.ч. и врачевателями монастырей. Неслучайно в Киево-Печерском патерике отмечалось, что «лечець приготовляеть зелия на потребна врачевания, на кийжде недуг». Древнерусские врачи 10—11 вв. располагали значительным арсеналом лечебных средств. Так, в «Шестодневе» описывались применение аконита, болиголова, белены, втирание металлической ртути, получение опия из головок мака, указывалось на целебное значение «топлиц» (минеральных вод). В произведениях 11—13 вв. нередко высказывались суждения, например, о применении прижигания, кровопускания, приводились способы очистки и сшивания раны, наложения на нее «привузы», т.е. повязок и пластырей. Упоминалось также о лечебной диагностике, особенно лекарствоведении, включавшем значительное число растительных, животных и минеральных средств, почерпнутых из арсенала народной М. восточных славян, например назначение дегтя (смол) при чесотке, сырой печени трески — при куриной слепоте, витаминсодержащих овощей и ягод (хрен, редька, лук, чеснок, морошка, клюква и др.) — при цинге, бобровой струи как тонизирующего средства. Лекарственные средства готовились в виде порошков, присыпок, настоев, отваров, мазей, камней для прижигания и других форм. Нередко использовались ванны с настоями из различных трав.
Обозначение болезней и симптомов по преимуществу с помощью славянской лексики свидетельствует об их очень древнем происхождении. Идентификация с современной нозологией затруднительна и порой удается только при тщательном сравнении многих памятников письменности. Прокажением именовали болезни типа волчанки, лепры и другие кожные страдания. Распространена была свербежь (чесотка). Из внутренних, инфекционных и нервно-психических болезней встречаются златяница (желтуха), камчюг (артрит), вдушь (астма), огневая (сыпной тиф) и др.; трясця (малярия) описана в форме вседневной, черездневной и «квартоны», т.е. четырехдневной; гибельные моры — утроба кровавая (дизентерия), чума легочная, мозолие (бубонная чума), возуглие, или прищ горющ (сибирская язва); «точение пены», или «падучая немочь» (эпилепсия), расслабление (параличи).
Передача медицинских знаний происходила от отцов к детям — тип обучения, наиболее свойственный народной М. В апокрифах упоминается об обучении детей лекарями по образцу ремесленного ученичества. В жизни светских врачей-иноземцев и монастырских лечьцов видное место занимали «врачевские отрочате» (подмастерья, ученики). Иногда М. изучали и женщины, например в «Сказании о Муромском князе Петре и девице Февронии» описывается излечение крестьянской девушкой-лекарем князя, тело которого было покрыто струпами. Лечебная практика женщин допускалась и законодательно, о чем, в частности, имеется указание в «Правде Ярославичей».
Больницы как учреждения для «лекования недужных» в отличие от открывавшихся иногда и при частных домах «изб богорадных» (богоделен), в которых инвалиды, престарелые пребывали без лечения, находились обычно при монастырях, церквах. Купеческие, цеховые больницы в Новгородской феодальной республике, Галицко-Волынской Руси получали материальную помощь и от светских властей, однако были в юрисдикции церкви. Передача организации лечебного дела церковным властям была определена уставом князя Владимира Святославича (996). На церковные власти возлагались строительство больниц и безвозмездное оказание медицинской помощи, по-видимому, за счет церковной десятины. Вместе с тем Л.Ф. Змеев (1896) сообщает, что одно из первых упоминаний о стационарном лечебном учреждении на Руси относится к середине 10 в., когда княгиня Ольга организовала больницу, где уход за больными был поручен женщинам. Кроме того, больницы упоминаются в уставе Владимира, т.е. всего через 8 лет после крещения; это позволяет предполагать возможность их существования на Руси до принятия христианства.
О «безбедном» существовании монастырских больниц заботились феодалы, т.к. монастыри являлись крупными военно-госпитальными базами, выгодно расположенными в стратегическом отношении. Для больниц существовали более или менее однотипные положения («уставы»), в которых были оговорены расходы на содержание больных, больничных штатов, порядок управления. Больничные помещения делились на небольшие кельи. Со взрослыми лежали и дети. Изоляции подвергались лишь лица с «изгнившими удами» (по причине смрада), буйные больные, которые нередко содержались в отдельных «печерах» (пещерах) «в цепях» или «на колодах». Во главе больницы стоял «старший над больницей», «смотрител». Обходы («мимохождения», или «прохождения недужных») совершались врачами к «наутрию». Труд санитаров («служебников болничных») был очень тяжелым. Принимались в больницу в первую очередь люди богатые, «жертвователи». Крестьяне за дни, проведенные в больнице, обязывались отплатить монастырю отработкой на пашне, в извозе, на промыслах, скотном дворе.
В древнерусском врачевании большое значение придавали предупреждению болезней.
Уже к 10—11 вв. определился широкий круг санитарно-гигиенических требований к различным сторонам народного бытового уклада. Поселения возводились вдали от болот, при источниках «живой» (доброкачественной питьевой) воды. При археологических раскопках установлено, что в Новгороде уже в 10—11 вв. были мостовые. Обнаруженный там же деревянный водопровод был одним из древнейших в Северной Европе. Избы строились так, чтобы как можно больше света проникало через «окончины». Для длительного хранения пищевых продуктов оборудовались подпольные кирпичные «касти» и другие кладовые. Широко использовались предметы гигиенического обихода и предметы для переработки пищевых продуктов. В образе жизни рекомендовалась умеренность — в приеме пищи, в половой жизни и даже во сне. («Не принимай брашне без алкания и пития без жажды»; «Иначе меры спати подобает мертвым нежели живым»). Но физическими развлечениями — игрой в мяч, скачками, охотой — можно заниматься до усталости. Вопреки взглядам церкви на эти занятия как на грех, они назывались «утехою души, соседствующею с телесным здравием».
О необходимости изоляции больных от здоровых говорится в «Изборнике Святослава». Требование это осуществлялось особенно при эпидемиях, например при сильном море в Полоцке (1092). Проводились порой очень крупные мероприятия по охране общественного здоровья, предупреждению заноса заразы из-за рубежа. Летопись сообщает о массовой очистке в 1230 г. территории Новгорода от тысяч чумных трупов и захоронении их в особых могильниках; осуществляли ее силами многочисленной артели санитаров-уборщиков, на средства церкви.
Во второй половине 11 в. начинали проявляться признаки упадка Киевской Руси. Рост экономической самостоятельности городов, являвшихся крупными торговыми центрами (Новгорода, Чернигова и др.), сопровождался борьбой князей за политическую независимость от Киева. В 1132 г. на территории Киевской Руси образовалось около полутора десятков фактически самостоятельных государств. Зимой 1237 г. началось вторжение монголо-татар в пределы русских земель. Раздробленность помешала дать должный отпор захватчикам. Несмотря на героическое ожесточенное сопротивление, в сравнительно короткий срок было завоевано большинство русских княжеств. Начался продолжавшийся два с половиной века период монголо-татарского ига. Монголо-татары уничтожили и угнали в плен большое количество русских людей, нанесли огромный ущерб экономике и культуре страны, надолго затормозив ее развитие. Но даже в период монголо-татарского ига развитие М. на Руси не прекращалось. Находясь на более низкой по сравнению с Русью стадии культурного развития, монголо-татары вынуждены были пользоваться услугами русских ремесленников и лечьцов.
Медицина в период образования и развития Русского государства (конец 13 в. — начало 17 в.). На рубеже 13—14 вв. на территории северо-восточной Руси наблюдался подъем хозяйства, протекавший в тесной связи с развитием феодального землевладения, особенно церковного, усилением княжеской власти, ростом населения городов как административных, военно-стратегических, экономических и культурных центров. Экономический подъем создавал предпосылки для объединения русских земель в единое государство. Центром этого объединения стала Москва, которая при активной поддержке церкви со второй половины 14 в. выступила организатором борьбы за свержение монголо-татарского ига. Куликовская битва (1380), в которой объединенное войско русских земель под руководством Дмитрия Донского нанесло поражение монголо-татарам, утвердила руководящее положение Москвы, Дмитрий Донской впервые передал великое княжение по наследству без санкции ордынских ханов. Преемники Дмитрия Донского присоединяли к Москве отдельные русские земли. В 1480 г. монголо-татарское иго было свергнуто. В конце 15 в. — начале 16 в. было завершено объединение русских земель. Русское государство вступило в торговые и политические отношения со многими странами Европы. Проходил процесс централизации государственной власти и управления. При Иване IV были ликвидированы Казанское и Астраханское ханства. Началось присоединение к Русскому государству земель Зауралья и Западной Сибири. В конце 16 в. территория Русского многонационального государства равнялась 5,5 млн. км2, население страны составляло около 9—10 млн. Москва превратилась в крупнейший город с населением около 100 тыс. человек. Процесс централизации, неудачи Ливонской войны вызвали обострение борьбы между боярской оппозицией и государственной властью. Иван IV попытался сломить сопротивление феодальной аристократии с помощью террористической системы — опричнины. которая привела к еще большему недовольству в разных слоях общества, к разорению значительной части страны, бегству населения на окраины. Меры правительства по закреплению государственной системы крепостного права вызвали усиление антифеодальных выступлений. Борис Годунов и его правительство не смогли разрешить социально-политического и экономического кризиса в стране.
Комментарии
Проездом из Венеции 2017.08.26 10:42
???? 2017.07.26 17:43
Аврора 2017.01.10 07:23
савиных м.и., новокузнецк 2007.11.04 06:08
Смотреть все комментарии - 4
Ваш комментарий