Ваш регион

Москва

&nbps;
 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
 

Медицина

    Сильной стороной М. Средней Азии была гигиена. Крупные среднеазиатские города имели высокий уровень благоустройства, в средневековой Бухаре, Самарканде, Ургенче, Ходженте, Мерве и других городах применялись меры общественного характера, способствовавшие предупреждению возникновения и распространения эпидемических болезней. В частности, регламентировался порядок убоя скота и продажи мяса. В соответствии с действующими законами продавцы рыбы были обязаны не проданную за день рыбу вечером солить. «Вода, — сообщает английский историк Элгуд (1951), — разносилась по городу в хорошо закрытых баках и продавалась маленькими чашечками. Пить прямо из бака запрещалось». Еще более строгими были правила продажи молока. Посуда для молока должна была содержаться в особой чистоте, дояркам полагалось носить только белую одежду и т.п. Продажа снятого молока и разбавление молока водой строго преследовались. Во всех известных среднеазиатских медицинских трудах большое внимание уделялось соблюдению правил личной гигиены (чистоте тела, одежды, жилища), правильному питанию, разумному соотношению труда и отдыха, сна и бодрствования. Ибн Сина, ал-Джурджани, автор «Кабус-намэ» придавали важное значение «сохранению правильного телосложения» — осанке, отсутствию избыточного веса. В трудах среднеазиатских врачей нашли отражение вопросы личной гигиены женщины и лиц пожилого возраста, гигиенического ухода за детьми, особенности образа жизни во время путешествий.

    Медицина в древнерусском государстве. Во второй половине 1 тысячелетия н.э. начался процесс разложения первобытнообщинного строя у восточных славян. В 6—9 вв. на различных территориях нынешней европейской части СССР образовались восточнославянские союзы племен, внутри которых происходило обособление родоплеменной верхушки во главе с военными предводителями — князьями. Частые военные походы способствовали укреплению военно-дружинной организации, а также подчинению княжеской власти племен и племенных союзов, что стало у славян ранней формой общественной организации. В этот же период начинает развиваться торговля с Византией, странами Востока и Западной Европы. В 9 в. в Среднем Приднепровье создается наиболее раннее государственное объединение восточных славян — Русская земля, или Русь. К 9—10 вв. сложились восточнославянские города — Белоозеро, Киев, Чернигов, Переяславль, Ростов, Псков, Новгород, Полоцк, Смоленск и др. В 882 г. новгородский князь Олег подчинил своей власти города и прилегавшие к ним земли вдоль пути «из варяг в греки» и сделал Киев столицей первого русского государства — Киевской Руси, ставшей к 11 в. одним из крупнейших государств средневековой Европы. Упрочению и развитию феодальных отношений и объединению экономически слабо связанных частей Киевского государства во многом способствовало введение в качестве государственной религии христианства в форме византийского православия (Крещение Руси, 988—989 гг.).

    Древнерусская культура сложилась на основе культурных традиций славянских племен, обогащенных византийским влиянием. Еще в середине 9 в. на Руси распространился славянский алфавит. В 11—12 вв. были созданы выдающиеся произведения литературы («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» и др.), архитектуры, живописи и ремесел. Имеются сведения о существовании в городах Киевской Руси школ (в т.ч. женских) и крупных книгохранилищ.

    Источниками изучения уровня развития М. и медико-санитарного дела в древней Руси служат данные археологии, памятники письменности (летописные своды, сборники законоположений, церковные документы), изобразительного и прикладного искусства, устного народного творчества. К древнейшим памятникам русской медицинской письменности относятся «Изборник Святослава» (по-видимому, византийского происхождения), «Физиолог» — компилятивный трактат из естественнонаучных работ античных авторов и «Шестоднев» Иоанна Болгарского.

    В медицине Древней Руси 10—13 вв. основные теоретические положения соответствовали главным образом анатомо-физиологическим концепциям Галена В системе взглядов на природу и принципы распознавания болезней сказалось влияние Гиппократа. Методы лечения, и особенно гигиенические правила, во многом исходили из традиций народной М. восточных славян. Общебиологические представления сводились к признанию существования в «малом мире» (теле человека) 4 «стухий» — огня, воды, земли, воздуха. Представление о здоровье соответствовало понятию «устроя» — ненарушимого равновесия основных свойств этих «стухий» — горячего, холодного, сухого и влажного; болезнь связывалась с «недобрым» смешением соков — «смутой стухий». На основе учения о темпераментах рекомендовалось применение лечебных прижиганий, кровопусканий, слабительных, «чихательных» и других очистительных средств. Учитывалось влияние возраста; наиболее ранимыми признавались младенчество и старость: женский организм считался более хрупким, чем мужской.

    Причина болезни носила название «вина недуга»; в мире так много «вин», что их «исчести невозможно». Недуг может быть порожден одной из «вин»; весьма опасно, если они наступают «вкупе». Установление «вины» — задача «лечьцов». У постели больного именно они «бдять и первую вину болезни пытають». Угнетение духа, как и леность, — первые ступени к болезням. Труд же — условие, без которого немыслимо здоровье. Большое значение придавалось диагностике и прогнозу. Диагноз именовался «обличением недуга». «Совершенным лечьцом» называли того, кто мог безошибочно «мощная и немощная разлучити» (отличать). Под «опытанием» понималась сумма приемов обследования больного. Наиболее надежной считалась диагностика по «жилобиению» (пульсу). Однако указывалось, что этот способ доступен лишь наиболее образованным и опытным врачевателям. Существенным подспорьем в диагностике служило «смотрение уринное» (исследование мочи в «стькляницях»). О болезни судили по «малости или множеству урины», особенностям ее цвета, запаха, вкуса, осадка.

    Важная роль в диагностике отводилась сбору сведении о прошлой жизни больного и осмотру всего его «обличия», вплоть до привычки разговаривать, сидеть, есть, потому что даже такая деталь, как «смеяние зубь» (улыбка), «ступание ног» (походка), может «возвестить» о свойствах болезни («Изборник Святослава». 1073). Установленные признаки заболевания носили названия «знатьба», «знамение», «послуси» (свидетели). В «Изборнике Святослава» в числе прочих «знамений» образно описан симптомокомплекс fades tuppocratica.

    Известно несколько категорий древнерусских врачей. В языческом периоде врачевание волхвов, знахарей, знатьцов представляло сочетание народного опыта с приемами и элементами М. соседних стран. С принятием христианства появился новый тип лекаря — лекарь-монах. Однако, несмотря на официальное преобладание, лекари-монахи не вытеснили полностью народных и светских лекарей. Киевские князья и бояре любили лечиться у «врачов» и у «волхвов». Светскими были первые лекари, обслуживавшие княжеские дружины. Так, в Киево-Печерском патерике говорится, что князь явился к пострадавшему военачальнику в сопровождении «врачов... хотя врачевати его». В «Русской Правде» имеются элементы регламентации практики светского врача, в частности отмечается его право на вознаграждение за лечение.

    Сохранились сведения об отраслях врачебного знания. Л.Ф. Змеев (1896) сообщает, что среди славянских лекарей-профессионалов произошло раннее выделение узких специалистов: «кровопусков», лекарей «кильных» (занимающихся лечением грыж), «очных» (особенно по удалению трахоматозных зерен), «чечуйных» или «почечуйных» (по лечению геморроя), «камчужных» (по лечению «ломоты» — подагры, ревматизма), «чепучинных» (по лечению венерических болезней), по лечению «порчи» (кликушества), бабок-повитух, бабок-целителей и др.

    В Киеве и других городах популярностью пользовались врачи-иноземцы — греки, сирийцы, армяне, обслуживавшие главным образом князей, боярство и купечество. Православие в этот период не обособило развитие М. на Руси, и в Киевском государстве имели свободное хождение медицинской концепции языческого, магометанского, иудейского, буддийского, католического мира. Врачи-иностранцы имели в городах свои дома, лекарственные «погребы» (аптеки), входили в дружественные и деловые отношения с русскими. Ореолом почета была окружена хирургия, известная по славянским памятникам письменности как «рукоделие», «резание» или «железная хитрость». «Прикуту», «снасть» (хирургический инструментарий) составляли нож, «бричь» (бритва), кроило, пила, рама, сверло, тесле, а набор кровопуска — «прогон», «ражнь», «бодець», различные «железьца кровопустьныя». Раны зашивали суровыми конопляными нитями, «струнами» из кишки, брюшины молодых животных; перевязочным средством служила баранья шерсть. Употребляли болеутоляющие и снотворные средства (красавка, болиголов, опий), их применяли также для обезболивания родов (повесть «Александрия», 11 в.). «Резания» происходили и на дому, но чаще в банях и больницах при монастырях. Причем древнерусские хирурги выполняли достаточно сложные операции: чревосечение, ампутацию конечности, трепанацию черепа и др. В.Д. Отамановский (1965) сообщает, что нередко лекари совмещали функции врачевателей внутренних и кожных болезней с функциями аптекаря и хирурга.

    Применялись и консервативные методы лечения внутренних, «моровых», «бесных» (психических), детских и других болезней различными «зелиями» (лекарствами), водой, внушением и другими методами. Сбор и хранение лекарств («зелейничество») еще до принятия христианства осуществлялись лицами, оказывавшими медицинскую помощь. После принятия христианства одновременно с преследованием волхвов, ведунов, кудесников велась борьба и с зелейниками. Однако из практической М. лекарственные средства не исчезли, а наоборот стали назначаться в еще большей степени, в т.ч. и врачевателями монастырей. Неслучайно в Киево-Печерском патерике отмечалось, что «лечець приготовляеть зелия на потребна врачевания, на кийжде недуг». Древнерусские врачи 10—11 вв. располагали значительным арсеналом лечебных средств. Так, в «Шестодневе» описывались применение аконита, болиголова, белены, втирание металлической ртути, получение опия из головок мака, указывалось на целебное значение «топлиц» (минеральных вод). В произведениях 11—13 вв. нередко высказывались суждения, например, о применении прижигания, кровопускания, приводились способы очистки и сшивания раны, наложения на нее «привузы», т.е. повязок и пластырей. Упоминалось также о лечебной диагностике, особенно лекарствоведении, включавшем значительное число растительных, животных и минеральных средств, почерпнутых из арсенала народной М. восточных славян, например назначение дегтя (смол) при чесотке, сырой печени трески — при куриной слепоте, витаминсодержащих овощей и ягод (хрен, редька, лук, чеснок, морошка, клюква и др.) — при цинге, бобровой струи как тонизирующего средства. Лекарственные средства готовились в виде порошков, присыпок, настоев, отваров, мазей, камней для прижигания и других форм. Нередко использовались ванны с настоями из различных трав.

    Обозначение болезней и симптомов по преимуществу с помощью славянской лексики свидетельствует об их очень древнем происхождении. Идентификация с современной нозологией затруднительна и порой удается только при тщательном сравнении многих памятников письменности. Прокажением именовали болезни типа волчанки, лепры и другие кожные страдания. Распространена была свербежь (чесотка). Из внутренних, инфекционных и нервно-психических болезней встречаются златяница (желтуха), камчюг (артрит), вдушь (астма), огневая (сыпной тиф) и др.; трясця (малярия) описана в форме вседневной, черездневной и «квартоны», т.е. четырехдневной; гибельные моры — утроба кровавая (дизентерия), чума легочная, мозолие (бубонная чума), возуглие, или прищ горющ (сибирская язва); «точение пены», или «падучая немочь» (эпилепсия), расслабление (параличи).

    Передача медицинских знаний происходила от отцов к детям — тип обучения, наиболее свойственный народной М. В апокрифах упоминается об обучении детей лекарями по образцу ремесленного ученичества. В жизни светских врачей-иноземцев и монастырских лечьцов видное место занимали «врачевские отрочате» (подмастерья, ученики). Иногда М. изучали и женщины, например в «Сказании о Муромском князе Петре и девице Февронии» описывается излечение крестьянской девушкой-лекарем князя, тело которого было покрыто струпами. Лечебная практика женщин допускалась и законодательно, о чем, в частности, имеется указание в «Правде Ярославичей».

    Больницы как учреждения для «лекования недужных» в отличие от открывавшихся иногда и при частных домах «изб богорадных» (богоделен), в которых инвалиды, престарелые пребывали без лечения, находились обычно при монастырях, церквах. Купеческие, цеховые больницы в Новгородской феодальной республике, Галицко-Волынской Руси получали материальную помощь и от светских властей, однако были в юрисдикции церкви. Передача организации лечебного дела церковным властям была определена уставом князя Владимира Святославича (996). На церковные власти возлагались строительство больниц и безвозмездное оказание медицинской помощи, по-видимому, за счет церковной десятины. Вместе с тем Л.Ф. Змеев (1896) сообщает, что одно из первых упоминаний о стационарном лечебном учреждении на Руси относится к середине 10 в., когда княгиня Ольга организовала больницу, где уход за больными был поручен женщинам. Кроме того, больницы упоминаются в уставе Владимира, т.е. всего через 8 лет после крещения; это позволяет предполагать возможность их существования на Руси до принятия христианства.

    О «безбедном» существовании монастырских больниц заботились феодалы, т.к. монастыри являлись крупными военно-госпитальными базами, выгодно расположенными в стратегическом отношении. Для больниц существовали более или менее однотипные положения («уставы»), в которых были оговорены расходы на содержание больных, больничных штатов, порядок управления. Больничные помещения делились на небольшие кельи. Со взрослыми лежали и дети. Изоляции подвергались лишь лица с «изгнившими удами» (по причине смрада), буйные больные, которые нередко содержались в отдельных «печерах» (пещерах) «в цепях» или «на колодах». Во главе больницы стоял «старший над больницей», «смотрител». Обходы («мимохождения», или «прохождения недужных») совершались врачами к «наутрию». Труд санитаров («служебников болничных») был очень тяжелым. Принимались в больницу в первую очередь люди богатые, «жертвователи». Крестьяне за дни, проведенные в больнице, обязывались отплатить монастырю отработкой на пашне, в извозе, на промыслах, скотном дворе.

    В древнерусском врачевании большое значение придавали предупреждению болезней.

    Уже к 10—11 вв. определился широкий круг санитарно-гигиенических требований к различным сторонам народного бытового уклада. Поселения возводились вдали от болот, при источниках «живой» (доброкачественной питьевой) воды. При археологических раскопках установлено, что в Новгороде уже в 10—11 вв. были мостовые. Обнаруженный там же деревянный водопровод был одним из древнейших в Северной Европе. Избы строились так, чтобы как можно больше света проникало через «окончины». Для длительного хранения пищевых продуктов оборудовались подпольные кирпичные «касти» и другие кладовые. Широко использовались предметы гигиенического обихода и предметы для переработки пищевых продуктов. В образе жизни рекомендовалась умеренность — в приеме пищи, в половой жизни и даже во сне. («Не принимай брашне без алкания и пития без жажды»; «Иначе меры спати подобает мертвым нежели живым»). Но физическими развлечениями — игрой в мяч, скачками, охотой — можно заниматься до усталости. Вопреки взглядам церкви на эти занятия как на грех, они назывались «утехою души, соседствующею с телесным здравием».

    О необходимости изоляции больных от здоровых говорится в «Изборнике Святослава». Требование это осуществлялось особенно при эпидемиях, например при сильном море в Полоцке (1092). Проводились порой очень крупные мероприятия по охране общественного здоровья, предупреждению заноса заразы из-за рубежа. Летопись сообщает о массовой очистке в 1230 г. территории Новгорода от тысяч чумных трупов и захоронении их в особых могильниках; осуществляли ее силами многочисленной артели санитаров-уборщиков, на средства церкви.

    Во второй половине 11 в. начинали проявляться признаки упадка Киевской Руси. Рост экономической самостоятельности городов, являвшихся крупными торговыми центрами (Новгорода, Чернигова и др.), сопровождался борьбой князей за политическую независимость от Киева. В 1132 г. на территории Киевской Руси образовалось около полутора десятков фактически самостоятельных государств. Зимой 1237 г. началось вторжение монголо-татар в пределы русских земель. Раздробленность помешала дать должный отпор захватчикам. Несмотря на героическое ожесточенное сопротивление, в сравнительно короткий срок было завоевано большинство русских княжеств. Начался продолжавшийся два с половиной века период монголо-татарского ига. Монголо-татары уничтожили и угнали в плен большое количество русских людей, нанесли огромный ущерб экономике и культуре страны, надолго затормозив ее развитие. Но даже в период монголо-татарского ига развитие М. на Руси не прекращалось. Находясь на более низкой по сравнению с Русью стадии культурного развития, монголо-татары вынуждены были пользоваться услугами русских ремесленников и лечьцов.

    Медицина в период образования и развития Русского государства (конец 13 в. — начало 17 в.). На рубеже 13—14 вв. на территории северо-восточной Руси наблюдался подъем хозяйства, протекавший в тесной связи с развитием феодального землевладения, особенно церковного, усилением княжеской власти, ростом населения городов как административных, военно-стратегических, экономических и культурных центров. Экономический подъем создавал предпосылки для объединения русских земель в единое государство. Центром этого объединения стала Москва, которая при активной поддержке церкви со второй половины 14 в. выступила организатором борьбы за свержение монголо-татарского ига. Куликовская битва (1380), в которой объединенное войско русских земель под руководством Дмитрия Донского нанесло поражение монголо-татарам, утвердила руководящее положение Москвы, Дмитрий Донской впервые передал великое княжение по наследству без санкции ордынских ханов. Преемники Дмитрия Донского присоединяли к Москве отдельные русские земли. В 1480 г. монголо-татарское иго было свергнуто. В конце 15 в. — начале 16 в. было завершено объединение русских земель. Русское государство вступило в торговые и политические отношения со многими странами Европы. Проходил процесс централизации государственной власти и управления. При Иване IV были ликвидированы Казанское и Астраханское ханства. Началось присоединение к Русскому государству земель Зауралья и Западной Сибири. В конце 16 в. территория Русского многонационального государства равнялась 5,5 млн. км2, население страны составляло около 9—10 млн. Москва превратилась в крупнейший город с населением около 100 тыс. человек. Процесс централизации, неудачи Ливонской войны вызвали обострение борьбы между боярской оппозицией и государственной властью. Иван IV попытался сломить сопротивление феодальной аристократии с помощью террористической системы — опричнины. которая привела к еще большему недовольству в разных слоях общества, к разорению значительной части страны, бегству населения на окраины. Меры правительства по закреплению государственной системы крепостного права вызвали усиление антифеодальных выступлений. Борис Годунов и его правительство не смогли разрешить социально-политического и экономического кризиса в стране.

 
 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
 
 
 

Комментарии

Проездом из Венеции  2017.08.26 10:42

Только вернулась из Мюнхена, где проходила лечение в одной из клиник, которую удалось подобрать благодаря программе Евроклиник. Этот шаг помог мне сохранить грудь. Я уже готовилась к операции по удалению груди, но мои родные искали возможности отказаться от такого радикального метода. Они связались организаторами лечения по контактам, которые размещены на официальном сайте Евроклиник. Меня сопровождал муж, который постоянно общался со специалистами и был в курсе всех этапов. Мне сделали операцию, потом я прошла курс химиотерапии. Сегодня, слава Богу, все нормально. Какое счастье, что мы не пошли на удаление.
Дай Бог Вам крепкого здоровья и долгих лет жизни.

????  2017.07.26 17:43

Только вернулась из Мюнхена, где проходила лечение в одной из клиник, которую удалось подобрать благодаря программе Евроклиник. Этот шаг помог мне сохранить грудь. Я уже готовилась к операции по удалению груди, но мои родные искали возможности отказаться от такого радикального метода. Они связались организаторами лечения по контактам, которые размещены на официальном сайте Евроклиник. Меня сопровождал муж, который постоянно общался со специалистами и был в курсе всех этапов. Мне сделали операцию, потом я прошла курс химиотерапии. Сегодня, слава Богу, все нормально. Какое счастье, что мы не пошли на удаление.

Аврора  2017.01.10 07:23

Эта информация подойдет для тех, кому нужно в медицинском ВУЗе экзамены сдавать! :)

савиных м.и., новокузнецк  2007.11.04 06:08

мне, геологу, было очень полезно прочесть статью.Я два десятка лет занимаюсь мумие: создал ВФС 42-3084-98, БАД Браг-Жун, защитил канд.дисс. по рудам мумие Горного Алтая, провел типизацию руд и месторождений, занят докторской. мои работы можно обнаружить по запросу "мумие+савиных". Связаться со мной:bragjun@zaoproxy.ru

Смотреть все комментарии - 4

Ваш комментарий

 
 
Задать вопрос
Самое популярное

Когда и как потерять девственность

Девственность и куриное яйцо. Какая между ними связь? А такая, что жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца. Ненамно

Всё о температуре тела

Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между

10 способов сбросить 5 кг

Небольшие изменения в питании и образе жизни помогут изменить ваш вес. Хотите сбросить лишние килограммы? Не переживайте, вам не придется морить себя голодом или делать изнурительные упражнения. Иссл

О насНаши клиентыРеклама медицинских центровМаркетинг для салонов красоты и SPA
Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
© 2000-2025 Nedug.Ru. Информация на этом сайте не призвана заменить профессиональное медицинское обслуживание, консультации и диагностику. Если вы обнаружили у себя симптомы болезни или плохо себя чувствуете, то необходимо обратиться к врачу для получения дополнительных рекомендаций и лечения. Все замечания, пожелания и предложения присылайте на mail@nedug.ru