Фармацевтическое образование как основа фармацевтической культуры
С.В.КОНОНОВА, д.фарм.н., чл.-корр. РАЕН, декан фармфакультета НижГМА, зав. каф. УЭФ и фармтехнологии, председатель фармсовета ПФО, Н.Н.СОКОЛОВА, к.фарм.н., зав. каф. фармации, К.ИВАНОВА, интерн каф. УЭФ и фармтехнологии, Н.Новгород
Журнал Ремедиум №10. 2006г.
Фармацевтическое пространство России, в котором функционируют различные субъекты системы лекарственного обращения, постепенно сдвигается на принципиально новый уровень. Развитие происходит за счет таких основополагающих факторов, как компетентность и качество фармацевтической деятельности. В связи с этим обостряется интерес к уровню знаний провизоров и фармацевтов и увеличиваются требованиями к их практическим умениям и навыкам.
В фармацевтических организациях Приволжского федерального округа работает около 35 000 специалистов с фармацевтическим образованием. Из них 36% - провизоры и 74% фармацевты (в 2004 г. эти показатели составляли, соответственно, 34 и 76%). Около 96% провизоров и 94% фармацевтов (в 2004 г. – 90 и 91%) имеют соответствующие квалификационные сертификаты. И хотя в 2005 г. отмечается рост удельного веса специалистов, имеющих квалификационные категории, - эти показатели составили всего лишь 29% среди провизоров и 21% среди фармацевтов против 18 и 17% в 2004 г. Как видно, их уровень в общей структуре специалистов крайне низок. Наиболее высокий удельный вес специалистов, имеющих квалификационные категории, отмечается в Оренбургской и Ульяновской областях. Соотношение провизоров и фармацевтов в округе составляет 1:1,9 против 1:2,1 в 2004 г. Значительно лучше среднего показателя состояние дел в Республиках Башкортостан и Татарстан, Кировской и Самарской областях. Выше соотношения 1:2 эти показатели в Нижегородской, Оренбургской, Ульяновской областях. В среднем по округу на 1 аптечную организацию приходится более 3 специалистов с фармацевтическим образованием. Из приведенного анализа мы вполне закономерно можем сделать вывод о количественном и качественном росте персонала фармацевтических организаций, и тем не менее приведенные выше результаты социологических исследований позволяют нам заострить внимание на некоторых негативных явлениях и неполном соответствии фармперсонала современным социальным и профессиональным требованиям.
Истоки этих негативных моментов кроются как в личностных качествах выпускников фармацевтической школы, так и в самой системе фармацевтического образования. В большей степени это относится к высшей школе. Система среднего фармацевтического образования, по нашему мнению, готовит качественных специалистов по изготовлению лекарственных средств, отпуску безрецептурных лекарств и других фармацевтических, парафармацевтических и медицинских товаров. Большое внимание в среднем уровне фармацевтического образования уделяется вопросам построения коммуникативных отношений, фармакологии, фармацевтическому маркетингу, новым реализационным товарным технологиям.
В условиях все более усложняющейся деятельности высшее фармацевтическое образование должно обеспечивать специалисту возможность быть одновременно и интеллигентом, и специалистом в узкопрофессиональной области, и членом сложной системы сообществ людей (организация, в которой он работает, общественные фармацевтические организации, семья). Качество фармацевтического образования, конечно же, в большой степени зависит от экономического обеспечения, наличия высококвалифицированных преподавательских кадров, материально-технической базы.
В соответствии с принципами мировой системы образования в ХХI в., определенными ЮНЕСКО, в основе модели современного фармацевтического образования должны быть заложены этика профессии, цельность личности и мировосприятия, фармацевтическая культура и сознание. Подготовка специалистов по предложенной модели позволит на практике:
- обеспечить единство фармацевтического пространства в условиях разнообразия видов фармацевтических организаций и региональных моделей фармацевтического рынка;
- формировать у специалистов положительную мотивацию к образованию через всю жизнь, благодаря знаниям о предъявляемых требованиях к уровню профессиональной подготовки и критериям его оценки;
- переходить к дифференцированной оценке результатов труда специалистов на основе соответствия выполняемых функций установленным нормам;
- принимать обоснованные управленческие решения;
- гарантировать специалистам выполнение своих функциональных обязанностей в соответствии с их способностями и интересами.
В процессе подготовки специалистов происходит аккумуляция и становление преобразовательной и познавательной деятельностей и осознание студентами содержания, функций и структуры фармацевтической деятельности через решение конкретных задач.
Каким же требованиям должен отвечать провизор/фармацевт? Безусловно, быть профессионально компетентным. По нашему мнению, профессиональная компетентность состоит из:
- специальной компетентности – включает знания фармакотерапевтических, медицинских, технических, эргономических характеристик товаров и услуг фармацевтического ассортимента;
- управленческой компетентности – включает знания законов и правил развития фармацевтического бизнеса и формирования команды;
- психологическая компетентность – основана на знаниях психологии общения с партнерами по фармацевтическому рынку, потребителями фармацевтических товаров и услуг:
- правовая компетентность – определяется знаниями нормативной правовой базы по фармацевтической деятельности и степени ответственности за ее неисполнение.
Можно выделить и другие компетентности: интеллектуальную – способность к аналитическому мышлению и комплексному подходу к выполнению своих профессиональных функций, ситуативную – умение принимать решения и действовать по ситуации, полипрофессиональную – разноплановую эрудированность и широкий кругозор, экстремальную – умение оперативно действовать в экстремальных ситуациях.
Нельзя не согласиться с тем, что и эти компетентности в полной мере относятся к фармацевтам.Наши исследования показывают, что 85% выпускников считают, что за годы обучения они приобрели умение вести исследовательскую работу, 55% отмечают, что за этот период в них были воспитаны такие качества, как ответственность, дисциплинированность, доброжелательность, инициативность, самостоятельность, 35-45% - целеустремленность, настойчивость, организованность, способность к творчеству, мыслительная деятельность, 20-25% - понимание себя, коммуникабельность, терпимость, уверенность, рациональность. Эти данные позволяют нам сделать вывод о том, что большинство абитуриентов приходят в учебное заведение с недостаточно высокими характерологическими качествами. Более того, 75-85% абитуриентов (по данным опросов студентов первого курса) выбирают фармацевтическое образование, не имея представления об избранной специальности или имея крайне смутное представление о ней.
Интеграция в европейскую систему образования
Преобразования на фармацевтическом рынке, жесткие конкурентные условия, трансформирование управленческой культуры обостряют проблемы недостаточной компетентности специалистов и требуют принципиальных изменений в системе фармацевтического образования. Кроме того, интеграция нашей страны в Европейское сообщество, вступление в ВТО ведет и к интеграции в европейскую систему образования, присоединению к Болонскому процессу, который предусматривает двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат, магистратура). По нашему мнению, в отличие от системы медицинского образования, система российского фармацевтического образования может быть преобразована в соответствии с принципами Болонской декларации. Средняя фармацевтическая школа готовит специалистов по программам и учебным планам, которые после незначительных доработок могут соответствовать уровню подготовки фармацевтов – бакалавров при 4-летнем сроке обучения. Программа подготовки бакалавров будет обеспечивать возможность интеграции в структуру вузов,
которые будут осуществлять подготовку фармацевтов-магистров. Безусловно, проведение интеграционных процессов потребует дифференцированного подхода в зависимости от качества педагогического персонала и заключений экспертов (ученых и практических работников) о качестве подготовки специалистов конкретным средним учебным заведением. Конечно, для этого очень многие нормативные правовые документы должны будут претерпеть серьезные изменения, какие-то – утратить силу, а какие-то – родиться заново. Тем более, что в этом давно назрела необходимость. Так, если в системе здравоохранения никому не придет в голову на врачебную должность назначить специалиста со средним медицинским образованием (в силу различий в выполняемых функциональных обязанностях), то в фармацевтических организациях множество функций может исполнять как специалист с высшим фармацевтическим образованием, так и специалист со средним фармацевтическим образованием. Работодателям выгоднее нанимать специалиста со средним образованием: у них меньше запросы по оплате труда, занижен уровень самооценки, недостаточная правовая компетентность и т.д. Тем самым дискредитируется сама система высшего фармацевтического образования.Мы отдаем себе отчет в том, что предлагаемые изменения в системе подготовки фармацевтов потребуют переработки программ и учебных планов практически по всем дисциплинам, что тяжелым бременем ляжет на ученых и преподавателей вузов. Эта работа должна будет проведена в соответствии с потребностями фармацевтического рынка, на основе складывающейся новой модели взаимоотношений системы фармацевтического образования и системы лекарственного обращения и с учетом стремления российского фармацевтического образования к общеевропейской идентичности в его содержании, способах и формах получения образования и оценочных критериях выпускника. Это позволит развивать высоконравственную, социально зрелую, творчески активную личность будущего фармацевта.
Ваш комментарий