Эффект использования некоторых форм психической саморгегуляции в спортивной практике (на примере плавания)
Горский В. Б.
(Лаборатория спортивной, психологии и психогигиены, зав. – докт. мед. наук Л.Д. Гиссен. Всес. н.-и. ин-та физической культуры, г. Москва; Кафедра психологии Чувашского педагогического ин-та, г. Чебоксары)
Ранняя специализация, омоложение сборных команд (особенно в ряде видов спорта), большой объем и интенсивность тренировочных нагрузок, количество и напряженность соревнований – все это приводит к необходимости обучать психической саморегуляции (ПСР) юных спортсменов.
Данная работа показывает возможность обучения юных спортсменов определенной высокой степени ПСР при применении используемой в данной работе методике обучения <…>.
Испытуемые – юные пловцы 10 – 12 лет г. Чебоксары.
В практической работе, проводимой с 1975 года, по исследованию возможности применения на тренировках и в соревнованиях ПСР юными спортсменами, были определены следующие формы психической саморегуляции, дающие значительный положительный эффект.
1. Самовнушенное перевоплощение личности ( в плана технической подготовки). Применение включает в себя:
a) знание отличий техники того спортсмена, в которого предстоит перевоплощаться; чем яснее спортсмен представляет отличия, тем эффективнее изменения;
b) самовнушенное перевоплощение на определенное время (у тренированного спортсмена занимает несколько десятков секунд); предварительно задумывается обратное перевоплощение, которое произойдет самопроизвольно в заданное время; реализацию перевоплощения показывает изменившаяся техника, амнезия действий, выполненных в перевоплощенном состоянии (по самоотчетам и наблюдениям); возможно применение и неполного перевоплощения с предварительно задуманным осознаванием;
c) после перевоплощения предлагается плыть не стараясь, а как плывется само собой. Определенное время сохраняется измененная улучшенная техника; в этой части пловец сам замечает изменившуюся без его сознательных усилий технику; повторение этого приема в сочетании с обычной методикой, как дополнение к ней, позволяет улучшать техническую подготовку.
2. Применение самовнушенного сна с задуманными сновидениями. При этом в частях «a» и «c» выполняют то же, что и в первом случае, а в чести «b» пловец засыпает с предварительным самовнушением «спать 2 минуты и видеть сон с содержанием – плыву правильно» (в самоотчетах – «спал и видел сон»).
Эффект изменений техники виден с первого раза, но для закрепления необходимы повторения.
Отличие данных приемов в том, что ставится целью, чтобы спортсмен некоторое время плавал под влиянием самовнушения, как уже умеющий правильно плавать, без сознательной корректировки техники. Это оценивается положительно и как вносящее разнообразие в процесс обучения.
Предлагаемые формы психической саморегуляции для технической подготовки положительно оценены тренерами СДЮСШОР по плаванию г. Чебоксары.
3. Самовнушенный сон в процессе выполнения спортивных упражнений – особое самовнушенное состояние, сопровождающееся релаксацией мышц, не участвующих в работе, субъективно переживаемое как сон (прекращение осознавания на задуманное время), приносящее (по самоотчетам) ощущение «спал и отдохнул».
Исследовалось влияние этого Приема, используемого в процессе проплывания дистанции 100 метров (сон 4 раза по 12 секунд), на результат:
a) сравнивалось время проплывания дистанции 100 м с применением самовнушенного сна и без применения самовнушения,
в одинаковых условиях, при задании плыть с равной силой, в обоих случаях стремясь показать максимальный результат;
b) сравнивались соотношения результатов с применением и без применения самовнушения по отношению к контрольной группе.
Задания выполнялись спортсменами в парах (один спортсмен из опытной и одни из контрольной группы). Проведено с мальчиками – 91 измерение, с девочками – 40. Экспериментальная группа – 14 человек.
Анализ результатов показал следующее.
Дистанции с применением самовнушенного сна были пройдены мальчиками быстрее в среднем на 2,05 сек. (отличие достоверно с уровнем вероятности Р < 0,001); девочками быстрее, в среднем на 2,78 сек. (отличие достоверно с уровнем вероятности Р < 0,001).
Если спортсмен экспериментальной группы не применял самовнушение, то его результат по отношению к контрольной группе был хуже, в среднем на 0,7 сек., если же применял самовнушенный сон, то лучше, в среднем на 1,49 сек.
Лабораторный эксперимент, проведенный в лаборатории спортивной психологии и психогигиены (количество участников – 20 человек), показал, что самовнушенный сон,
применяемый в процессе выполнении монотонной работы до отказа, не прекращая деятельности (сон на 1 минуту через каждые 3 минуты), позволяет более длительно выполнять монотонную работу, сохраняя хорошее самочувствие.Особенности и положительные стороны этого приема психической саморегуляции заключается в том, что прием можно выполнять многократно и длительно. Например, в лабораторном эксперименте, в работе не велоэргометре в течение двух часов, выполняя монотонную работу до отказа, спортсмен засыпал на 1 минуту 30 раз. Проплывая дистанцию 1500 метров, пловец может засыпать на 12 секунд 60 раз (сохраняя глубину сна), даже несколько увеличивая скорость (при хорошей технике) в процессе самовнушенного сна.
В этом приеме нет выраженной направленности на мобилизацию сил. Положительный эффект вероятно происходит за счет периодической перестройки формы активности (засыпая самовнушенным сном спортсмен продолжает плыть неосознаваемо), что дает ощущение отдыха при пробуждении.<…>.
Предложенные формы реализации психической саморегуляции могут найти применение в воспитании и спорте.
Психологический Центр "EgoLand"
Ваш комментарий