Психотерапевтическая и психопрофилактическая ценность активного самовнушения (АС) для снятия условнорефлекторных защитных реакций
Дехтяр О. В.
(Кафедра физического воспитания, зав. – О. В. Дехтяр, Семипалатинского филиала Джамбульского технологического ин–та легкой и пищевой промышленности.
Научный руководитель – А. С. Ромен)
В данном сообщении описан опыт применения активного самовнушения (АС) для снятия условнорефлекторных защитных реакций. Показана психотерапевтическая и психопрофилактическая ценность АС.
Научение трудным элементам и упражнениям в гимнастике, их совершенствование всегда связано, даже при наличии хорошей страховки, с непредвиденными «срывами». «Срывы» гимнаста при выполнении упражнения часто сопровождаются ударами о снаряд, неудачными приземлениями и др., влекущими за собой телесные повреждения. «Срыв» гимнаста в упражнении часто формирует условнорефлекторную защитную реакцию, которая продолжительное время может мешать формированию правильных двигательных навыков. Стойкая защитная реакция может привести к невротическому состоянию и надолго нарушает выработанный ранее необходимый двигательный стереотип.
Купирование спонтанно приобретенной защитной реакции – процесс длительный, требующий, как правило, психотерапевтического вмешательства. Преодоление такого рода спортивных боязней и фиксаций можно добиться с помощью внушенного сна–отдыха и прямого гетеросуггестивного воздействия (В. В. Кузьмин и др.). Однако оказать квалифицированную помощь гимнасту не всегда представляется возможным ввиду отсутствия специалистов (психотерапевта,
психиатра).Проводя исследования с группой гимнастов ДСШ № 1. г. Семипалатинска (тренер – мастер спорта Носиков В. К.), мы получили наглядный пример фиксации условнорефлекторной защитной реакции. Спортсмен 1-го разряда М-ч, выполняя соскок «махом назад сальто вперед согнувшись», травмировал себя, ударившись о жердь. Возникла стойкая условнорефлекторная защитная реакция. Последующие попытки преодолеть себя не дали желаемого результата. Специальная гетеросуггестивная помощь не оказалась действенной ввиду его плохой гипнабельности.
По нашему предложению гимнаст М-ч стал осваивать метод активного самовнушения – АС (А.
С. Ромен). К концу третьей недели обучение было закончено, а инструментальное обследование показало, что он достаточно хорошо владел АС. Спортсмену было предложено с помощью самовнушенного представления движения восстановить ранее выработанный динамический стереотип. Гимнаст М-ч многократно в самовнушенном состоянии представлял себя точно выполняющим требуемое упражнение с благополучным окончанием, используя в конце формулы самовнушения. Со второго подхода спортсмен М-ч сумел удовлетворительно выполнить упражнение, а в дальнейшем получил возможность его совершенствовать.Другой случай – с гимнастом К-а, который выполнял соскок с перекладины «сальто вперед прогнувшись» и неудачно приземлился,
подвернув ногу, еще раз показал действенность метода АС. Гимнаст К-а продолжительное время приземлялся, стараясь загружать только правую ногу, вследствие возникшей в связи с травмой условнорефлекторной защитной реакции, что приводило к потере равновесия и доскокам. Применяя по нашему предложению АС, гимнаст К-а после ряда попыток стал выполнять соскок правильно.Метод АС в случаях с нашими гимнастами показал свою психотерапевтическую и психопрофилактическую ценность и может быть рекомендован в этом направлении в спортивной практике.
Психологический Центр "EgoLand"
Ваш комментарий