Опыт использования мониторинга и функционального биоуправления с биологической обратной связью по показателям поверхностной кожной температуры в процессе обучения навыкам психической саморегуляции
Д.В. Петухов, Самара, 2005 г.
Психологические исследования: Сборник научных трудов/ Под ред. А.Ю. Агафонова, В.В. Шпунтовой – Самара, Изд-во: «Универс-групп», 2005. – стр. 235-241
Методы психической саморегуляции (ПСР) нашли широкое применение в различных сферах практической психологии. Получив первоначальное развитие в медицинской практике (аутогенная тренировка), методы ПСР стали успешно применяться в спортивной, педагогической, инженерной психологии. Вместе с тем, до сих пор остро стоит проблема объективной оценки успешности освоения отдельных упражнений и этапов в процессе обучения навыкам ПСР. В данной статье анализируется опыт автора по использованию в этих целях данных поверхностной кожной термометрии.
Методики обучения ПСР. Аутогенная тренировка
В настоящее время существует множество методик обучения методам психической саморегуляции: самогипноз, йога, аутогенная тренировка, прогрессивная релаксация, идеомоторная тренировка, сенсорная репродукция (управляемая визуализация) и т.д. Сравнительные исследования показывают, что наиболее простая и эффективная методика обучения базовым навыкам ПСР – аутогенная тренировка (АТ). Не случайно именно этот метод получил огромную популярность во всем мире.
Аутогенная тренировка имеет очень широкий спектр применения. Психогигиена и медицина, спорт, образование, профессиональная сфера, личностное развитие, все это области, в которых применение аутогенной тренировки дает весьма впечатляющие результаты (например, см. [1-4]).
Аутогенная тренировка имеет, на мой взгляд, три главных преимущества:
- Освоение сложных навыков управления собственной психикой осуществляется с помощью простых упражнений, доступных практически любому человеку;
- Не требует много времени и особых условий для занятий. Любой стул и 5-10 минут свободного времени – достаточные условия для проведения занятий. Некоторые упражнения можно выполнять даже во время управления автомобилем. Т.е., эта методика оптимально подходит для человека, вовлеченного в напряженный ритм современной жизни.
- Существуют четкие критерии успешности освоения методики. Переход к следующему упражнению осуществляется только после освоения предыдущего.
По своей сути, аутотренинг – синтетический метод, созданный на основе приемов самовнушения, гипноза, йоги и групповой психотерапии.
Своим появлением аутогенная тренировка обязана немецкому психиатру Иоганну Генриху Шульцу. Первая книга Шульца по аутогенной тренировке вышла в 1932 году. В основу метода легли его многолетние исследования гипноза и индийской системы йога. Он обнаружил, что как в начальной стадии гипноза, так и при выполнении йоговских упражнений на расслабление, у испытуемых практически всегда возникает ощущение тяжести (вследствие расслабления мышц) и тепла (вследствие расширения кровеносных сосудов). Шульц предположил, что, вызывая сознательно эти ощущения, можно погрузится в особое состояние сознания, напоминающее начальную стадию гипноза.
В результате появились шесть базовых упражнений аутотренинга, которые позволяют добиться состояния глубокого покоя и расслабления, на фоне которого, путем самовнушения удается воздействовать на различные функции организма, не поддающиеся волевому контролю. Так, оказалось возможным управлять тонусом кровеносных сосудов, изменять частоту сердечных сокращений, уровень сахара в крови, скорость восприятия и время реакции, болевую чувствительность (повышать до гиперпатии или понижать до анестезии), течение циклических процессов организма, засыпать и пробуждаться в заданное время, воспринимать и запоминать речь во время естественного сна, вызывать каталепсию, гипермнезию, автоматическую речь (глоссолалию) и письмо и т. д.
Существует множество модификаций аутотренинга. Методика Шульца базировалась на кратких формулах самовнушения, которые надо было просто повторять по нескольку раз. Как оказалось, далеко не всем людям удавалось успешно освоить методику в таком виде. И следующим шагом в развитии аутотренинга стало использование ярких мысленных образов, соответствующих формулам самовнушения. Также оказалось, что можно значительно ускорить процесс обучения, если часть занятий проводить под руководством опытного инструктора, который произносит вслух формулы самовнушения и сопровождает их расширенными формулами внушения. На таких занятиях, обучающиеся получают своеобразные ориентиры, к которым они будут стремиться в самостоятельных занятиях. Развитие электронных технологий позволило еще более усовершенствовать методику АТ. Было обнаружено, что для того, чтобы научится произвольно управлять внутренними процессами, нужно просто сделать их видимыми или слышимыми. Так появилась технология функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС).
Принципы БОС – тренинга проще понять на конкретном примере. Многие головные боли связаны с тем, что сосуды головного мозга слишком расширены. С помощью электронных датчиков, которые крепятся на поверхности кожи, можно вывести на экран монитора, например, график изменения тонуса сосудов головного мозга. Наблюдая за этим графиком, человек, постепенно нащупывает способы самостоятельно влиять на тонус сосудов. В результате, он обучается устранять или даже предотвращать головную боль без всяких медикаментов, только за счет возросших способностей к саморегуляции.
Задача оценки успешности освоения упражнений АТ
Одной из наиболее важных задач в методике обучения аутогенной тренировке является оценка успешности освоения отдельных упражнений и этапов тренинга. Для этих целей традиционно используются как методы субъективной оценки так и объективное измерение различных физиологических параметров. Для субъективной оценки используются различные формы самоотчетов (например, [4]). Анализируя собственный опыт обучения аутотренингу можно сделать вывод, что как минимум 50 % занимающихся не могут в начале адекватно оценивать успешность выполнения упражнений.
В качестве объективных методов осуществления оперативного контроля наиболее часто используется измерение кожно-гальванической реакции (КГР),
частоты сердечных сокращений (ЧСС), мышечного и сосудистого тонуса, кожной поверхностной температуры, волн мозговой активности. В исследовательских целях наиболее интересен вариант многопараметрического мониторинга физиологических показателей. Однако, для практических задач обучения навыкам ПСР чаще приходится ограничиваться каким-то одним параметром. На мой взгляд, в этом случае наиболее целесообразно использовать поверхностную кожную термометрию.Использование термометрии в процессе обучения АТ
Обучение аутотренингу можно условно разделить на два этапа. На первом происходит освоение способности входить в особое состояние сознания, которое называется аутогенным погружением, и оставаться в этом состоянии необходимое количество времени. На втором этапе осваивается такой прием как самовнушение. Одним из физиологических маркеров аутогенного погружения является снижение тонуса периферических кровеносных сосудов и, как следствие, повышение поверхностной кожной температуры рук и ног. Именно снижение мышечного и сосудистого тонуса приводит к возникновению процессов торможения в коре головного мозга, что и обуславливает переход в измененное (фазовое, аутогенное) состояние. Для освоения навыка произвольного управления тонусом кровеносных сосудов в аутотренинге существуют специальные упражнения. Таким образом, о способности входить в состояние аутогенного погружения можно опосредованно судить по способности произвольно повышать поверхностную температуру конечностей.
Как правило, освоение упражнений на вызывание ощущений тепла начинается с рук. Так же, как и при управлении мышечным тонусом, легче научиться согревать ведущую руку. Температурный датчик обычно закрепляется на ладонной или тыльной поверхности кисти либо на ладонной поверхности пальцев. На мой взгляд, наиболее предпочтительным местом для крепления температурного датчика является тыльная поверхность кисти, т.к. в этом случае наблюдается наименьшее количество артефактов. У лиц, хорошо освоивших упражнения на расслабление и вызывания ощущений тепла, за время занятия кожная поверхностная температура кисти повышается в среднем на 1-4 °С [2,4,6]. По моим наблюдениям, после того, как человек научится повышать поверхностную температуру кисти ведущей руки на 1-2 градуса, в дальнейшем, в оценке успешности тренировки, он уже может опираться на собственные ощущения. Представляет интерес динамика изменения поверхностной кожной температуры в процессе освоения курса АТ. Если на этапе первоначального освоения навыков аутогенного погружения, поверхностная температура кисти начинает значимо повышаться только после мысленного проговаривания формул (и соответствующих им представлений) тепла, то в дальнейшем, по мере приобретения устойчивого навыка, температура начинает повышаться уже во вводной части занятия, когда об ощущениях тепла еще нет и речи. Таким образом, использование термометрии позволяет точно определить момент, когда можно переходить к сокращенным формулам самовнушения.
Для успешного освоения приемов аутотренинга важно научится сохранять пассивную концентрацию внимания и избегать волевых усилий.
Пожалуй, это самый важный и сложный для объяснения момент в программе аутотренинга. Наиболее частая ошибка занимающихся – попытка использовать волевые усилия для вызывания соответствующих ощущений. Использование термометрии позволяет обнаруживать подобные ошибки. При попытках волевого контроля у занимающихся возникают, как правило, реакции, противоположные ожидаемым. Т.е., при произнесении формул на вызывание ощущений тепла наблюдается не повышение, а понижение поверхностной кожной температуры. Объясняется это, по-видимому тем, что стремление «во что бы то ни стало» успешно выполнить упражнение приводит к стрессовой реакции, которая, как известно сопровождается централизацией кровообращения и повышением тонуса периферических кровеносных сосудов, что и ведет к охлаждению конечностей.Способность произвольно понижать поверхностную кожную температуру говорит об освоении самовнушения – второго важнейшего навыка приобретаемого в процессе занятий АТ. Еще в 60-х годах прошлого века Ромен и Свядощ указывали на то, что лица, освоившие с помощью самовнушения способность произвольно повышать и понижать поверхностную температуру руки на 2-3 градуса могут произвольно вызывать каталепсию, частичную или полную анестезию, восприятие речи во время естественного ночного сна и другие описанные выше феномены[6]. В моих исследованиях, студенты, прошедшие курс аутотренинга и научившиеся произвольно повышать на 1-4 градуса поверхностную температуру рук и понижать на 0,5-1,5 градуса поверхностную температуру лба и рук могли, например, программировать сюжеты своих сновидений. Так, одна студентка с помощью специального внушенного сновидения готовилась к сдаче госэкзамена (сдала на «отлично») и защите (защитила на «отлично») диплома. Другая студентка, используя методику В. Л. Райкова внушения образа высокоталантливой личности, внушала себе во сне образ известного психотерапевта для отработки определенных психотерапевтических техник.
Термометрия в процессе обучения АТ используется, как правило, в двух вариантах:
- мониторинг поверхностной кожной температуры в процессе сеанса гетеротренинга;
- биоуправление с обратной связью (БОС) по показателям поверхностной кожной температуры.
Температурный мониторинг в процессе сеансов гетеротренинга мы обычно начинаем с 3-4-го занятия. Для этих целей удобнее использовать многоканальную (4-8 датчиков) цифровую систему термометрии с записью данных на персональный компьютер.
Для применения технологии биологической обратной связи нами был специально разработан прибор НЕЙРОТРЕНЕР-ТМ1 [5]. Прибор состоит из электронного модуля с системой звуковой и световой индикации и температурного датчика. Питание прибора осуществляется от 9 вольтовой батареи типа «Крона». Габаритные размеры 65х45х20 мм. Температурный датчик прикрепляется к поверхности кожи и примерно через 1-2 минуты входит в тепловой баланс, после чего можно начинать тренинг саморегуляции. При повышении или понижении температуры на 0.1 градуса, прибор издает звуковой сигнал (при повышении температуры более высокого тона,
при понижении более низкого) и загорается (на 1 секунду) светодиод красного (при повышении температуры) или зеленого (при понижении) цвета. Возможно использование наушников. Температурный диапазон прибора – 10 градусов Цельсия. При включении процессор автоматически устанавливает стартовую температуру в середину рабочего диапазона.Прибор используется, в основном, для самостоятельных занятий на этапе начального освоения навыков управления тонусом кровеносных сосудов. Преимуществами прибора являются его малые размеры, возможность заниматься с закрытыми глазами, получение только значимой информации, низкая стоимость. Прибор может также с успехом использоваться для проведения тренингов психогигиены и стресспрофилактики на предприятиях. Я также использую этот прибор во время сеансов гетеротренинга, когда необходимо оценить успешность выполнения упражнения у 1-4 человек. В этом случае отключается звуковая индикация, участники тренинга занимаются как обычно с закрытыми глазами, а ведущий может наблюдать за изменениями температуры по световой индикации.
Стоит особо отметить, что использование технологии БОС оправдано только в комплексной системе обучения навыкам ПСР. При этом, особую ценность данный метод приобретает при самостоятельных и дистанционных формах организации занятий АТ. Так, нами создана система дистанционного обучения аутогенной тренировке с использованием сети Интернет (http://www.egoland.ru/education/), в которой для повышения эффективности самостоятельных занятий используется прибор НЕЙРОТРЕНЕР-ТМ1.
Краткие выводы
- Использование мониторинга и функционального биоуправления с биологической обратной связью по показателям поверхностной кожной температуры существенно ускоряет и повышает эффективность процесса обучения навыкам психической саморегуляции.
- Мониторинг поверхностной кожной температуры во время сеансов гетеротренинга позволяет оценить успешность прохождения всех основных этапов обучения аутотренингу.
- Температурный БОС – тренинг позволяет быстрее освоить начальные навыки ПСР и приобретает особую ценность при самостоятельной и дистанционной форме освоения АТ.
Литература.
- Алексеев А. В. Себя преодолеть! – М., 1985.
- Гиссен Л. Д. Время стрессов… – М., 1990.
- Линдеман Х. Аутогенная тренировка. – М., 1985.
- Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. – Л., 1986.
- Петухов Д. В. Прибор биологической обратной связи по показателям температуры НЕЙРОТРЕНЕР-ТМ1., 2005. http://egoland.ru/product/?step=&path=25,34&lang=
- Свядощ А. М., Ромен А. С. Применение аутогенной тренировки в психотерапевтической практике. Техника самовнушения. – Караганда, 1966.
Психологический Центр "EgoLand"
Ваш комментарий