Ваш регион

Москва

&nbps;

Почему люди «заедают стресс»

Или что нужно делать, чтобы ваш ребенок никогда не страдал от избыточного веса

Не будет преувеличением сказать, что проблема избыточного веса – одна из сложнейших в медицине. Ведь связана она с пищевым поведением человека, которое и определяет – что, когда, сколько и почему человек ест, а уже вокруг этого строятся все обменные процессы (а вовсе не наоборот). Факт остается фактом – тучные люди едят больше, чем другие, хотя многие из них не отдают в этом отчета самим себе. И переедают они именно потому, что пищевое поведение у них нарушено и еда превращается в универсальное успокоительное, утешительное и противотревожное средство. А поскольку пищевая мотивация относится к числу самых важных мотиваций человека, корни злополучного «заедания стрессов» и других подобных проблем нужно искать в самых глубинных отделах человеческой психики. «Любовь и голод правят миром» – это не преувеличение. Любопытно, что становление пищевого и сексуального поведения начинается буквально с первых минут жизни, причем долгое время они развиваются неразрывно не только друг от друга, но и от других важнейших стержней человеческой личности.

Итак, обратимся к тем самым первым минутам жизни любого человека. Роды для ребенка – это тяжелейший стресс, процесс перехода из одного мира в другой и в этом процессе маленький человечек, вопреки распространенной иллюзии, вовсе не пассивен, он борется, стремится наружу, все его мышцы напряжены до предела, его мозг захлестывают шквалы эмоций. Да, да, младенец – не бесчувственный и бессмысленный пищащий комок, его эмоции уже сформированы, причем еще во внутриутробном возрасте и, не сдерживаемые сознанием, имеют такую огромную силу, что память об этих эмоциях сохраняется на всю жизнь. Только память эта особого свойства. Она не выражается в словах (говорить-то новорожденный еще не умеет!). Поэтому она не осознается впоследствии, во взрослом возрасте, оставаясь на уровне подсознания, но оттуда управляет многими нашими поступками и чувствами.

И вот ребенок родился. Отдышался (причем дышит он первый раз в жизни, а поначалу это не просто – легкие расправляются и порой это довольно болезненно – отсюда и знаменитый крик младенца, который кричит, между прочим, от боли). И буквально через пару минут после появления на свет к нему приходят два совершенно новых чувства. Первое – жуткое ощущение одиночества, покинутости, ведь раньше он был с мамой одним целым, а теперь вокруг него вместо теплой любящей и уютной вселенной – холодная пустота. Повторюсь: это эмоция, еще не облеченная в слова, еще не сдерживаемая сознанием – ведь ребенку нельзя объяснить, что мама рядом, слов-то он не понимает, а зрение его настроено только на очень близкое расстояние, примерно на 30- 40 см , что достаточно только для рассмотрения маминого лица с расстояния от материнской груди. Но не дальше – дальше все расплывается (зато обоняние и осязание у младенца работают просто великолепно). Поэтому даже если мама находится недалеко, но не взяла малыша на руки – он не понимает, что она рядом и горечь потери переполняет его. И второе ощущение, неотделимое от первого – он хочет есть. Раньше этого никогда не было – все необходимое поступало ему прямо в кровь. Но этот путь закрыт навсегда. И ребенок с удивлением чувствует новую всепоглощающую потребность – в сосании. Инстинкт безошибочно указывает ему, «с какого конца» должны теперь попадать к нему питательные вещества.

И вот – ура! – ребенку дают грудь. Он чувствует, наконец, маму, «узнает ее» – по голосу, который он слышал еще в животике, по стуку ее сердца; по каким-то другим, пока неведомым нам механизмам. Он уже не один, уже не страшно, не одиноко, он чувствует мамино тепло и нежность, прикасается к ней, вдыхает ее аромат и видит ее лицо! А в глубинах его мозга начинают вырабатываться гормоны удовольствия, любви и нежности (серотонин и др.), то есть он начинает учиться любить – а это и есть нормальное становление сексуальной мотивации, если описывать любовь сухим научным языком. И одновременно с этим удовлетворяется голод – в ротик попадает вкусное молозиво. Таким образом, «любовь и голод» у малыша неотделимы друг от друга и еще долго они должны развиваться вместе. Одновременно с этим запускаются и пищеварительные системы ребенка, которые, подобно легким, «расправляются» впервые в жизни – в просвет кишечника начинают вырабатываться пищеварительные соки, в кровь начинают поступать десятки «служебных» пищеварительных гормонов, настраивается всасывающий аппарат, системы местного иммунитета, системы обмена и депонирования питательных веществ. И молозиво для этой настройки – идеальный продукт, ведь даже донорское молоко для только что родившегося человека может быть слишком тяжелым. А любая искусственная смесь и даже вода с глюкозой действует на слизистую пищеварительного тракта как напалм, выжигая все на своем пути. (Нужно добавить, что для нормального запуска всех этих механизмов необходимо, чтобы ребенка после рождения приложили к груди не «формально», на пару минут – по большому счету это ничего не дает – а как следует, то есть минут на 15-20, а лучше на полчаса – сорок минут.)

Все сказанное справедливо для первых минут жизни человека, но затем все то же самое, хотя уже с несколько меньшей напряженностью эмоций, будет повторяться каждый день. Поэтому-то так важно продолжение грудного вскармливания до 1,5 – 2-х лет, так как только в этом возрасте у ребенка начинает формироваться сознание (что выражается в появлении осмысленных слов и фраз) и он уже перестает нуждаться в постоянном присутствии матери. Ему уже можно многое объяснить, например, что мама ушла, но скоро придет – это перестает быть для него такой катастрофой, как раньше. Однако в любом случае вскармливание лишь до 3 или даже 6 месяцев никоим образом нельзя назвать нормальным – в этом возрасте ребенок слов еще не понимает,

ему нужен прежде всего физический контакт.

Ребенок, находящийся на грудном вскармливании в первый год своей жизни, каждый день получает подтверждение тому, что он любим и защищен, учится принимать и отдавать любовь, причем все это закладывается на уровне химических процессов в мозгу. Конечно, для этого необходимо придерживаться «свободного» стиля кормления, т. е. кормления по требованию, а не по режиму; необходимо больше держать ребенка на руках, общаться с ним и так далее. Вообще-то это отдельная тема, заслуживающая подробного обсуждения. Скажу лишь, что все перечисленное необходимо и для того, чтобы у мамы хватало молока – ведь львиная доля случаев так называемой «гипогалактии» или нехватки молока – прямое следствие строгого режима кормления.

Теперь посмотрим, что происходит с малышом, лишенным контакта с мамой в первые минуты жизни. Он потерял маму, он не видит ее лица, не слышит стука ее сердца; он чувствует ужас, одиночество и голод. Но тут появляется «добрый доктор» с бутылочкой искусственной смеси. И несчастный ребенок начинает сосать резиновую трубку, из которой течет сладкая жидкость. С этого момента его мир становится катастрофически сужен – и еда (еда в чистом виде, еда, искусственно оторванная от любви!) становится единственным положительным моментом в его безрадостном существовании. Вместо теплоты, любви, нежности – сладкая жидкость из резинки. Вот где находятся корни нарушений пищевого поведения, «заедания стрессов», а также бесплодности попыток «сесть на диету» во взрослом возрасте. Потому что в глубинах подсознания любого человека живет память о первых минутах жизни. Еда для такого человека – единственная спасительная соломинка, единственная радость. Отними ее – и вокруг снова холод, пустота и страх.

Нужно особенно подчеркнуть, что несмотря на кажущуюся кратковременность воздействия («подумаешь, не сразу к маме принесли, а через сутки!»), сила эмоциональных выбросов в первые минуты жизни настолько велика, что они буквально впечатываются в основы подсознания младенца. Впечатываются навсегда. А в дальнейшие недели и месяцы стереотип отношений закрепляет полученное в первые минуты жизни. И если потом этот стереотип становится положительным (ребенка кормят грудью, по требованию, много держат на руках и пр.) – то многое удается исправить, даже если роды были не совсем удачными. А вот если он отрицательный, то с ребенком начинают происходить следующие неприятные вещи. Предположим, малыш проснулся и плачет – в сущности, в его мозгу циркулируют те же самые эмоции, что и в первые минуты жизни. Разница лишь в интенсивности, но здесь интенсивность с лихвой восполняется частым повторением. Он кричит, а мамы (а мама для ребенка – это первое любимое существо) нет. Мама на работе. А вместо нее бабушка или няня с бутылочкой. Они, быть может, хорошие люди и ребенка обожают,

беда только в том, что грудному ребенку они не нужны. Любит он только маму и нужна ему только она. А ее нет. Или мама есть, но наслушалась дурацких советов о необходимости режима и «неприучения к рукам». И отчаяние ребенка безгранично, ведь сознания у него еще нет и он не понимает, что вечером или через полчаса мама появится. Младенец живет только в настоящем и он знает только одно – его бросили. И испытываемые раз за разом отрицательные эмоции остаются с этим младенцем навсегда, на всю жизнь. Ребенку страшно – закладываются основы будущих фобий, повышенной тревожности, неуверенности в себе. Уровень «гормона удовольствия» – серотонина – навсегда становится сниженным, что увеличивает риск депрессивных нарушений. Ему одиноко – закрываются контакты с внешним миром, формируется основы замкнутости, отгороженности, нарушения социальной адаптации, неспособности раскрыться навстречу любимому человеку. И вместо всего этого – сладкая жидкость, единственное утешение.

Дальнейшее зависит от многих факторов. Например, от способности мамы отдавать малышу свою любовь – ведь даже при отсутствии возможности кормить грудью можно хотя бы отчасти возместить эту потерю более активным эмоциональным контактом, тем самым давая малышу почувствовать себя любимым и защищенным; тогда, по крайней мере, останутся лишь физиологические нарушения, связанные с отсутствием грудного молока, а с ними бороться гораздо легче. Многое зависит от способности ребенка к адаптации и от генетически заложенных способов реагирования на стресс. Некоторые дети реагируют на отсутствие нормального грудного вскармливания бурно – постоянно орут, а в дальнейшем эмоциональные нарушения проявляются у них в форме гиперактивности, порой агрессивности. Другие, наоборот, ведут себя очень тихо, а потом становятся робкими, пугливыми, забитыми. Шрамы от искусственного вскармливания на душе и теле остаются у всех, но не у всех они бросаются в глаза. Нужно сказать и то, что некоторые нарушения развиваются как бы ступенчато и не всегда видны исходные моменты. Например, тревожность, берущая начало в младенческой незащищенности, может проявляться непосредственно, а может камуфлироваться изолированными вегетативными нарушениями – сердцебиением, потливостью, неустойчивостью давления, а также нарушением сна и т. д. Депрессивные тенденции могут скрываться, к примеру, за маской головных болей. А человек при этом будет уверен, что он спокоен, как танк и не склонен к унынию. И скорее всего он так и не узнает, что все его недомогания сводятся к нехватке гормона удовольствия. А уж почему его мало – это и вовсе останется для всех тайной за семью печатями, в том числе и для его постаревшей мамы, которая будет искренне недоумевать, откуда у ее взрослого сына (или дочери) такие проблемы.

Что касается веса, то многое также зависит от генетической предрасположенности и от количества внутриутробно заложенных жировых клеток.

(Приблизительно оценить их количество можно, оценив толщину жировой складки младенца. Если младенец «толстый», то клеток много. Если худой – их мало. При этом у здорового ребенка при наличии нормального грудного вскармливания, ни то, ни другое не будет отклонением от нормы. Толстого не нужно ограничивать, а худого докармливать! Хотя это как раз нередко советуют, но на самом деле такой совет – одна из самых грубых врачебных ошибок.) Если пищевая мотивация гипертрофирована, но жировых клеток заложено мало – тогда «заедание стрессов» будет, но к ожирению оно не приведет. А вот если и клеток много и пищевая мотивация генетически сильная, то тут все как раз и упирается в хорошие роды и нормальное вскармливание. У кого все это было, тому повезло. А у кого не было… Впрочем и дальше многое зависит от родителей. Отверженность в детстве можно почувствовать не только на подсознательном, но и на вполне сознательном уровне – когда это проявлялось не только во младенчестве, но и позднее. Чем больше у ребенка естественных радостей, тем меньше его потребность искать радости искусственные. Напротив, чем несчастнее ребенок, тем больше может быть стремление «утешить себя сладеньким». Но бывает и так, что след от болезненных младенческих переживаний до поры до времени дремлет. Все вроде бы хорошо. Но вот юность, половое созревание и вдруг – набор веса. В таких случаях принято списывать все на гормональные нарушения. Но не все так просто. Ведь юность – это первая любовь. Часто тайная и неразделенная. И тут словно прорывается завеса подсознания и юноша (или, чаще, девушка) снова чувствует себя одиноким ребенком, которого забыл единственный на свете любимый человек. Конечно, откуда это чувство взялось, им невдомек. У нас вообще к «самокопанию» относятся без особого уважения, а зря. Многое стало бы понятно. Итак, старое ощущение появилось вновь – и что дальше? Естественно – то же подсознание услужливо подсказывает и способ «борьбы с проблемой» – заесть. И начинается порочный круг.

Вот так все непросто. А вы говорите – «тайские таблетки»… Понятно, что воздействовать на столь глубокие проблемы могут немногие методы. Помимо сложных методов глубинной психотерапии, можно назвать лишь гомеопатию, причем только классическую, требующую строго индивидуального подхода и учитывающую все многообразие факторов, воздействующих на данного пациента. Нужно заметить, что гомеопатия, в отличие от той же психотерапии может воздействовать не только на эмоциональные нарушения, вызванные искусственным вскармливанием, но и на вызванные им же сбои на соматическом уровне. И все равно, работа очень непроста. Гораздо легче предотвратить проблему у своего ребенка, сделав его не только счастливым младенцем, но и здоровым взрослым в будущем. Заодно и себе подарив радость полноценного материнства. Так что кормите грудью, дорогие мамы. И пусть ваши дети будут здоровы!

Вахмистров Антон Владимирович

 
 
 

Ваш комментарий

 
 
Задать вопрос
Самое популярное

Когда и как потерять девственность

Девственность и куриное яйцо. Какая между ними связь? А такая, что жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца. Ненамно

Всё о температуре тела

Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между

10 способов сбросить 5 кг

Небольшие изменения в питании и образе жизни помогут изменить ваш вес. Хотите сбросить лишние килограммы? Не переживайте, вам не придется морить себя голодом или делать изнурительные упражнения. Иссл

О насНаши клиентыРеклама медицинских центровМаркетинг для салонов красоты и SPA
Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
© 2000-2024 Nedug.Ru. Информация на этом сайте не призвана заменить профессиональное медицинское обслуживание, консультации и диагностику. Если вы обнаружили у себя симптомы болезни или плохо себя чувствуете, то необходимо обратиться к врачу для получения дополнительных рекомендаций и лечения. Все замечания, пожелания и предложения присылайте на mail@nedug.ru