Зачем нужны кумиры?
Он такой замечательный, умный, красивый, успешный… Ну бывают же люди, у которых просто нет недостатков… Хочу быть таким же… Вот стандартные мысли фанатов о своем кумире. Откуда берется патологическое желание кого-то обожать, почему в кумиры выбирают порой нудных и вредных людей, которые на экране снисходительны к чужим слабостям и добры? Рассказывает психолог-консультант, тренер Института групповой и семейной психотерапии Александра СУЧКОВА.
ФАНАТИЗМ подразумевает одержимость идеей или неким идеалом. Причем для человека это серьезный эмоциональный сдвиг, даже болезненное состояние (но не болезнь). Чтобы стать чьим-то фанатом, нужно чувствовать себя настолько несовершенным, настолько несамодостаточным, что приходится фокусировать свое внимание на ком-то якобы совершенном — таким образом фанат компенсирует свои недостатки положительными качествами кумира. За счет взятого извне уравновешивается внутреннее состояние фаната. Другими словами, в кумире нравятся те качества, которыми человек сам хотел бы обладать. Причем нехватка этих качеств чувствуется так остро, что жить без кумира, у которого они есть, кажется просто невозможным. Кажется, что, если человек будет рядом с кумиром, в жизни все наладится. Это болезненное стремление к целостности за счет кого-то другого, ощущение, когда человек подсознательно стремится приобрести ту сияющую, как бы совершенную свою собственную внутреннюю часть (на самом деле она у него есть, но он ее не видит).
Любой человек самодостаточен, в каждом есть свой потенциал, свои особенности. Но фанатом эти неповторимые качества полностью отрицаются, он не видит их в себе. Отчасти в этом виновато воспитание. Когда родители постоянно недовольны ребенком, сравнивают его с другими (ты ничего не умеешь, не знаешь, а вот Петя умеет все), ставят высокие планки, ему кажется, что он ни на что не годен. А человеком с экрана все восхищаются, потому что он идеален, и хочется к этому идеалу приблизиться. Чаще всего кумиров заводят себе подростки и фанатеют от певцов, артистов, телеведущих и т.д. Причем фанатеть — это не значит просто смотреть все выступления, вешать плакаты кумира в спальне и восхищаться его внешностью. Настоящий фанат присваивает кумира, как свою собственность, подражает в манере поведения, одежде, не спит ночами, плохо ест, любыми средствами добывает деньги на концерты, караулит любимца у его дома, пишет ему десятками письма и рыдает в подушку. Фанатство мешает такому человеку жить, учиться, работать, наносит ущерб личной жизни. Ни о чем другом фанат не думает, все мысли и разговоры только о кумире. Такое состояние уже можно назвать безумным, и с ним нужно бороться.
Не сотвори иллюзию
В КУМИРАХ всегда (!) разочаровываются. Рано или поздно иллюзия рушится, живой человек не может быть идеалом. Вдруг оказывается, что любимый актер самозабвенно и неэстетично ковыряет в носу, любимая певица грубит родителям и раздает детям подзатыльники (а с виду такая милая) или делает что-то другое, что может раздражать, — врет, например, часто и не к месту. Даже близкого человека не всегда знаешь со всех сторон, каждый день открываешь для себя что-то новое и не всегда приятное. Что уж говорить о кумире, с которым вы знакомы лишь по концертам, в лучшем случае пару раз в жизни разговаривали, а в остальное время довольствовались телевизором. Вместе с разочарованием наступает жизненный крах. «Если кумир не такой идеальный, как я представлял, тогда кто же самый лучший?» А никто. Идеальных людей, как известно, не бывает. Не пытайтесь положительными качествами кумира заполнить недостатки в своем мироощущении. Лучше развивайте хорошее в себе.
Рыцарь под руку с принцессой
НЕ СТОИТ путать фанатизм с идеалами, которые бывают у детей и подростков. Пусть редко, но до сих пор идеалом у мальчиков считается рыцарь (ныне модифицированный супергерой), которому хочется подражать в храбрости, благородстве (такая же история у девочек с принцессами и современными золушками). Стремление к универсальному образу свойственно всем. Это часть личности. Таким образом ребенок тренирует свои качества через этот образ, что как раз очень полезно для взросления. Это не фанатство, поскольку нет кумира, которому можно было бы поклоняться. Просто ребенку самому (а не как кто-то!) хочется быть большим и сильным, взрослым.
Итак, что делать близким, если ребенок с пеной у рта в приказном порядке требует деньги на такую же, как у кумира, одежду (хотя выглядит в ней ужасно). Ни в коем случае ничего не запрещайте и не возмущайтесь. Проведите аккуратный разговор: а что, собственно, в таких вещах есть интересного, удобного? Терпеливо выслушайте ответы, не возражайте агрессивно. Если ребенок отвечает, что это модно и стильно, — радуйтесь, у него есть собственные представления о жизни, он понимает, что вещь нужна не потому, что ее надевает кумир, такое носят и другие люди. Это норма. А если чадо говорит, что собирается во всем, в том числе и в одежде, подражать кумиру, спросите, кто такой его кумир и почему им надо восхищаться. Зачем ему подражать, если это совершенно другой человек, живущий по своим правилам, в другой семье? Всегда лучше быть собой. Ни в коем случае нельзя давить, иначе сразу возникнет желание противодействовать.
Мячи и марки
ЕСТЬ и другой вариант фанатства — поклонение какому-либо занятию. Если подросток собирает марки, значки, фантики и это не мешает ему учиться, к нему приходят друзья и могут еще о чем-то говорить, кроме своего увлечения, беспокоиться не о чем. Если нет зацикленности, пусть человек увлекается, ищет новые экземпляры для коллекции. Замечательно, что у него есть хобби. Таким образом ребенок хочет ощутить свою собственность: это мое, принадлежит только мне, поэтому должно быть самое лучшее, качественное. Это способствует сосредоточенности и развитию внимания, главное, чтобы это не перекрывало остальные занятия и не становилось самым важным в жизни.
Спортивное фанатство — тема отдельная.
На самом деле такие игры, как футбол, бокс, — это всего лишь способ выразить свою агрессию. Групповая форма выражения негатива делает его как бы незаметным, человек тешит себя надеждой, что в толпе он затеряется и потому может себе позволить вольности.Безумными футбольными фанатами, которые не прочь затеять драку, становятся подростки, которым агрессия запрещена в принципе или она является единственным способом общения в семье. У таких фанатов либо голос в семье повышать нельзя совсем, либо весь разговор состоит из крика. Когда в семье разумное отношение к агрессии (она проявляется, только если вы действительно защищаетесь, — тогда можно и возмутится), там и болельщики «нормальные» — они и покричать могут, и поболеть, как следует за свою команду, но никогда не станут кидаться бутылками друг в друга на стадионе. Они получают удовольствие от игры, но не фанатеют в прямом смысле этого слова.
Если у вас в семье есть такой безумный спортивный фанат, обратите внимание на себя, как вы относитесь к агрессии. Считаете, что это чувство нужно держать в себе, что отрицательные эмоции выставлять напоказ неприлично? Очень зря, если так. Потому что агрессия — такое же чувство, как и остальные, его нужно научиться выражать. Если на вас нападают, надо защищаться и выражать свои эмоции, так же, как нельзя проявлять свою агрессию без надобности. Если вы сами чрезмерно вспыльчивы или боитесь агрессии, неплохо бы показаться психологу, а затем заниматься наставлением на путь истинный ребенка. Главное помнить, что агрессия — это хорошее, полезное чувство, которым просто нужно управлять. Например, вы можете вежливо сказать, что не любите кофе, когда вам его предлагают, — это тоже агрессия, но проявленная к месту и вовремя, поэтому она полезна.
Плохой, зато любимый
ПОЧЕМУ привлекают насилие, преступность, зло? Ведь у многих подростков кумир — это криминальный авторитет, киллер, расчетливый бизнесмен, связанный с мафией, и т. д. Откуда это стремление подражать плохому, идеализировать его?
Психология объясняет и этот феномен, который тоже напрямую зависит от невыраженной агрессии. Все неположительные герои воплощают черты, которые существовали у человека всегда. Дело в том, что в нашем бессознательном существует множество архетипов (особых состояний, необходимых для жизни). В современном обществе человек зачастую изолирован от своего бессознательного, живет по стереотипной системе и боится своих архетипов, потому что они ему непонятны. В течение жизни человек присоединяется к архетипам, возникающим, если это необходимо. Например, если семье угрожала опасность, мужчина мог защитить и даже убить врага; в нормальном состоянии он этого бы не сделал. Есть архетип матери, архетип божественного дитя (проявляется, только когда мы резвимся и дурачимся), архетип любовницы (любовника). Существует и архетип воина. В мирное время, когда его некуда девать, у некоторых людей этот архетип прорывается наружу,
но человек с ним не справляется. Киллеры, криминальные авторитеты — это одна часть архетипа воина, где он является нападающим. Из подсознания подростка в мирное время ей просто некуда деваться. Другая часть архетипа воина в мирное время — охранять, ходить в дозор, но эта часть бессознательного может быть изолирована. Подросток, который ощущает лишь часть архетипа, уверен, что, идя против всех, он делает себя воином, а значит, достойным уважения.Такой архетип должен трансформироваться, стать целостным. Для этого в семье должен быть старший мужчина, у которого архетип уже трансформирован, который умеет пользоваться своей агрессией в нужное время и в нужном месте. Если равняться в семье не на кого, принято либо скрывать свои неположительные эмоции, либо слишком бурно выражать их. Предложите подростку заняться восточными единоборствами, в которых обучение построено на образах, существует внутреннее равновесие под девизом: «Лучший бой — это несостоявшийся бой».
В то же время попробуйте найти положительные черты в том же киллере, авторитете. Скажем, киллер — убийца и циник, но это потрясающий разведчик и наблюдатель, хорошо видящий цель, всегда находящийся в равновесии. Обратите внимание на это, развейте эти качества. Если, не дай бог, наступит война — возможно, придется стрелять, а в мирное время можно наблюдать и видеть такие детали, которые не увидит никто. Авторитет — отличный стратег, который умеет разрабатывать свой план с учетом возможных исходов ситуации. Это может превратиться в жизненную черту, которая великолепно сослужит службу в выборе профессии, в учебе.
Свои архетипы есть и у девочек. Одна часть женского архетипа — Деметра, богиня плодородия, рассвета, рождения, созидания. Другая часть — Кибела, богиня разрушения, смерти и ведовста — вот две части одного целого в бессознательном. Проявляется вторая часть тоже не просто так. Немалую роль играет социальное отношение к женщине. Если, к примеру, девочку в детстве били и за нее никто не заступался, она перестает ценить себя и свое тело, начинает разрушать себя. Хотя на самом деле эта агрессия направлена на тех, кто причинил ей вред. В противоположность этой части — женщина-мстительница, которая, разрушая отношения, причиняет боль другим, и женщина-чаровница, которая околдовывает собой. Все эти черты живут абсолютно в каждой женщине.
В отличие от стереотипов (здесь я мама, на работе — начальница), которыми можно управлять, архетипы не управляются, с ними можно лишь контактировать и находить равновесие. Если пытаться отрицать бессознательное, делать вид, что его нет, архетип становится бесконтрольным и может проявиться в самый неподходящий момент, что разрушительно для самого человека. Попытайтесь приспособиться к своему архетипу и научитесь с ним жить. Например, если некуда девать гнев и эмоции, научитесь их выражать, но опять же только тогда, когда это уместно — например, в случае защиты своего ребенка.
Тогда это будут только положительные качества.Судьба-копирка
КОНЕЧНО, кто-то посмотрит очередной сериал при наемного убийцу и захочет подражать этому образу, а кто-то даже не станет примерять этот образ на себя. Значит, ребенок или подросток умеет пользоваться той своей частью, в которой заложен архетип воина. Скажем, ему разрешено драться на деревянных палках, и этого достаточно, чтобы не подавлять агрессию в себе. Иначе за счет кумира хочется стать непобедимым и «крутым».
Есть другой вариант, когда фанат стремится к такой же карьере, семье, как у кумира. В этом случае для начала объясните, что, во-первых, все люди живые и то, что со стороны кажется идеальным, всегда имеет оборотную сторону. Во-вторых, такой же карьеры и семьи, как у кого-то, все равно не получится. Будет обязательно по-другому, может быть, даже лучше, потому что вы — разные люди. Слепо накладывать лекало и снимать копию с чужой судьбы не стоит. Если у вас есть кумир и вам нравятся результаты, которых он достиг, составьте свой план, подумайте, как бы это получилось у вас: я могу сделать то-то, не могу сделать этого (несмертельно, потому что могу по-другому).
Поскольку идеал кумира всегда рушится, а вместе с этим рушится и мир, безумный фанат нуждаеться в помощи. Если вы видите, что при одном упоминании о своем кумире фанат впадает в ступор, его стоит отправить к психологу. Есть множество методик, с помощью которых ярому фанату можно помочь. «Излечение» нужно прежде всего от зависимости. Каждому подходит свой метод. Кому-то — анализ и осознание того, что с ним происходит; с помощью психоанализа психодрамы человек методом проигрывания ситуации в группе осознает, почему он оказался в такой ситуации и как быть дальше. Одним помогает эриксоновский гипноз — мысленное путешествие в собственный внутрений мир, представление образов, другим — работа с бессознательными образами, активным воображением и т. д.
Конечно, у ребенка должны быть кумиры. Для малыша 3–6 лет ими должны стать родители или близкий человек, который его воспитывает. Стадию всесильности родителей обязательно проходят все детишки. На этом этапе мама и папа для них — волшебники, которые могут сделать все. Мало того, если в этот период ребенок увидит, что родители противоречивы, не уверены в себе, с ними что-то не так, он лишается важнейшего ресурса для дальнейшей жизни личности. На этом этапе развития он беззащитен перед миром, и если защита в виде родителей непрочна, психике наносится большой урон. Внутренний образ прочных, стабильных, спокойных родительских фигур должен стоять перед глазами, чтобы в жизни на него можно было опереться. Начиная с 6 лет ребенок сам разрушает иллюзию всемогущих родителей, но в любом случае она должна состояться.
Ваш комментарий