Ваш регион

Москва

&nbps;

Вундеркинд. А кому он нужен?

Раннее развитие вошло в моду. Ребенок, который к моменту поступления в школу не умеет читать, считается чуть ли не педагогически запущенным. И современные продвинутые родители стараются всеми силами пристроить ребенка в элитный детский сад, чтобы там с ним занимались по методикам «раннего развития», заработать на няню или, в крайнем случае, вооружить методичкой бабушку — пусть готовит вундеркинда! И все эти усилия направлены только на то, чтобы ребенок к трем годам уже научился читать и считать! Да только нужно ли это?

Представление о мире, или Дважды два четыре?

Конечно, это очень удобно, когда трехлетний кроха не ходит за вами целый день, плавно превращая все свои книжки в мусор, а тихонечко сидит в укромном уголке и читает.

Только эта идиллическая картинка нежизнеспособна. Во-первых, потому что столь рано обучившееся чадо тут же зачисляется родителями в разряд вундеркиндов и они продолжают напихивать ребенка информацией с утроенной энергией, а во-вторых, потому что при таком подходе происходит подмена понятий «развитие» и «образование». Для ребенка в этом возрасте гораздо важнее узнать, что собака лает, грызет кости, может укусить, имеет четыре ноги и вся покрыта шерстью, чем уметь прочитать по буквам слово «собака». Нельзя забывать, что ребенку в первые годы жизни важно не столько научиться читать и считать, сколько получить правильное представление о мире и о своем месте в нем. Вся наука педагогика основана на понятии «возрастная норма», позаимствованном из области медицины и физиологии. Считается, что человек во столько-то лет научается говорить, во столько-то лет становится готов к школе, а во столько-то ему можно доверить вождение автомобиля. Такой подход нельзя назвать абсолютно верным, но все же он достаточно обоснован. Ребенок в течение первого года жизни должен научиться очень многому: нужно установить связи с окружающими (родителями, братьями и сестрами, няней и т. д.), обрести доверие («Когда у меня неприятности, я могу быть уверен в том, что родители мне помогут») и усвоить концепцию неизменности предметов («Когда мама прячется за креслом, она все равно находится там, хотя я ее не вижу»). Ему также необходимо научиться пользоваться своим телом (садиться, стоять, ходить), руками (брать и бросать, а также манипулировать предметами) и мозгом (решать проблемы типа: как-мне-достать-с-полки-игрушку-если-я-до-нее-не-дотягиваюсь?),

узнать значение сотен слов и освоить, как их произносить, используя сложное сочетание голосовых связок, губ и языка.

Эта программа значительно превосходит по объему тот материал, который предлагается к усвоению в первый год обучения в школе. Добавление еще одного «предмета» может вытеснить из «расписания» несколько крайне важных навыков основного развития. Хотя лишь немногие родители будут заставлять ребенка стоять до того, как он к этому готов, многие без колебаний торопят развитие мозга, например, понуждая свое чадо читать чуть не в колыбели. Почему? Может быть, потому, что значительно проще представить повреждение ног, которые слишком рано начали нести непосильную нагрузку, чем ущерб, нанесенный перегруженному мозгу. А может, потому, что в некоторых семьях гораздо больше внимания уделяется интеллектуальным достижениям ребенка, чем его физическому и эмоциональному развитию…

Никто не называет детей, владеющих двумя языками, вундеркиндами, если они живут с рождения в семьях, где родители говорят на двух языках. Причем такой двуязычный ребенок не путает слова, а говорит со взрослыми и сверстниками на том языке, на котором к нему обратились. Для него это естественно.

Раннее развитие выдергивает маленького человека из социальной ниши,

предуготовленной ему традициями и законами. Что делать вундеркинду, которому по возрасту надлежит быть в первом классе, а по уровню знаний — в пятом? Бороться ли ему с зевотой в компании сверстников или пытаться утвердиться среди тех, кто на голову выше ростом? Или, не ходя в школу, продолжать учиться самостоятельно, чтобы к тому времени, когда ему принесут повестку в военкомат, освоить математику в объеме мехмата, а английский в объеме иняза?

Природа не отдыхает!

Известно, что неталантливых детей не бывает, просто не всякий талант удается раскрыть. Часто одаренные люди с раннего возраста проявляют большие успехи в какой-либо деятельности. Если же ребенок не демонстрирует явных успехов на каком-либо поприще, то это вовсе не означает, что «на нем природа отдохнула». Существуют некоторые признаки, сигнализирующие об одаренности ребенка. Прежде всего это любознательность во всех ее проявлениях. Способные дети сопереживают чужим проблемам: эмоционально подключаются к судьбам героев услышанных сказок. Они расположены к самостоятельному мышлению, проявляют оригинальность и фантазию. Одаренные дети могут проводить долгое время в одиночестве,

трудясь над своими проектами, в то время как установки взрослых им надоедают и раздражают.

Если ваш ребенок проявляет интерес к словам, буквам или цифрам, всеми средствами старайтесь его поощрять, но не отменяйте поход на игровую площадку для того, чтобы посвятить все время занятию. Обучение независимо от того, чему вы учите ребенка — бросать мячик или узнавать буквы, — должно доставлять ему удовольствие.

Дети приобретают уверенность, узнавая то, что важно для них самих, а не для родителей. Если у ребенка появится ощущение, что занятия, которые предлагают родители, важнее того, чем он хотел бы заняться сам, это способно нанести серьезный удар по его чувству собственного достоинства. То же самое может произойти, если ребенок начнет думать (не важно, есть ли на это основания), что ему не по силам оправдать надежды, возлагаемые на него родителями. В конечном итоге, если ребенок научится себя любить и уважать, это даст ему значительно больше, чем умение читать или играть на пианино, приобретенное в раннем детстве.

Катерина БЕЛКИНА

АиФ Долгожитель

 
 
 

Комментарии

Ksu  2013.03.16 20:34

Вот полностью согласна Олей! :) У нормальных родителей основной интерес - это здоровый и счастливый ребенок. А когда на детей начинаю вешать все - танцы, иностранные языки, шахматы и еще Бог весть что, то это, извините, родители не о его здоровье и счастье пекутся, а свои комплексы неполноценности стараются за счет ребенка разрешить. Эти конкурсы красоты "Мини-мисс"... вот же денежная вещь, играющая на самолюбии мамочек, не сумевших реализоваться.

Бегущая По Волнам  2013.03.16 08:55

Самый хороший ребёнок - это счастливый ребёнок. Вундеркиндством соего дитя кичатся родители, но ребёнку от этого не становится лучше. Это вообще анамалия. Всё должно идти своим чередом, не прыгая из первого класса на пятый курс вуза.

Александр  2013.03.16 06:14

как интересно вундеркинды в 13 лет заканчивают школу? и в 14 лет могут высшее образование получить?

Татьяна  2011.11.23 10:41

Ребенок ничего не должен, и все дети развиваются по-разному, здесь очень много зависит от той среды, в которой они растут. Но истинные вундеркинды - это совершенно исключительное явление, а речь здесь идет скорее просто об одаренных детях, которые чем-то заметно выделяются среди сверстников, такие дети требуют к себе особого отношения, к ним нужен индивидуальный подход, иначе результат может оказаться весьма плачевным. Я знаю одного мальчика, чей не по возрасту развитый интеллект удивлял взрослых. Но их равнодушие его погубило: мальчику было скучно на уроках в обычной школе, он стал их пропускать и в конце концов попал в дурную компанию, и ничего путного из него не вышло. А чаще бывает иначе: родители хотят видеть в своем ребенке то, чего в нем явно нет, и внушают и ему и себе мысль об его исключительности. Но рано или поздно истина проявляется, и у таких детей возникает потом очень много проблем. Действительно одаренный ребенок - это не только мечта и гордость родителей, но и огромный дополнительный груз ответственности, который далеко не все готовы на себя взять.

Смотреть все комментарии - 14

Ваш комментарий

 
 
Задать вопрос
Самое популярное

Когда и как потерять девственность

Девственность и куриное яйцо. Какая между ними связь? А такая, что жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца. Ненамно

Всё о температуре тела

Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между

10 способов сбросить 5 кг

Небольшие изменения в питании и образе жизни помогут изменить ваш вес. Хотите сбросить лишние килограммы? Не переживайте, вам не придется морить себя голодом или делать изнурительные упражнения. Иссл

О насНаши клиентыРеклама медицинских центровМаркетинг для салонов красоты и SPA
Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
© 2000-2024 Nedug.Ru. Информация на этом сайте не призвана заменить профессиональное медицинское обслуживание, консультации и диагностику. Если вы обнаружили у себя симптомы болезни или плохо себя чувствуете, то необходимо обратиться к врачу для получения дополнительных рекомендаций и лечения. Все замечания, пожелания и предложения присылайте на mail@nedug.ru