Психоанализ
Психоанализ — психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации; метод психотерапии. Разработан австр. невропатологом, психиатром и психологом Фрейдом (S. Freud).
Психоанализ исходит из того, что аффективные влечения, переживания, будучи подавленными, не уничтожаются, не исчезают из психики, а вытесняются в особую психическую сферу — бессознательное, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь человека, проявляясь, например, в сновидениях, ошибочных действиях, оговорках, описках, забываниях, а также часто в виде невротических симптомов. Главным видом вытесняемых аффектов, по Фрейду, являются эротические влечения, причем их вытеснение происходит уже в детском возрасте, когда формируются начальные представления о недозволенном. Суть П. состоит в том, чтобы, преодолев с помощью анализа свободных ассоциаций, оговорок, толкований сновидений и др., внутреннее сопротивление больного, перевести вытесненный материал из бессознательного в сознание больного и тем самым помочь ему разрешить свои внутренние конфликты. Именно в этих случаях в сознание прорываются вытесненные в бессознательное влечения и страхи.
Психоанализ представляет собой не только метод лечения, но одновременно и метод научного исследования. На основании фактов, полученных с его помощью, Фрейд разработал учение, главной частью которого были теории сексуальности и бессознательного. Он выделил три основные структуры психики — «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Бессознательное «Оно» — наиболее архаическая, безличная часть психики, представляющая резервуар психической энергии, «кипящий котел» влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. «Оно» лишено контактов с внешним миром и содержит две антагонистические движущие силы человеческого поведения (либидо — количественно меняющуюся силу, которая может измерять все процессы и превращения в области сексуального возбуждения, и танатос — энергию разрушения и смерти), а также комплексы Эдипа и Электры (сексуальное влечение у детей к родителям противоположного пола). «Я» (сознательное)» — посредник между внешним миром, «Оно» и «Сверх-Я» — руководствуется не принципом удовольствия, а требованиями реальности и сдерживает иррациональные импульсы «Оно». «Сверх-Я» (надсознательное), формирующееся в результате интроекций социальных норм, воспитательных запретов и поощрений, выступает как источник моральных установок индивида.
Основным механизмом возникновения неврозов является вытеснение из сознания в бессознательное противоречащих принципу реальности и этическим нормам сексуальных влечений, особенно регрессивных (детских), связанных с комплексами Эдипа и Электры. В бессознательном они искажаются, получают энергию либидо и танатос и при благоприятном случае возвращаются в сознание в завуалированной форме либо в виде навязчивости, страха, либо в виде сновидений, оговорок, описок у здоровых людей.
Учение Фрейда развивалось многочисленными последователями. Его дальнейшие модификации называются неопсихоанализом. Такие представители неопсихоанализа, как Адлер (А. Adler), Юнг (С.G. Jung), Хорни (К. Horney), Фромм (Е. Fromm), Салливан (Н. Sullivan), отрицают абсолютное значение сексуальных переживаний в детском возрасте как универсальной причины неврозов. Они подчеркивают значение социальных и культурных потребностей человека, считают причиной неврозов отсутствие общности, тепла, ощущение отчуждения, страх существования и хотят добиться выздоровления не только через осознание этих факторов, но и через активное преобразование собственной жизни.
Юнг — создатель аналитической психологии выделил два типа людей — экстравертов (с доминирующей установкой на ценности внешнего мира) и интравертов (с доминирующей установкой на внутренний мир). Он также разработал концепцию коллективного бессознательного, основным содержанием которой являются архетипы. Архетип — врожденный формальный образец поведения, определенные комбинации понятий и мотивов, постоянно выявляемые в мифах, религиях, сновидениях, бредовых фантазиях.
Для лечения неврозов Юнг предложил модификацию ассоциативного эксперимента Фрейда. Она заключается в том, что больной должен реагировать первым пришедшим в голову словом на каждое слово психотерапевта. Неадекватная реакция на слово-раздражитель или ее задержка указывают на наличие комплекса. Осознание комплексов приводит к выздоровлению. В дальнейшем Юнг стал считать невротические симптомы отдельными элементами архетипа. Основная задача психотерапии — выявление архетипов и связанных с ними символов, отражающих невроз.Адлер создал индивидуальную психологию, которая исходит из его концепции о наличии у человека подспудно тлеющего комплекса собственной неполноценности и стремления к его компенсации или сверхкомпенсации. Компенсация — преодоление тех или иных черт неполноценности путем развития противоположных черт характера или особенностей поведения (например, при невысоком интеллектуальном уровне преуспевают в физическом развитии, чувство неуверенности в себе компенсируют развитием повышенной самоуверенности). Сверхкомпенсация направлена на достижение именно в той области, где отмечается комплекс собственной неполноценности (например, страдающий заиканием стремится выступать с декламацией на сцене). Комплекс собственной неполноценности толкает к властвованию над другими.
По Хорни, в основе интрапсихического конфликта лежит «базальная тревога» человека перед силами природы и общества; механизмы психологической защиты предназначены ослабить эту тревогу. Фромм рассматривает личность как совокупность двух ориентаций — продуктивной (реализующей способности во имя всего человечества), и непродуктивной, или рыночной (продажа своих способностей). По Фромму, в формировании бессознательного лежат не слепые наследственные инстинктивные силы, как полагал Фрейд, а окружающая социальная среда. Салливан в формировании и развитии личности придавал значение межличностным отношениям.
К неопсихоанализу относится выдвинутая Александером (Р.
Alexander) психосоматическая теория, объясняющая возникновение соматических болезней воздействием психогенных факторов (см. Психосоматические расстройства), а также психоанализ развития Эриксона (Е. Erikson) и структурный анализ Лакана (J. Lacan). Эриксон выделил стадии психосоциального развития личности (каждая стадия имеет целью достижение того или иного социально ценного качества, например «доверие — недоверие» в грудном возрасте, «автономности», когда ребенок начинает ходить, «инициативы — вины» в дошкольном возрасте и «умения — неполноценности» в школьном возрасте, «идентичности» у подростков, «интимности — изоляции» в юношеском возрасте, «продолжения рода — самопоглощенности» у взрослых). Лакан использовал для структурного анализа приемы лингвистики, анализ языка для проникновения в бессознательное (например, иносказания, использование одного и того же слова в разных смыслах).Перечисленные и другие психоаналитические концепции отличает абсолютизация, возведение в основной принцип какого-либо одного из психологических механизмов, феноменов положений.
В психотерапии получил распространении групповой психоанализ, например психодрама Морено (J. Moreno), где участники психотерапевтического сеанса разыгрывают сцены, выражая в своих ролях накопившиеся эмоции, подавленные желания и т.п.; при этом отрабатываются приемлемые формы поведения в разных ситуациях. К давно известному методу катарсиса (раскрытия затаенных переживаний в высказываниях, сопровождающихся бурной вегетативной реакцией) добавился сходный прием, названный отреагированием действием (например, ребенок бьет игрушку, символизирующую ненавистного ему человека).
Среди теоретических положений, важных для психотерапии, наиболее разработанными оказались механизмы психологической защиты А. Фрейда (А. Freud). К ним относятся упомянутые компенсация и сверхкомпенсация, а также конверсия, которая состоит в развитии функциональных соматических нарушений как следствия неразрешимого интрапсихологического конфликта.
Примерами могут служить многие истерические неврозы (истерические параличи, приступы удушья, напоминающие астму и др.). Этими нарушениями больные подсознательно защищаются от тревоги, вызванной неразрешимым конфликтом. Отрицание как механизм защиты проявляется отказом признать непереносимые, но очевидные факты, желания, чувства. Примером может служить алкогольная анозогнозия (отрицание наличия хронического алкоголизма страдающим этим недугом). Смещение подразумевает приписывание чего-либо неприемлемого другому более допустимому. Например, страшась диагноза неизлечимой болезни, больной относит ее проявления к другому не опасному заболеванию. Идентификация себя с другим лицом или группой направлена на то, чтобы подсознательно оправдать свое поведение (например, злоупотребление токсическими веществами подростком в группе сверстников). К механизмам защиты относят также проекцию (перенесение на других своих чувств, желаний, опасений и др.), интроекцию (перенесение чувств, желаний, опасений других на себя), рационализацию (подыскивание объясняющих и оправдывающих обстоятельств, например приемлемых для больного причин его заболевания вместо действительных, унижающих его достоинство), регрессию (возврат к онтогенетически более ранним формам реагирования в трудных ситуациях, например истерический пуэрилизм), сублимацию (использование социально приемлемых путей для удовлетворения своих влечений, например художественное творчество), субституцию (замену желаемого, но недостижимого или неприемлемого на что-либо сходное и вполне возможное) и др. Механизмы психологической защиты являются реакцией на фрустрацию, т. е. состояние психического напряжения, вызванного действительным или воображаемым препятствием на пути достижения цели.
Библиогр.: Бессознательное. Природа, функции, методы исследования, под ред. А.С. Прангитвили и др., т. 1—4, Тбилиси, 1978—1985; Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма, М., 1977; Шерток Л. Непознанное в психике человека, пер. с франц., М., 1982.
Ваш комментарий