Гипноз и образное мышление
В. С. Ротенберг.
«Психологический журнал», том 6, № 2, 1985.
Для чего нужно изучать так называемые «особые состояния» сознания и загадочные явления человеческой психики? Прежде всего для того, чтобы выяснить целый ряд фундаментальных законов психологии, приблизиться к познанию процессов человеческого мышления. Публичные опыты психологов-гипнотизеров, пользующиеся неизменной популярностью у зрителей, для большинства людей – увлекательный спектакль, некая разновидность цирковых фокусов. Однако для ученых, работающих в области психологии, это интереснейший материал для исследований в целом разделе их науки – психологии гипнотического состояния. В последнее время особый интерес ученых вызывают впечатляющие опыты врача-психотерапевта В. Л. Райкова, цель которых – стимуляция творческой активности в гипнозе и внушении в гипнозе регрессии возраста. Начну с последнего.
Психолог-гипнотизер В. Л. Райков внушал взрослым здоровым испытуемым, что им два дня от роду. Этого было впечатляющее зрелище. У взрослых людей появлялось сходящееся и расходящееся косоглазие, присущее младенцам «плавание» глазных яблок, сосательный рефлекс, характерный «детский плач» без слез, веерообразное разведение пальцев стоп. Все это было так необычно, что невольно закрадывалась мысль: а не подвергается ли сам наблюдатель столь удивительных явлений гипнотическому воздействию? Однако все эти феномены регистрировались фото- и кинокамерами, что развеяло все сомнения.
Результаты этих опытов не вписываются в имеющиеся представления о гипнозе. Ведь вообразить себя новорожденным человек не может, поскольку в нашей памяти этот период не фиксируется и, если испытываемый не акушер, то он ничего об этом периоде не знает. Впрочем, и формального знания было бы недостаточно для воспроизведения таких не подчиненных произвольному контролю явлений, как, например, некоординированные движения глаз.
В других опытах В. Л. Райков внушал испытуемым, что они стали «творческими личностями» в какой-либо области. Одному из них было внушено, что он известный американский шахматист начала века Поль Морфи. В состоянии такого внушения, а затем в обычном состоянии этот человек играл с гроссмейстером М. Талем. По заключению М. Таля, игра в состоянии гипноза была выше на два разряда. Более того, разительно отличалось поведение испытуемого. Вне гипноза он был скован и робок, а «в образе» был решителен и агрессивен, требовал высокие гонорары. Самое же интересное в этом опыте заключается в том, что испытуемый практически ничего не знал о Поле Морфи, кроме того, разумеется, что это великий шахматист: то есть модель поведения шахматиста, в образ которого он вошел, не могла возникнуть из глубин памяти, из прочитанного.
Возникает гипотеза, что между внушением «творческой личности» и внушением младенческого состояния принципиальной разницы нет – ведь в отличие от игры актера поведение испытуемого «в образе» великого человека неизмеримо богаче, чем его формальное, осознаннее знание о нем. К тому же, если, скажем, актер, играя роль творческой личности, копирует лишь какие-то внешние признаки образа, то загипнотизированный, оказавшись в роли конкретного знаменитого человека, действительно создавал какое-либо произведение – музыкальное, поэтическое,
живописное, на которое в обычном состоянии никак не был способен. Любопытно, что под гипнозом испытуемые иначе выполняют тест на проверку творческой способности, чем в состоянии обычного бодрствующего сознания.Задания этого теста состоят в том, чтобы найти необычное применение обыкновенным предметам: утюгу, ножницам, ключу и т.д. Ответы поражали остроумием и неординарностью. Один из испытуемых выдвинул смелую идею, как при помощи сваренного вкрутую яйца можно вычислить среднюю плотность Земли (известно, что сваренное яйцо вращается значительно быстрее сырого, и если сопоставить ускорение вращения с увеличением плотности яйца, то, зная скорость вращения Земли. можно вычислить ее плотность). О научной состоятельности этой идеи судить не станем, а с психологической точки зрения крайне интересно, что только в состоянии гипноза испытуемому пришла в голову подобная теория. На вопрос, почему он не упоминает самые простые способы использования яиц, скажем, положить в салат, «великий человек» ответил презрительно: «Ну, таких банальных ответов вы от меня не дождетесь...» В поисках оптимальных возможностей использования предложенных предметов испытуемые не только называют гораздо больше способов, но и не повторяют те, что перечисляли до гипноза.
Небезынтересно, что прямая инструкция воспроизвести отдельные неврологические феномены новорожденности («ваши глазные яблоки «плавают» и движутся в разных направлениях») не выполняется даже в самых глубоких стадиях гипноза. Внушения же типа «вам два дня!» приносит подобный эффект немедленно. Если требовать от человека в состоянии гипноза «рисовать как можно лучше»,
полученный эффект будет относительно скромный. Если же внушить испытуемому: «Вы – художник Репин!» – то созданные в состоянии гипноза произведения будут по меньшей мере вполне профессиональными. Потенциальные возможности, заключенные в человеке, реализуются в этом случае лучше, полнее, как бы автоматически, без дополнительных уточняющих инструкций.Эти две группы опытов подтверждают одну важную догадку ученых-психологов. Во-первых, в относительно простых случаях («глазные яблоки плавают», «рисуйте лучше») гипнотизер воздействует преимущественно на левое полушарие головного мозга, ответственное за логико-знаковое мышление. Во-вторых, в более сложных случаях («вам два дня», «вы художник Репин») – преимущественно на правое «пространственно-образное» полушарие. Гипотеза подтверждается тем, что во втором случае, при внушении так называемых «комплексных состояний», человек предпочитает получать информацию в левое поле зрения, то есть в правое полушарие.
Очевидно, что гипноз, а точнее, самогипноз играет большую роль в творческом процессе. В книге Д. Данина о Нильсе Боре приведены свидетельства очевидцев, что Н. Бор в процессе решения творческих задач производил впечатление загипнотизированного. Способность писателя на высоте творческого подъема почувствовать то же, что и его персонаж, убедительно подтверждает случай с Г. Флобером: как известно, он почувствовал все симптомы отравления при описании отравления госпожи Бовари, что может служить ярким примером самовнушения.
Опыты В. Л. Райкова принесли и другие важные для психологической науки,
как, впрочем, и для повседневной житейской практики, результаты. После внушения образов великих художников или музыкантов испытуемые нередко отмечали повышение творческой продуктивности; иные из них даже начинали писать стихи (уже без гипноза). Это свидетельствует о том, что гипноз такого типа раскрепощает и мобилизует творческое мышление. Об этом же свидетельствует увеличение после сеансов гипноза интереса к миру во всех его проявлениях, повышение работоспособности и подъем душевных сил. Многочисленные наблюдения свидетельствуют, что гипноз в ряде случаев без какой-либо «терапевтической поддержки» приводит к улучшению самочувствия и психического состояния.Есть основания предполагать, что одна из причин неврозов и некоторых психических заболеваний – недостаточно развитое образное мышление. Неспособность к «многозначным контекстам» – представлению об окружающей ситуации во всем ее многообразии, к моделированию и сопоставлению различных вариантов развития событий – делает человека уязвимым к конфликтным ситуациям. Прямолинейное, на чистой логике основанное мышление часто не позволяет найти выход из сложного жизненного положения. Человек с образным характером мышления оказывается в таких ситуациях более гибким и находчивым.
Так, парадоксальные на первый взгляд опыты психолога-гипнотизера В. Л. Райкова подводят нас к далеко идущим выводам об общих закономерностях психики и поведения человека. Давайте будем развивать в себе образное мышление – залог хорошего настроения и успешного преодоления жизненных трудностей и невзгод!
Психологический Центр "EgoLand"
Ваш комментарий