Гейша-сан
Поэтому-то, белоликие нимфы Киото являют собой мечту; существа мифические – благодаря своему красочному имиджу, они кажутся прямыми представительницами божественного царства флоры. У совершенства нет предела: роза не может быть слишком красной, лилия - слишком белой, а соловей не может петь слишком хорошо. Руководствуясь этими принципами, по улицам бывшей столицы и нынешнего исторического центра Японии продолжают семенить задрапированные в драгоценные кимоно воплощённые фантазии японских воинов.
Дабы развеять всевозможные слухи, порицания и посвятить обывателей в специфику жизни гейш, было написано множество книг. Наиболее яркой, интересной и доступной на российских прилавках является работа Артура Голдена «Мемуары гейши», где подробно описывается судьба одной из ярчайших красавиц Японии, раскрываются замысловатые правила этикета и нормы жизни японского общества сороковых - пятидесятых годов минувшего столетия.
Существует две версии появления гейш на земле Японии. Приверженцы первой версии считают, что прародительницами гейш были две предприимчивые особы, которые решились в одиннадцатом веке заработать деньги и славу необычным представлением для священных воинов. Нарядившись в парадные одежды своих зрителей – белые длинные платья, высокие шапки, и, прикрепив мечи к поясу, они пустились в пляс…
Гости были так ошеломлены, что, спустя несколько дней, барышни стали самыми яркими персонажами на всех званных приёмах. С годами белые одежды немного разнообразили – юбки покраснели, а мечи вышли из моды.
Вторая версия гласит, что первоначально в гейши допускались только представители сильного пола, и развлекали они отнюдь не высшее общество. Гейша-мен входили в состав так называемого «водного мира», что, по сути, являлось аналогом парижского «двора чудес». Постепенно мужчины остались не удел, поскольку публике больше импонировали плавные танцы белоснежных мотыльков в исполнении женщин. Как только произошла эта революция полов, гейши сразу приобрели более чем достойную репутацию - красавиц начали приглашать на чайные церемонии.
Популярность и красота гейши стали измеряться статусом приглашающего её чайного дома. Как Клаудия Шиффер не может позволить себе рекламировать средства женской гигиены даже за очень большие деньги - так и раскрученная гейша не может придти в чайный дом, не снискавший славу элитного и уважаемого, иначе на её карьере можно ставить крест!
К сожалению, как и большинство традиций, роль гейш теряется в просторах глобализации двадцать первого века. В былые времена каждому состоятельному японцу по статусу полагалось созерцать искусство танца и наслаждаться игрой на сямисэне (трёхструнный инструмент похожий на лютню, выполненный из красного дерева) в исполнении гейши или майко (юное создание, не освоившее ещё все азы профессии).
В наши дни (особенно в Токио) гейша - это уже не образ жизни, а скорее неплохой приработок для симпатичной японки. Да и востребованы гейши в основном благодаря жадным до впечатлений иностранцам. Местное же население предпочитает развлекаться в компании нового поколения интертейнеров – хостесс (и к Западу ближе, и условностей меньше; ведь общение с истиной гейшей напоминает поход в музей – созерцайте, беседуйте, но руки держите подальше).
В Киото кукольные красавицы стараются придерживаться древнейших заповедей: они с детства работают над техникой различных танцев (традиций театра Но и Кабуки); учатся играть на сямисэне, небольшом барабане цуцуми и японской флейте; работают над особым видом пения (с преобладанием горловых звуков); изучают специфику чайной церемонии и своеобразного киотского диалекта.
Если раньше в окейе (место проживания гейш) попадали красивые девочки из разорившихся семей, то сейчас процедура зачисления напоминает вступительные экзамены. Оками (глава окейи) наводит справки о семье, желающей продолжить образование дочери (обязательно закончившей среднюю школу) в качестве гейши. Затем Мама (оками) интервьюирует родителей, и, если заинтересованные стороны остаются довольны друг другом, девушка остается в доме гейш на пять-шесть лет, чтобы изучить нелегкое ремесло земной феи.
Первоцветы
Пору юности в «мире цветов и ив» (вселенная гейш) олицетворяют майко (15-20 лет). Именно их стараются запечатлеть на страницах буклетов про Японию, поскольку только на майко можно увидеть знаменитые окобо чёрного цвета (деревянные сандалии на очень толстой деревянной подошве) и невероятно яркие кимоно с преобладанием алого и золотого.
К алому цвету у японцев особенно трепетное отношение – они верят, что «кровь палитры» приносит удачу, счастье и укрепляет здоровье женщин.Макияж майко заслуживает отдельного внимания, ведь каждый штрих кисти и используемая гамма цветов должны не только подчеркнуть красоту японской богини, но и символизировать все чаянья и грёзы мужчины, утомлённого серыми буднями.
Обычно искусство и технику нанесения макияжа майко заимствует у гейши, которая взяла её в младшие сёстры. Как и гейша, юная дева окейи обильно покрывает лицо рисовой пудрой смешанной с водой. Но до этого красавицу уже должны нарядить в драгоценное кимоно и обработать лицо смесью из воска и масла (таким образом, продлевается жизнь макияжа).
Рисовая паста наносится практически на всё лицо и шею за исключением линии роста волос и небольшого участка шеи сзади, где тонер наносится в виде змеиного язычка – японцы считают, что подобные нашейные изображения придают женскому образу невероятную чувственность.
Учитывая, что «глаза - наиболее выразительная часть женского лица», гейша и майко уделяют особое внимание подводке и алым теням. Майко наносит такие тени только на уголки верхнего века и припудривает брови (представительницы некоторых “гейша – школ” осветляют брови, придавая им золотистый оттенок).
Гейша обращается с красными тенями смелее, нанося их практически на всё пространство между веком и бровью. Не менее важная роль отводится в макияже гейши и губам, поэтому уста покрываются интенсивным оттенком ало-красного или малинового (помады изготовляются из лепестков роз и шафрана). Майко обычно выделяет только центр губ, а в день её принятия в сёстры, девушка красит только нижнюю губу. Гейша может полностью закрашивать контур губ всеми оттенками алого и наносить тёплую карамель в качестве блеска.
Трехлетний стаж позволяет современным гейшам использовать менее изощрённый макияж, приближенный к европейским стандартам.
Идеальная женщина немыслима без идеальной причёски в стране цветущей сакуры, поэтому майко ходит к парикмахеру каждую неделю, а потом спит на такамакуре (очень, очень жёсткий валик), дабы сохранить первозданную красоту «разделённого персика» или ещё трех видов причёсок предназначенных для самых юных чаровниц.
Всего лишь несколько десятилетий назад, поход к японскому куаферу меньше всего напоминал уход за волосами. И, уж конечно, не имел ничего общего со сладким посапыванием в кресле парикмахера – шевелюру нещадно отпаривали раскалённым утюгом, а до этого выскребали ногтями, не дай Бог, появившуюся перхоть.
Сейчас варварство заменили модными SPA процедурами, а из прошлого позаимствовали только массаж чудотворным маслом камелии и покрытие волос воском - для сияния. Гейшам полагается носить парики, украшенные гребешками и цветами, соответствующими тому или иному времени года. Парики (три минимум) гейш стоят целое состояние, как в принципе и остальные детали имиджа: обувь, несколько кимоно (минимум четыре), пояса-оби, гребни, веера для танцев и многое другое.
Рацион красоты райской птицы:
Чтобы восстановить лепестки каждая женщина-цветок использует следующее изобретение, передаваемое из поколения в поколение:
В целебную глину добавьте измельчённый в порошок овёс, рисовые отруби, мелко нашинкованные морские водоросли, цветки ромашки. Заправьте этот своеобразный салат маслами жожоба, шиповника, ромашки (всего по чайной ложечки) и добавьте немного воды (до придания массе густоты пасты) – аккуратно вотрите маску в кожу лица и оставьте на десять - пятнадцать минут. Смывать прохладной минеральной водой (без газа).
Самыми большими секретами идеальной кожи у гейш считаются:
Яблочный уксус и морская соль.
Нет такого средства, куда бы японки не добавляли пару-тройку ложечек перебродившего яблочного сока.
Они добавляют его в шампунь, для профилактики перхоти, обезжириванья корней волос, стимуляции волосяного подсева; добавляют в ванну, чтобы сохранить кожу молодой и здоровой; в средства для снятия макияжа (только не с глаз, в этом случае используется только масло жожоба); добавляют несколько капель в масла камелии, ромашки, лаванды, розмарина, смешивают с экстрактом корня алтея аптечного, крапивы и питают этими смесями личико.
Морскую соль смешивают с соком алое, грязью, морскими водорослями и, натирая этими составами тело, стирают воспоминания о целлюлите, растяжках, черных точках, шелушащейся коже, тяжёлом дне, ссорах и проблемах.
Пудра гибискуса
Дабы эбонитовые волосы не истончались под грузом париков, умницы-гейши моют голову отваром из лепестков гибискуса,
Массаж
Самой действенной процедурой по восстановлению красоты и здоровья считается – массаж.
В отличие от европейских массажных методик, японские разминания нацелены не на расслабление души и тела, а на объединение всех скрытых резервов организма в борьбе с тем или иным недугом.
Массаж Амма знаменит многовековой историей и основан на интенсивных растягиваниях и сжатиях тела. Основная задача массажиста - привести в тонус всю мускульную систему пациента и зарядить организм вселенской энергией жизни.
Несколько столетий практиковать священную технику Аммы могли только незрячие специалисты. Считалось, что у слепых массажистов обострены чувства осязания, и им легче воспринять и расшифровать энергию, исходящую от пациента.
Своеобразным приплодом Аммы стал знаменитый массаж Шиатсу, представленный европейцам в начале двадцатого века. Основным принципом и философией Шиатсу является утверждение, что «организм может справиться с болезнью только своими силами, всё, что исходит извне - нарушает гармонию и направляет силы человека по ложному следу».
Задача Шиатцу – массажиста - направить силы в нужное русло путём нажатия-стимуляции определённых точек (хранителей лекарственной энергии «КИ»).
Учитывая используемые методики, многие полагают, что Шиатцу состоит в родственных связях с китайской и японской акупунктурой.
А напоследок я скажу…
Давным-давно, гонорар, получаемый гейшей, назывался «цветочные деньги», поскольку королеве чайных церемоний полагались деньги, потраченные на покупку ароматизированных палочек, которые сожгли за время её пребывания в чайна-хаусе.
«Мир цветов и плакучих ив» - первая и невероятно успешная попытка японских женщин организовать собственный бизнес, где мужчинам отводились роли парикмахеров, портных и учителей. Мудрость японских красавиц проявилась в том, что они не только получили право зарабатывать огромные деньги, заслужили почёт, уважение и восхищение всего мира, но и избежали гендерных конфликтов, неизменно сопутствующих всем женщинам, шагнувшим в мир больших капиталов и инвестиций (особенно в стране, где инь и янь равноправны только на картинке).
Ирина
Ваш комментарий