Тайны врачевания Древнего Китая
Солнце – путеводитель
И вот теперь сможем ответить на вопрос: «Кто такие были и есть даосы?» Ответ очень простой – это люди, которые не только знали исследует предмет, но жили согласно с этими знаниями, то есть следовали ДАО, а это означало следовать энергетическим переменам в природе и действовать, проявлять себя в согласии с этими переменами. Как практически это сделать? Обратимся за советом к древнейшей книге по медицине в истории человечества НЭЙ-ЦЗИН. Итак, весна. Природа оживает и просыпается, то есть активизируется, то есть производит. Нэй-цзин рекомендует: «ложится в сумерки, просыпаться с зарей, совершать утреннюю прогулку, волосы свободны и распущены, ощущение удобства в одежде» – такое поведение нацелено на производство Воли: производить, но никогда не разрушать, давать, но никогда не отнимать, вознаграждать, но никогда не наказывать.
Действовать иначе – значит поражать печень, поскольку последняя не имеет достаточной энергии, чтобы отвечать энергии лета, следовательно, летом будет заболевание холода».
Все, как видите, просто: отдыхать столько «отдыхает», «прячется» от нас солнце, утренняя прогулка – активное начало дня, утро – «весна суток». Свободные, распущенные волосы, ощущение удобства в одежде – энергия организма поднимается из глубины тела на поверхность, к голове, не надо ей мешать: чтобы производить, она должны быть свободной. Если она свободна, она дает, производит, вознаграждает. Действуйте так же.
Лето: «ложится в сумерки, вставать с зарей, опасаться долготы дня, не позволять, чтобы Воля захватывалась гневом, оставлять Дух свежим и бодрым, оставлять внутреннюю энергию свободно циркулировать снаружи; вести себя так – значит соответствовать энергии лета.
Вести себя иначе – значит ранить сердце, осенью будет иметь место заболевание лихорадкой».
И вновь: спим, сколько солнце не видно, но не меньше! Активность максимальна, но ничего сверх меры, сберегай малую часть, то есть покой. Возрастает гнев, истощается Воля. Дух «бодрый и свежий» – это его час. Энергия организма на самой поверхности тела, хорошо защищает организм от внешних воздействий, но внутри недостаток, опасайтесь страстей и эмоций, они нарушают внутренний покой. «Бодрый и свежий» Дух удержит Вас от излишних волнений, он управляет человекам и летом должен быть непоколебим.
Переживания, беспокойства Духа заставляют энергию устремляться на подмогу внутрь организма, снаружи возникает пустота, нарушается порядок циркуляции, уходит здоровье.
Осень – есть наполнение, собирание – в природе урожая, а в человеке – энергии, собирание и «складирование» внутрь тела с поверхности, если не растратились за весну, лето: следует накапливать, готовиться к зиме.
Нэй-цзин советует: «ложится в сумерки, вставать с зарей с песней петуха, оставлять Волю в покое, умирять приступы воздействия осени, накапливать духовную энергию, очищать энергию легких.
Вести себя иначе – значит ранить легкое, если накопление и снабжение окажутся недостаточным, то зимой появится диарея».
Специалисты утверждают, что осенью петухи поют на заре, но покидают курятник позднее. Подозрительно, что петухи знакомы с даосской системой, но последуем их примеру. «Оставлять Волю в покое» – не заставлять себя и других проявлять повышенную активность, накапливать силы, энергию, стремиться к покою. Приступы осени – тоска, та самая, когда «и в сердце растрава, и дождик с утра, откуда бы, право, такая хандра». Так вот, этого не надо, иначе зимой будет понос, диарея по-медицинскому, потому что пусто внутри у человека, не накопил он достаточно энергии внутри себя осенью, как положено в природе. Кушает он, что насобирала природа, и падает эта пища в пустоту и не удерживается внутри, поносит он, бедолага, зимой и не знает, что повезло ему так, оттого что по осени не прислушался легкомысленно к совету мудрого петуха.
Зима – хранение, можно сказать – сокрытие. Вода покрывается льдом, земля – снегом, человек – одеялом.
Читаем: «ложится рано, вставать поздно, сохранять Волю, для предохранения Мысли, избегать холода, стремится к теплу, предупреждать выпоты, чтобы не нарушать энергию Ян, сохраняемую внутри.
Вести себя иначе – значит ранить почки. Кроме того, весной возникает паралич конечностей».
Что мы имеем зимой? Никаких сомнений – покой. Зимой в буквальном смысле «личный покой прежде всего». Но в спячку впадать не рекомендуется. Если очень постараться, то можно, но и здесь следует быть умеренным, иначе нарушается лавное течение собственной Мысли. Далее рекомендуется стремиться к теплу, согревать тело, к примеру – полежать на печи, подремать у камина, одеваться соответственно погоде, но никак не разгонять тепло, то есть энергию, собранную с таким трудом в осенний период внутри тела физическими упражнениями. Но целый день в камина не просидишь, размяться надо, лучше утром, а вот потеть не следует, упражняйтесь не потея. Иначе обещается паралич конечностей весной, потому что нечему весной будет производить (потеешь зимой – теряешь энергию), нечему будет подниматься из глубины тела на поверхность, – стоит задуматься. В качестве примера по избежание недоверия: упомянутый паралич подразумевает некоторую потерю чувствительности в конечностях, а не полную их обездвиженность, что, впрочем, в дальнейшем совершенно не исключено.
Древние климатологи выделяли еще и пятый сезон, для полного соответствия с пятью элементами. Этот сезон называется «конец лета» и располагается между сезонами лето и очень. Некоторую аналогию можно провести с нашим бабьим летом. Переходный период от лета к осени и зиме – как бы центр года, в котором предполагается полное равновесие между активностью и покоем, день равен ночи. Действуйте соответственно.
Любопытная получается картинка: утро, весна, детство, восток – начало движения, рост силы, производство. Энергия движется с поверхности тела, вверх, на юг, солнце встает на востоке и движется к югу, энергия стремится к голове, но есть к югу, если мы обратим свое лицо к солнцу.
Полдень, лето, юность, юг – максимум активности, полный расцвет, летнее солнцестояние, энергия на самой поверхности тела.
Конец лета – начало заката, зрелость, центр, равновесие, энергия устремляется в глубину.
Осень, вечер, запад, – закат, приближение старости, стремление к покою, увядание, энергия уходит внутрь организма.
Зима, полночь, север, старость, покой, но не остановка! Энергия внутри тела замирает, но не останавливается. Зимнее солнцестояние – и вновь стремление к рассвету, к востоку, вверх. Покой – в смысле потенциальное движение, остановка – смерть.
Теперь понятно, что недеяние, за которое некоторые критиковали даосов (ладно, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не болело), означает одно: «мудрый действует сообразно со временем».
Утром, весной, в детстве, действуй, а вот, на пенсии, зимой у камина не действуй – и все. Будь у нас одно солнце в почете, так бы и было, но луна вносит свои коррективы в эти бесконечные метаморфозы.
Лунный ритм, «накладываясь» на солнечный, усиливает или ослабевает его воздействие, что, конечно, нельзя не учитывать. К примеру, гости к Вам явились без предупреждения, ну, понятно, не с пустыми руками, а Вы подсмотрели в календарик – хвать, а сегодня полнолуние (максимум активности, луна растет – энергия активизируется). Гостей, конечно, принять надо, но себе заметить следует, что, ежели сегодня малость переберешь, повысишь свой энергетический потенциал чрезмерно энергичными продуктами питания – завтра, по всей вероятности, не поднимешься. Деликатно извиняешься: мол, никак не могу, гости для приличия огорчаются, но себя успокаивают: нам больше достанется – и налегают. Завтра, как и положено естественному течению событий, гости винят государственную монополию или собственную фирму, а вы поглядываете на их землистые лица грустными и мудрыми глазами, ожидая рождения новой луны, которое теоретически можно слегка отпраздновать. Надо сказать, что эта великолепная пара – солнце и луна – не одиноки в своем влиянии на нас с Вами, любая мало-мальски уважающая себя планета или звезда не откажет себе в удовольствии дать нам определенные рекомендации, но с ними пусть разбираются астрологи, нам хватит двух светил, пойдем дальше.
Теперь мы без труда можем определить для всех и каждого дни наименее благоприятные, дни, когда энергетические потенциалы в природе, а следовательно, и в человеке меняют свое направление, от минимума к максимуму и наоборот, дни, когда следует оберегать свое тело и душу от любых катаклизмов. Это новолуние, полнолуние, зимнее и летнее солнцестояние, оба равноденствия и переходные дни от сезона к сезону. Расчет от зимнего солнцестояния – все очень-очень просто.
Гармония в организме подразумевает оптимальное стимулирующее и тормозящее влияние одного органа на другой – согласно пятиэлементной системе. Как Вы помните, состояние полноты энергии в печени вызывает, как следствие, склонность человека к гневу, но, в свою очередь, гнев вызывает наполнение печени. Если Вас случайно или умышленно заставили разгневаться, будьте уверены: печень Ваша наполнилась энергией и, в свою очередь, будет питать сердце, то есть поддерживать Дух. Это придаст Вам силы и уверенности, но излишняя полнота печени приведет к подавлению селезенки, что обязательно скажется на пищеварении, особенно если Вы гневаетесь часто.
Если Вы подвергаете свое сердце излишним удовольствиям, радости, веселью, сердце, находясь в избытке, будет подавлять легкие, которые не смогут должным образом питать почки, а пустота почек – страх. Следствием ослабления их подавляющего влияние на сердце будет радость в таком объеме, что становится патологичной. Помните, в старых фильмах герой после душевных потрясений заливается смехом. Зрителю проницательному не приходится объяснять, что герой сошел с ума – это тот самый случай.
Полнота селезенки проявляется в эмоциональной сфере, склонностью к грезам, размышлению, избыток селезенки также приводит к ослаблению, опустошению почек. И вновь страх. «Так трусами нас делает раздумье» – прав, прав принц датский.
Полнота органа – легкие – вызывает тоску, грусть, апатию; попробуйте такого человека разгневать – трудно: легкие угнетают печень; а развеселить его просто необходимо, это и есть смехотерапия. А излишне веселого можно слегка припугнуть. Этот способ эмоциональной регуляции энергетического состояния внутренних органов можно было бы назвать психотерапией, если бы дело было в названии. На наш взгляд, важнее, что каждый самостоятельно, по собственному усмотрению может регулировать самого себя и своих близких.
«Мы едим, чтобы жить, а живем, чтобы есть»
Но восстановить энергетическую гармонию можно еще более простым способом. Вы помните, что каждому органу, а следовательно, и эмоции, соответствует определенный вкус.
Излишне гневливому никак нельзя есть кислое, лучше острое, пикантное, в гневе съешьте конфетку – это успокаивает. Избыточную радость лечат соленым. Тоску разгоняют горьким, а чтобы лишнего не думать – ешьте кислое.
Мы приступили к диетологии, то есть науке о том, как есть и что есть и из чего состоит то, что мы едим. Написано об этом много, очень много, даже слишком много. Мы по сложившейся традиции разберем ровно столько, сколько нужно знать просвещенному читателю о питании. Во-первых, забудем о калориях, белках, углеводах, микроэлементах, холестерине – обо всем, без чего не обходится ни одно повествование о вкусной и здорово пище, просто потому, что ее, этой пищи, нет.
Рассказ о том, что на завтрак рекомендуется съедать бутерброд с икрой, на обед телятину (и лучше первой, единственной свежести) и так далее, вызывает желание ударить автора, но мы простим, потому что, настаивая на рекомендуемой диете, он твердо убежден, что диетой можно вылечить все, и с этим нельзя не согласиться.
Во-вторых, каждый день наш не похож на предыдущий и последующий, поэтому жесткий режим питания, подходящий для одного сезона, дня, не подойдет для другого. И мы считаем, что следует придерживаться гибких ритмов поглощения добытых продуктов в соответствии с природным биологическим ритмом. В-третьих, каждый продукт в чистом виде имеет свой определенный вкус, и именно этот вкус перед употреблением надо учитывать, зная энергетическое состояние своего организма, полноту и пустоту внутренних органов. Необходимо четко представлять, усугубит этот продукт или улучшит Ваше состояние, будет поддерживать гармонию или нарушит ее.
Теперь несколько технических советов. То, что переедать не надо, Вы знаете: садиться за стол надо, только испытывая чувство голода, рекомендуется также вставать из-за стола с этим чувством. На это скептики заметят, а зачем же тогда садиться? Пойдем на компромисс – садиться следует, когда голодны, а вставать – когда встать еще можно. Исключить навсегда из своего рациона самые вкусные продукты не стоит, об этом позаботятся и без Вас, главное – помните, что в этот момент будет наиболее подходящей для Вас пищей.
Есть, конечно, надо медленно, тщательно пережевывая то, что Вам досталось. Берегите желудок! (С грустью должен отметить, что практически у всех наблюдавшихся мною пациентов обнаруживалось нарушение энергетики желудка – подозреваю, что именно из-за спешки). Давайте не будем спешить: пищу уже воруют, но еще не отнимают.
Способ приготовления, на наш взгляд, не имеет существенной роли, а самое главное – ешьте с УДОВОЛЬСТВИЕМ и с НАСЛАЖДЕНИЕМ. Не так важно, – что, важнее – как. Представьте себе, что эта миска столовского супа – мечта Вашей жизни и ничего лучшего и представить себе нельзя. Не стоит думать, что Вас систематически травят в этой или той столовой нитратами, с ними надо бороться, но уж если Вы сели из есть, не думайте об этом, съешьте с удовольствием, с аппетитом – это совсем несложно, стоит только попробовать, и организм с благодарностью ответит Вам хорошим пищеварением и регулярным стулом. А вот картина обратная: утром, вечером, прочтя все книги по диетологии, гражданин еще кое-как перебивается. Утром рис без воды, вечером вода без риса, но днем на службе волей-неволей ему приходится общаться с общепитом, который, как было написано на одной из тарелок моей бабушки, следует взять «под огонь рабочей самокритики». Так долго ли этот поклонник Брега-Шелтона протянет под этим перекрестным огнем? И вздыхает он о занесенных в красную книгу «О вкусной и здоровой пище» эскалопах и ромштексах, поглощая котлетой, называемую нами в пору студенчества «хлеблетами», твердо зная, что нанесет она ему, эта маленькая котлетка, не поправимый никаким утренним рисом вред. А всем известно, что если себе плохого пожелаешь, то это непременно сбудется. Так что кушайте на здоровье с наслаждением: едим-то мы для того, чтобы жить, а не умереть.
Несколько слов о голодании, не политическом, конечно, а для здоровья и экономии. Главное, как в питании, твердо знать, что Вам это поможет, что это совершенно необходимо для Вашего организма. Если вы в этом не убеждены, не начинайте. С энергетической точки зрения голодать можно лишь в том случае, если и в Вашем организме имеет место избыток энергии. Что бы там ни говорили, но отказ от пищи – это всегда определенные энергетические потери, поэтому следует быть осторожным и непременно учитывать ритмические колебания энергетического потенциала в природе, следуя в русле энергетических перемен. Еще один маленький совет из Нэй-цзин: «Никогда нельзя есть пищу, только что снятую с огня. Холодную – также нельзя употреблять. Нужно между горячими и холодными продуктами соблюдать определенные нормальные пределы». Холодная или горячая пища энергетически различаются, нельзя их смешивать.
И последнее благое пожелание: пища должна быть разнообразного вкуса; это не только помогает сохранить гармонию, но и делает нашу жизнь не такой уж пресной. Учитесь прислушиваться к Вашим желаниям: организм часто сам подсказывает, что ему нужно. Бывает, то соленого хочется, то кислого, то сладкого. Ну, и ешьте себе на здоровье.
Представляем небольшую табличку некоторых продуктов в соответствии с их вкусовыми качествами по рекомендациям Нэй-цзин: – сладкий – рис, финик, говядина, подсолнух; – кислый – слива, лук-порей, мелкая фасоль; – соленый – бобы, каштан, свинина, соя; – горький – пшеница, абрикос, баранина, чеснок; – острый – пшено, персик, курица, лук, рыба.
По правилам пятиэлементной системы предыдущий орган питает последующий. Это правило называется «мать-сын». Если болен ребенок, предыдущий орган – мать его накормит, при этом подразумевается состояние пустоты младенца и нормы у матери, например, при пустоте почек пшенная каша – то, что надо, а вот рисовую – нельзя. А сердечный пыл, избыток в сердце можно слегка остудить, усилив почки соленым: эскалоп с бобами в данной ситуации – вещь замечательная.
Снаружи и внутри
Всем интересно узнать, что у них внутри. Люди любят собственную неповторимость, даже о своих болезнях они говорят с некоторым чувством гордости: вот, мол, какие необыкновенные недуги гнездятся в моем тела. На это хочется заметить: «Нашел, дурак, чем хвастаться». Нет бы сказать: «У меня все о, кей». Но в наше время это вроде бы даже неприлично, у всех болит, а у тебя нет – ты что, особенный? Вот этой особенностью гордиться можно. И тем не менее, мы удовлетворим любопытство и покажем, как представляли древние состояние внутренних органов у человека по внешним проявлениям.
Все, как всегда, просто, если исходить из того, что организм – система цельная, следовательно, если где внутри энергии больше или меньше, органы соответственно будут выглядеть иначе, а это, в свою очередь, отразится на внешности человека, на цвете кожи, размерах и форме видимых на глаз участков организма. Что позволяет при первом взгляде на человека, – а в Древнем Китае считалось, что превосходный врач именно при первом взгляде на обследуемого мог сказать, что и где у него болит, – определить не только состояние болезни, но и потенциальную возможность, энергетическую силу или слабость, наследственную предрасположенность органа к болезни. Проверить эти наблюдения трудно, можно поверить, можно не поверить (как шутили в наше время школяры-медики: «Вскрытие покажет»).
Состояние легких определяли по надключичным ямкам, сердца – по ключицам и грудине, печени – по глазам (большие глаза указывали на сильную печень). Селезенку – по языку и губам, почки – по ушам, т. е. по слуху. Считалось, что сильный и большой желудок у людей с крепкой шеей, широкой грудью, большими костями. Древнему врачевателю глубокие и широкие ноздри говорили о большой и крепкой толстой кишке, тонкие губы подсказывали о слабости, а толстые губы – о силе тонкой кишки. Нижнее веко и нижняя часть склеры характеризовали желчный пузырь: если данные отделы выражены сильно, желчный пузырь развит хорошо. Свободное дыхание через нос – верный признак свободного мочеотделения.
Древние врачи не без основания считали, что форма, размеры, положение внутренних органов точно отражает их функциональную энергетическую сущность, следовательно, и определенную предрасположенность к тем или иным заболеваниям. Главными, естественно, являются плотные органы, отвечающие за переработку и сохранение энергии.
На первый взгляд, некоторые характеристики древних могут показаться примитивными и, как иногда говорят, ненаучными. Это и неудивительно, потому как науки в современном ее понимании тогда и не было.
Итак, сердце. Если оно маленькое – энергия сердца в покое, ее трудно поразить внешними разрушающими факторами, такое сердце легче страдает от внутренних причин, разных душевных проблем. И наоборот, если сердце большое – человек не склонен к страданиям, переживаниям, но выше опасность поражения факторами внешней среды. Если сердце расположено высоко в теле, у человека частые заботы, забывчивость. С возрастом такой гражданин может значительно поглупеть. Низко расположенное сердце говорит о том, что человек опасается насилия со стороны других людей, его энергия легко поражается холодом. Люди с маленьким сердцем имеют красноватый оттенок кожи, с большим сердцем имеют рисунок кожи грубый. Если мечевидный отросток не прощупывается, сердце расположено высоко. Короткий мечевидный отросток – низко. Очень тонкий мечевидный отросток – сердце слабое. Загнутый крючком кпереди – сердце расположено в теле неровно, прямой – прямо.
Комментарии
http://shaivism.tk/ 2011.05.04 19:54
franz 2007.07.06 10:40
Смотреть все комментарии - 2
Ваш комментарий