Лекарственные растения в традиционной китайской медицине
Содержание.
Глава 1. Современная интерпретация главных философских терминов, используемых в традиционной китайской медицине.
Глава 2. Структура традиционной китайской медицины.
Глава 3. Патологические состояния функциональных систем.
Глава 4. Системы влияния и терапевтические эффекты лекарственных растений (от корневища Аира до травы Эхинацеи пурпурной).
Глава 5. Способы употребления лекарственных растений.
Глава 6. Отдельные аспекты современных медицинских проблем.
Глава 7. Некоторые особенности патологического процесса.
Глава 8. Взаимодействие систем.
Глава 9. Некоторые системные поражения в системе традиционной китайской медицины.
Вступление.
Что есть медицина? Отчасти наука, обязательно ремесло, а в большей степени, несомненно, для автора, по крайней мере, ¬– искусство. Обратимся за подтверждающей цитатой к классической древности. Сборник Гиппократа сохранил нам недвусмысленные определения: «Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. Но по невежеству тех, которые занимаются ею, и тех, которые с легкомысленной снисходительностью судят их, она далеко теперь ниже всех искусств». «Есть некоторые из искусств, которые для обладающих ими тяжелы, а для пользующихся ими благодетельны и для обыкновенных людей ¬– благо, приносящее помощь, а для занимающихся ими – печаль. Из числа этих искусств есть и то, которое эллины называют медициной». Определения однозначные и, по мнению автора совершенно справедливые. Можно, разумеется, возразить, мол, Гиппократ жил очень давно и вообще доподлинно неизвестно, был ли такой человек в реальности, или это образ собирательный, что совершенно не меняет смысла изречений. Можно заметить, что в те давние времена не существовало самой науки в нынешнем её понимании. Не существовало стройной, организованной системы знаний, и каждый мыслитель опирался на личный свой опыт, слово своего учителя или оппонента, на литературные источники, немногочисленные и малотиражные, в сравнении, разумеется, с днем сегодняшним. Всё так, но прежде люди более учились думать, нежели запоминать. Это сегодня, последние десятилетия, образование организуется по принципу: «побольше запомни». А следовало бы: «пойми главное». А что есть главное? А вот это как будто бы и неизвестно. Потому и существуют сотни врачебных специальностей, объединяют которые не идея, принцип, закон, единое понимание сущности бытия, но лишь диплом об образовании, а иногда некоторые этические постулаты. Потому и не существует и по настоящее время единой системы знания, стройной, последовательной, ясной, непротиворечивой. Можно сказать, что разные мнения есть абсолютное благо, как неотъемлемое свойство общества демократического. Это верно, но лишь теоретически. Попробуйте убедить в том хворых и страждущих стоящих, сидящих и лежащих пред сотней в белых халатах.
За прошедшие две-три тысячи лет человек как биологический объект, впрочем, и нравственный тоже, изменился крайне мало. Внешний, окружающий мир изменился, но не принципиально и не существенно. Потому изречения и наблюдения мыслителей прошлого, докторов в том числе, актуальны и сегодня. Собственно, они и сохранились до наших дней потому, что справедливы. Время, к счастью, стирает глупости. Мудрые мысли тоже стирает, но к идиотизму оно безжалостней. Потому мы имеем все основания доверять опыту далеких предков в пути познания, который никогда не закончится, но который в главных вопросах, человечеством уже давно пройден.
Традиционная китайская медицина, прежде всего, ожидает от практикующего доктора несколько иного мировосприятия и миропонимания. То есть, вначале необходимо уяснить несколько философских постулатов, буквально самую малость, что мы с вами, непременно сделаем. Затем следует рассмотреть структуру функциональных систем, да и познакомится с сами системами. Мы и ознакомимся, кратко, исключительно в рамках поставленных в данной работе задач. Разумеется, пользователь медицины в китайском варианте должен иметь представление о симптомах, возникающих у пациента при поражении той или другой системы, и об этом поговорим, по необходимости. И последнее, доктор, трудящийся на ниве медицины восточного характера, обязан владеть традиционными диагностическими методиками, из которых главной и важнейшей является диагностика по пульсу.
Диагностика по пульсу, как метод, известна человечеству с древнейших времён. «Пульс есть компас в море болезней», ¬– гласит старинный афоризм. Пульсодиагностика, как методика, имеет множество вариантов, модификаций и направлений. Упоминание диагностики по пульсу можно обнаружить в трактатах по китайской, индийской и тибетской медицине. Знаменитый врач Абу Али Ибн Сина в своей работе «Канон врачебной науки» описывал особенности пульса при различных заболеваниях. Да и западные врачи не чуждались исследовать пульс пациента. И до сих пор основы пульсодиагностики преподают в медицинских учебных заведениях. Поэтому, когда врач берет пациента за руку и ощупывает, на медицинском языке, пальпирует лучевую артерию, всем понятно, доктор «сморит работу сердца». Впрочем, не только сердца, но главное – сердца, частоту сердечных сокращений, ритмичность, наполнение, напряжение, скорость пульсовой волны и т. д. Собственно ничего другого в нашем вульгарно-материалистичном и механистичном мире доктор увидеть и не может. Нас так научили, сердце есть мышечный насос для перекачки крови по организму. А пульсация артерии есть волна потока крови, которая создается сердцем как насосом, и характеризует работу сердца как насоса. Все так, если понимать организм с точки зрения одной дисциплины – механики. Но переменчив мир! И сейчас мы можем строить свои рассуждения, по предмету, учитывая принципы современных информационных технологий.
Всем известно, что организм человека – система единая и целостная. Кровь, циркулирующая в сосудистой системе, «омывает» практически все органы и системы организма. Кровь, следовательно, несет в себе информацию о работе каждого участка, каждой частички единой и целостной системы, называемой организмом человека. Мастерство доктора, исследователя пульса, и заключается в умении «прочитать», «извлечь» из потока крови необходимую информацию. Никакой мистики, никаких сверхъестественных способностей, знание и умение не более того. Не сложнее, чем выучить иностранный язык, овладеть музыкальным инструментом или стать пользователем современного компьютера. Кстати, аналогия с компьютером – самая точная. Собственно, в дальнейшем, мы и будем рассматривать организм человека, как некоторое подобие компьютера, но пусть такой подход не пугает людей, с компьютером не знакомых. Автор не считает себя специалистом в сфере технологий компьютерных, но использовать некоторые принципы и терминологию для освещения заданной темы и удобно, и привычней, а потому и понятней. Разумеется, не следует представлять человека, как некий суперкомпьютер, это принципиально неверно. Мы используем лишь некоторые образы, схемы, принципы, при помощи которых легче анализировать патологические процессы, протекающие в организме человека. Но самое любопытное заключается в том, что постулаты традиционной китайской медицины невозможно разъяснить, не прибегая к терминам современных информационных технологий. Более того, чтобы постичь те самые главные вопросы, упомянутые выше, ответы на которые до сих, компьютерных, пор не получили достойного и удовлетворительного ответа, возможно лишь синтезируя в сознании нашем, как традиционную восточную философию, так и современные информационно-технологические представления о сущности бытия нашего.
Мы ежедневно многократно сталкиваемся с методами, используемыми в пульсодиагностике. Разговаривая по телефону, просматривая телевизор, мы получаем информацию в картинках и звуках, не очень задумываясь о том, как она, информация, до нас добирается. До наших органов для её восприятия предназначенных. А очень просто добирается, при помощи различных устройств, придуманных людьми. Что-то где-то происходит, определенным образом фиксируется и преобразуется, а затем передается через спутники, ретрансляторы или просто по проводам. Затем вновь преобразуется, но уже в обратном направлении, что позволяет нам слышать и видеть происходящее где-то. Примерно таким же образом ведет себя информация и при исследовании пульса. Каждый орган, система, участок ткани «излучает» и «ретранслирует» через кровь своё состояние. А кровь, как известно,
хороший проводник. Задачей доктора является лишь прочитать при помощи осязательных способностей, закодированное. Разумеется, следует знать, что и где надо «смотреть», как это делать, и понимать суть и смыл происходящего.«Так что, собственно, можно «увидеть», исследуя пульс пациента?» – непременно должен спросить любопытный читатель. «Великое множество самых разнообразных вещей», – отвечает автор. А ему частенько приходится отвечать на этот простой на первый взгляд, вопрос. Проблема в том, что «язык пульса», то есть способ кодирования информации в системе пульсодиагностики, отличается от привычного, принятого в общении языка. Наш обыденный язык, слова, мимики, жеста и т. д. есть набор символов для обозначения некоторых образов и понятий. У разных народов в различных культурах существуют собственные варианты системы передачи информации, что некоторым образом затрудняет общение. А любой перевод, интерпретация обязательно предполагает невольное искажение смысла, особенно, когда речь идет о категориях сложных, неоднозначных или не очень ясных. Например, слово «стол» перевести не сложно, если такое слово есть в языке. А если этого слова нет? Не пользуется народ столами и не затрудняет себя лишними словами, и попробуйте объяснить ему, что такое стол. А, например, любимое русское «ничего». «Как дела? – Да, ничего…», – знакомый диалог. А что такое «ничего»? Вы, конечно, поняли, но далеко не в каждом языке есть аналогичный нашему «ничего» термин.
Компьютеры также обучены работать с определенными символами, совокупность которых и является языком компьютера, то есть способом обработки и передачи информации. Так и в пульсе существует свой, специфический язык, и доктор, в меру своих «толмаческих» способностей, разъясняет слушателю – пациенту или читателю, что, собственно, ему удалось «прочесть» и что теоретически можно «прочитать» в организме на языке пульсодиагностики. Общепринятая медицинская терминология далеко не всегда соответствует символике языка пульсодиагностики, но что можно перевести – обозначить, автор сделает. Исследователю пульса не представляет трудности определить локализацию воспалительного процесса в органах и системах организма. Будь то бронхит, пневмония, гайморит, холецистит, аднексит или простатит. Более того, доктор-пульсолог может достаточно точно отметить, в каком сегменте легкого угнездился воспалительный процесс, как глубоко проник в ткань органа и каков характер воспаления. Не определяется инфекционный агент воспаления: стафилококк, гонококк или другой негодяй безобразничают в яичнике, желчном пузыре или предстательной железе. Но без труда определяется необходимый антибиотик или другой лекарственный препарат для подавления ненужных организму элементов. Пульсодиагностика позволяет определить практически любые нарушения обменных процессов в тканях: костях, суставах, позвоночнике и пр., внутренних органах: легких, печени, почках, сердце; в слизистых: желудочно-кишечного тракта, мочевыводящих путей, носоглотки, половых органах. Без особых проблем диагностируется новообразования в матке, молочных железах, щитовидной железы и вообще дисфункции в эндокринной системе. Состояние сосудистой системы также поддается анализу, как артериальные, так и венозные её компоненты. Естественно, состояние нервной системы не остается без внимания. И так далее, и так далее. Но ещё раз подчеркнем, поскольку истоки диагностики по пульсу расположены в системе традиционной медицины, где не предусмотрены такие нозологические формы или диагнозы как холецистит, например, или гипертоническая болезнь или панкреатит, врач-пульсолог формулирует диагноз, условно соответствующий западной общепринятой клинической терминологии. Впрочем, любой думающий врач, не до конца впавший в распространенный догматизм, знает, что любой, самый безупречный и красивый диагноз предполагает некую долю условности. Нередко эта доля весьма значительна.
А люди ждут точных формулировок. И напрасно. Мы не смогли до сих пор ясно определить, что такое «жизнь»? Мы с трудом и мучительно определяем, что есть «здоровье». Мы не можем сказать однозначно, сколько лет должен, обязан жить человек. Мы затрудняемся с ответом, что есть старость? Болезнь? Или естественное состояние? Мы не знаем причины рака, гипертонии, облысения.
Нам неизвестно, почему почти каждую зиму нас посещает эпидемия гриппа. Нам не известно…, мы не знаем…, мы не можем ответить.… И так далее, далее, далее.И потому, что медицина и здравоохранение, в широком значении этого термина, как обычно находятся то ли на перепутье, то ли в тупике, автор и предлагает взглянуть на лекарственные растения под иным углом зрения. Может быть, пригодится в борьбе за самосохранение.
В начале необходимо определиться с основными терминами китайской медицины. Затем рассмотреть её структуру, функциональные системы. А далее посмотреть, как лекарственные растения нашей аптеки на эти системы влияют. Цели определены, путь выбран, по коням!
Современная интерпретация главных философских терминов используемых в традиционной китайской медицине.
Традиционная китайская медицина в отличие от других медицинских систем не перегружена символической терминологией. Символ, как мы определились выше, есть обозначение в устной, письменной или любой другой знаковой форме некоторых образов, представлений или понятий. В китайской медицине таких символических терминов несколько. Пять элементов, или система пяти элементов, ци, иногда произносят, как чи или ки. Мы будем говорить ци. И ещё инь и ян. А также принцип перемен, или просто перемены.
Про элементы все наслышаны, поскольку всуе их чуть ли не ежедневно упоминают всевозможные печатные и не печатные издания. Всуе, потому что не очень понимают смысла и значения этих терминов. В различных культурах, у разных народов нередко встречаются терминологические изыски на предмет элементарных составляющих бытия. Но исторический аспект проблемы – не наша тема, поэтому ограничимся лишь древнекитайским вариантом.
Люди не первое тысячелетие наблюдают друг за другом и за вселенной, и, конечно, заметили составляющие окружающего их мира. Эти составляющие они определили числом пять, и назвали как огонь, металл, землю, воду, дерево. Почему так назвали? А какая разница как назвать, если точного определения этим категориям дать практически невозможно. Мы, сейчас, называем эти составляющие мира иначе, но суть и смысл этих понятий нам не более ясен, чем тогда, тысячи лет назад. Нынче мы обозначаем составляющие мира как энергию, пространство, время, информацию, материю. В прошлом назвали водой, огнем, землей, металлом, деревом. От перемены названий суть предметов, естественно, не меняется, но покопайтесь в справочниках, и будете разочарованы. Бесспорных, ясных, однозначных определений понятиям «материя», «энергия», «пространство», «информация» и «время» нет! Ну не забавно ли? Главные вопросы бытия не имеют удовлетворительного ответа! Казалось бы, именно с этого и следовало начинать познание, но не тут-то было. Так на чем зиждется храм науки, и что она сама есть, если вопросы основополагающие так и не решены? Ну да ладно, будем считать вопрос риторическим.
Мыслители прошлого были мудрее нас, пустых вопросов не задавали, потому и считались великими философами. Зачем говорить о вещах, смысл которых выразить в слове трудно, очень не просто, практически невозможно. Но ситуация не безнадежная, и всегда существуют счастливые или не очень счастливые исключения. Пример тому «Дао дэ цзин». Великолепный памятник культуры и философии, на двадцати пяти странницах которого даны ответы на главные вопросы, так занимающие некоторые беспокойные умы. Автор «Дао дэ цзин», великий философ Лао цзы, личность мифическая и легендарная, но, несомненно, реальная, оставил нам свои соображения по предмету. Но подробный разбор главных вопросов остается пока за пределами сегодняшней темы, и автор направляет любопытствующих непосредственно к тексту «Дао дэ цзин».
Так вот, нынешние материя, пространство, время, информация и энергия – это древнекитайские вода, дерево, земля, металл и огонь. Подчеркнем, мир, природа, вселенная не состоит из элементов, нет. Поскольку элементы по сути своей совершенно разные вещи. Они, элементы, являются именно составляющими вселенной. А состоит все из ци. Так древнекитайские мыслители обозначили совокупность и взаимоотношение пяти элементов. Термин ци обычно переводят как энергию, что не совсем точно и совсем не верно. Энергия – это часть, одна из составляющих ци.
Не более и не менее значимая, чем другие составляющие: материя, пространство, время, информация. То есть все состоит из ци, а ци составляют элементы. Все очень просто.Исследуя пульс, доктор, как раз и определяет состояние ци. Как быстро, с какой скоростью она, то есть ци, изменяется. В каком направлении происходят перемены, обладает ли этот процесс достаточной мощностью, как, и в каком порядке протекает. Эти параметры исследуются и относительно всего организма и относительно каждой системы или органа, или части органа.
Следующий момент. Ци – субстанция динамичная. Разумеется, элементы, составляющие ци, так же подвижны. То есть, состояние ци есть процесс. Этот процесс и называется переменами, или принципом перемен. Естественно, и сами перемены происходят по-разному. Если процесс ускоряется, активизируется, становится мощнее, динамичнее, агрессивней, хаотичней существует тенденция ян. И наоборот, если ситуация успокаивается, упорядочивается, организуется, слабеет, замедляется можно говорить о тенденции инь. То есть инь и ян – различные варианты одного и того же процесса. Вот, собственно, и все, что следовало сказать о философских основах традиционной китайской медицины. Теперь перейдем к структуре самой медицины.
Структура традиционной китайской медицины.
Традиционная китайская медицина есть учение о функциональных системах. Если западные эскулапы уделяли и уделяют большое внимание анатомической структуре организма человека, как на макро-, так и на микроуровне, то восточные доктора занимались более функцией. Анатомия на востоке не в почете. Вероятно, тамошние доктора рассуждали так: «Зачем мне помнить, что у тысячи человек семь шейных позвонков, если у тысяча первого может оказаться восемь или даже девять? Зачем мне знать, что желудок человека имеет антральный отдел, свод и т.п., если известно, что по отдельности они не функционируют? И что толку в том, что я буду представлять и называть извилины в мозге моего пациента или другие структурные образования в том же мозге, если и Вам, мои уважаемые потомки, не ясно, как, собственно эти извилины работают?» «Да, – с вздохом должны ответить потомки, – не известно нам, как работают извилины наши, уважаемый предок. Действительно, не функционирует желудок или иной анатомический объект независимо от других. И позвонков бывает у граждан различное количество. Но самое грустное, уважаемый предок, препарировав человека, мы так и не уяснили себе причину возникновения остеохондроза и язвы в желудке». Но мы с вами, уважаемый читатель, избрали для себя синтетический путь познания. Мы будем демократичны и терпимы к мнениям. Мы постараемся соединить, трудно совместимые западные и восточные представления в единый образ и примем к сведению любые полезные здоровью информационные артефакты. Структура традиционная китайская медицина сформирована из нескольких функциональных систем или нескольких функциональных системных групп. Главными считаются системы названные плотными органами. Это печень, почки, легкие, сердце и селезенка. Это стратегические системы, или системы-программы, определяющие основные параметры работы организма. Вообще под термином «система» мы будем понимать определенные анатомические образования в организме. Орган или часть органа, в европейском значении этого термина. Ткань или ткани, образующие сам орган и не только орган, например, мышечная ткань, костная ткань и др. Обязательно часть нервной системы как центральной, так и периферической, участки сосудистой системы как венозные, так и артериальные, лимфатические узлы и протоки, слизистые или часть слизистых. И, разумеется, ткани, участки, образования, известные, как эндокринная система, или железы внутренней секреции. А также другие анатомические и структурные единицы. Но, как мы говорили, анатомия для нас не является определяющей. Нам важнее принять и запомнить всевозможное структурно-анатомическое разнообразие, частички и участки, формирующие это разнообразие, с точки зрения функционирования в традиционной китайской медицине организованы иначе. То есть в создание, определение функциональной системы ведущим признаком является не анатомия, не структурная схожесть того или иного участка или ткани в организме, а единое функционирование. Можно сказать, составляющие тела нашего объединены, не анатомически, а функционально.
Ваш комментарий