Медицина
Представления тибетских врачей о строении и отправлениях человеческого организма были весьма неточны. Морфологические описания печени, сердца, легких и других внутренних органов в «Чжуд-Ши» грубо приближенны.
В задачи врача входило умение «видеть, слышать и исследовать» больного. При лечении любой болезни требовалось сочетание осторожности и последовательности. Процесс лечения сравнивался со ступенеобразным подъемом по лестнице; вначале — совет о безвредном образе жизни, нормальная (переносимая) диета, потом — лекарство, и лишь как крайняя мера — нож. Описаны симптомы 400 болезненных форм и 1616 их разновидностей. Наиболее сложными для лечения считались детские и женские болезни: «Труднее вылечить одну женщину, чем 10 мужчин, и одного младенца, чем 10 женщин». Туберкулез называли «ядом легких»; крупозную пневмонию описывали под названием «кровавая болезнь легкого». При лечении сифилиса широко применяли ртуть. От глистов назначали корневище папоротника (преобладал бычий солитер, т.к. население употребляло в пищу в основном мясо рогатого скота). В Тибете знали многие виды желудочно-кишечных болезней; первое место в их лечении занимала кипяченая вода. Глазные и кожные болезни лечили особые специалисты. Хирургии в системе медицинских знаний отводилось значительное место. Тибетские врачи умели пунктировать живот, ампутировать конечности. Лекарь, не владеющий хирургией, это не «врач, а богатырь, но лишенный меча и панциря». Хирург должен быть «ловок в производстве операции, никогда не гнушаться гноя, крови, нечистоты, извержений».
Объектом внимания врача был не только больной, с которым всегда надо «... говорить и действовать безобманно, кротко, правдиво и с улыбкой», врач был обязан приобретать познания об окружающей его природе и даже о всем мироздании, т.е. о жизни в самом широком значении этого слова.
Личность врача в Древнем Тибете была окружена ореолом святости.
Систематический курс обучения проводился в школах при монастырях. Он продолжался до 10—15 лет, носил теоретический характер и был основан на комментировании древнейших тибетских медицинских источников. Идеалом считался ученик, заучивший всю книгу «Чжуд-Ши», содержавшую в первоначальном (максимальном) варианте до тысячи страниц.
В истории применения лекарств в Тибете можно выделить две стадии. В начале 1 тысячелетия н.э. преобладали лекарства тропического пояса Южной Азии (Индии, Китая); во второй половине 1 тысячелетия н.э. перечень лекарственных средств отражал местную природу. Ассортимент лекарств тибетских врачей достигал 1000 названий (для 500 из них установлена латинская номенклатура). Для лечения использовали тестикулы собак, баранов, рога оленей (панты), бобровую струю. Простоквашу применяли для борьбы со старостью. Больного, укушенного бешеным животным, кормили мозгом бешеной собаки. Тибетские врачи знали токсические свойства белены, чилибухи (стрихнина), назначали камфору. Широко употребляли ревень, валериану, солодковый корень, мяту, горечавку, соли железа, меди, сурьмы, серу, селитру, яйца птиц, вино, мед, кумыс.
Важным разделом тибетской М. была диететика. Мясо различных животных (птиц, млекопитающих, черепах, змей) считалось лечебным средством при многих заболеваниях. Масла и жиры применяли как средства, снимающие раздражение слизистых оболочек, при малокровии и др.; зелень (лук, щавель, морковь, ревень и т.п.) — при расстройствах питания и пищеварения, а также в качестве противоядия при отравлениях. Тибетцы знали целебное действие киселей из черники и других ягод. Они считали, что у людей, осведомленных, как, когда, сколько и при каких условиях следует употреблять пищу и питье, жизненные процессы не расстраиваются, пищеварение улучшается и все органы функционируют идеально.
Предписывалась регламентация сна, отдыха, пищи, половой жизни. Самый полезный сон бывает ночью, когда он протекает в спокойствии; для желудка полезнее недоедание, чем переедание. Следует избегать проезда через местности, где убивают скот, не садиться на землю, предварительно не осмотрев ее, во избежание укусов змей, нападения ядовитых пауков, клещей. Чтобы прожить весь век в здоровье, следует отбросить вредные привычки, порочное поведение, т,к. они удручают тело, органы чувств. В малых дозах вино полезно, но в больших количествах оно извращает духовные способности; на первой стадии опьянения человек чувствует себя счастливым, на второй — делается, как бешеный слон, на последней — он труп, ничего не понимает, а его душа — область мрака.
Рекомендовались прогулки, верховая езда, борьба, хождение по горам, охота на зверей. Поощрялись купания в открытых водоемах, т.к. считалось, что они — основа долголетия, уничтожают дурной запах, слабость тела, сонливость, телесный жир. Особенно полезными считались купания в теплых аршанах — минеральных источниках, которыми богат Тибет.
В тибетских библиотеках до сих пор хранятся переводы многочисленных медицинских рукописей Китая и Индии. В Тибете скрещивались пути цивилизаций Южной и Передней Азии. Медицинские сочинения, проникшие сюда из государств древнего мира, сохранились в первозданном виде. При сопоставлении сочинений тибетской М. и медицинских сочинений византийских, сирийских и среднеазиатских авторов выявляются определенные черты сходства. Тибетская М. в 13 в. была целиком принята в Монголии. Многие диагностические приемы и лечебные средства тибетской М. получили широкое распространение. Как единая система медицинских представлений тибетская М. изучается во многих странах, в том числе в СССР.
Медицина античного мира. Античность — наиболее важный по своим последствиям период древней истории, период, от которого берет начало вся современная европейская культура и соответственно современная так называемая научная М. Истоки подавляющего большинства философских и естественнонаучных идей, нравственных и этических представлений, культурных традиций восходят к греческой мифологии, трудам античных философов, естествоиспытателей и врачей, к бессмертным памятникам античной литературы, ваяния и зодчества. В отличие от многих достижений культуры Древнего Востока (Египта, Месопотамии, Ирана) античные культурные достижения, хотя и окрашенные, а подчас и искаженные различными религиозными и идеологическими интерпретациями, постоянно были в центре внимания образованных слоев европейского общества, служили источником идей для научного поиска, вдохновения для художников и поэтов, эталоном мудрости, мастерства, человечности и красоты.
Понятие «античный мир» ограничено как хронологически, так и географически. Оно включает Древнюю Грецию (главным образом классический период ее истории), эллинистический мир и Древний Рим.
Медицина Древней Греции. История Древней Греции не только начальный, но и наиболее значимый период античности. Восприняв и развив многие культурные достижения и традиция народов Древнего Востока, греки сумели на основе новых представлений синтезировать культурные приобретения многих народов. Они отобрали из них все наиболее ценное и сделали неотъемлемой частью собственной культуры, придав системе знаний более абстрактный и вместе с тем более систематизированный, рациональный характер. Древние греки обогатили человечество новыми достижениями и открытиями. Древнегреческая культура, философии, естествознание и медицина представляют собой качественно новый этап культурного развития человечества.
Наиболее ранней стадией развития древнегреческой культуры принято считать крито-микенский, или Эгейский, период. В этот период возникли раннеклассовые государства на острове Крит (около 28—11 вв. до н.э.) и на материковой части Греции (Микены, Пилос и др. (17 в. до н.э.). Получила высокое развитие бронзовая культура. В середине 3 тысячелетия до н.э. на многих островах Эгейского моря добывали серебро, свинец и медь, изготовляли металлические наблюдался прогресс в строительстве и гончарном деле. Около 23 в. до н.э. было создано критское пиктографическое письмо, эволюционировавшее к 18—17 вв. до н.э. в иероглифическое; около 18 в. до н.э. была выработана новая система письменности — так называемое слоговое письмо, которое приспособили к своему диалекту населявшие материковую Грецию ахейцы.
Могущественный Крит 2 тысячелетия до н.э. имел большой флот, поддерживал культурные и торговые связи с Египтом, Вавилонией. Остатки роскошных дворцов свидетельствуют о высоком уровне санитарного благоустройства: уже в конце 3 тысячелетия до н.э. в Кносском дворце были сооружены канализация, ванные помещения, вентиляция. На острове Крит обнаружена одна из древнейших эмблем — изображения змей в руках жриц, молитвенно склонившихся перед богиней плодородия и материнства; такие же змеи в руках самой богини.
С 15 в. до н.э. начинается расцвет ахейских царств материковой Греции. Около 1500 г. до н.э. ахейцы завоевали Крит, а в 1260 г. до н.э. победой ахейцев завершилась Троянская война.
Два следующих периода Древней Греции — предполисный, или гомеровский (11—9 вв. до н.э.), и архаический (8—6 вв. до н.э.) — включают вторжение дорийцев, повлекшее за собой распад раннеклассовых ахейских государств, постепенное распространение железных орудий труда, что обусловило дальнейшее развитие производительных сил, отделение ремесла от земледелия, которое привело к интенсификации товарообмена и развитию городов, а также формирование и укрепление особой формы социально-экономической и политической организации древнегреческого общества — полиса (города-государства), являющегося коллективом свободных граждан, противостоящих рабам и другим категориям зависимого населения.
Дорийцы унаследовали от ахейцев и критян плуг, колесные повозки, парусные суда, гончарный круг и другие орудия труда, архитектуру (особенно храмовую и крепостную). В 10—8 вв. до н.э. сложилось греческое буквенно-слоговое письмо, используемое до настоящего времени. В зависимости от результатов борьбы демоса и родовой аристократии в полисах устанавливалась демократическая (Афины) или олигархическая (Спарта, Коринф) форма государственного управления. В экономически развитых полисах, особенно в Афинах и Коринфе, было широко распространено рабство.
5—4 вв. до н.э. — период экономического, политического и культурного расцвета полисного строя. Он связан с возвышением Афин в результате победы греков в греко-персидских войнах (500—449 гг. до н.э.) и создании Делосского союза (союз греческих приморских городов и островов Эгейского моря во главе с Афинами; 478 или 477—404 гг. до н.э.). Однако этот период был достаточно кратковременным. Внутренние противоречия (превращение бывших союзников в подданных, диктат Афин, ограничение свободы торговли, взыскание подати, карательные экспедиции), а также внешнеполитические конфликты (борьба Афин и Коринфа за торговые пути на запад, борьба Афин и Спарты за гегемонию в стране) в итоге привели к Пелопонесской войне (431—404 гг. до н.э.), охватившей большинство греческих полисов, В результате поражения в этой войне Афин установилась спартанская гегемония в Греции. В 395 г. до н.э. началась развязанная Спартой война, в которой Спарте противостоял союз Афин, Коринфа, Фив и др. Эта война фактически привела к зависимости всех этих полисов от богатой Персии. Контроль за деятельностью побежденных греческих городов-государств был передан Спарте. Целая серия последующих междоусобных войн закончилась созданием союза греческих государств во главе с Македонией (338—337 гг. до н.э.). Началась новая эпоха — эпоха эллинизма.
Источником наших знаний о культуре Древней Греции, философских, естественнонаучных представлениях древних греков, состоянии медицины и медико-санитарного дела служат археологические находки, памятники древнегреческого искусства, греческая мифология, литературные произведения (Гомера, Гесиода и др.), богатое наследие древнегреческих и античных философов, историков, естествоиспытателей и врачей.
Мифология — важный источник изучения древнегреческой М. Эгейского, гомеровского и архаичного периодов. Причем в отличие от мифологии Древнего Востока, в частности от египетской, которая не смогла освободиться от тотемистических пережитков, древнегреческая мифология характеризуется выраженным антропоморфизмом, свидетельствующим не только о растущей власти человека над природой, но и о живом интересе к природе и человеку, которыми проникнуты древнегреческое искусство, философия и естествознание.
Ко 2 тысячелетию до н.э. сформировались олимпийская мифология и олимпийский пантеон богов во главе с Зевсом. Из древнегреческих богов кроме Асклепия (бога врачевания) и его дочерей Гигеи (богини здоровья) и Панакеи (всеисцеляющей покровительницы лекарственного лечения) М. и врачеванию покровительствовали Аполлон (бог-целитель и прорицатель), Артемида (богиня охоты и покровительница рожениц), а также Гестия (покровительница домашнего очага и всего, что связано с семейным бытом, включая вступление в брак, рождение ребенка и т.п.). С этими же сторонами жизни был связан культ Афродиты — богини женской красоты, любви и брачной жизни. Врачеванием, согласно мифологии, занимался кентавр Хирон.
Культовая практика древних греков сводилась главным образом к молитвам и жертвоприношениям, которые обычно проводились в храмах, посвященных тем или иным богам. Вместе с тем их религия не ограничивала свободы познания; боги были составной частью природы и при всем своем могуществе в отношении людей не могли изменить присущего природе порядка и даже сами в известной степени зависели от него.
В зависимости от условий развития древнегреческих полисов сложились различные системы образования и воспитания, из которых наиболее известны афинская и спартанская. Система воспитания, сформировавшаяся в Афинах, была более разносторонней и демократичной; она предусматривала сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического (гимнастического) воспитания. В Спарте воспитание и обучение находились под строгим контролем государства. Сложившаяся в Спарте к середине 6 в. до н.э. система государственного школьного обучения была обязательной для каждого спартиата в возрасте от 8 до 20 лет и сводилась главным образом к военно-спортивному и общественно-религиозному обучению.
Зачатками высшего образования в Древней Греции считают кружки, сгруппировавшиеся вокруг крупных ученых (риторов, философов, врачей и др.). Эти школы получали названия по имени ученого или месту обучения (Академия Платона, Ликей Аристотеля в Афинах, Кротонская, Книдская и Косская медицинские школы).
Обучение врачебному искусству первоначально проводилось при храмах Асклепия, Аполлона и Артемиды. В храмах Артемиды, вероятнее всего, обучали главным образом акушерскому искусству. Элементы М. преподавались, по-видимому, в палестрах — школах, где афинские подростки 12—13 лет получали физическое воспитание, упражняясь в пятиборье. Известно, что учителя в палестрах занимались хирургией (лечили раны, вывихи, переломы) и даже внутренней медициной.
Как и в других видах ремесла, в М. получило развитие семейное и ремесленное ученичество; складывались школы, хранившие и развивавшие традиции своих основателей. Наиболее известными из них были Книдская и Косская; из Косской семейной школы вышел Гиппократ.
Судя по имеющимся источникам, отдельные формы медицинской деятельности сложились в древнегреческих полисах не позднее 7—6 вв. до н.э. Постоянной армии и постоянных врачей в этот период в полисах не было. В случае войны формировалось ополчение, в числе воинов были лица, владеющие навыками оказания помощи раненым, а также врачи, которые совмещали врачебные обязанности с непосредственным участием в военных действиях. Фукидид (около 460—400 гг. до н.э.) описывал случаи приглашения врачей при вспышках эпидемических болезней, в частности во время «Афинского мора» в годы Пелопонесской войны. Странствующие врачи-ремесленники (периодевты) посещали населенные места, оказывали жителям необходимую, в т.ч. хирургическую, помощь и оставались обычно до тех пор, пока была потребность в их присутствии.
При храмах Асклепия имелись помещения для лечения больных, в т.ч. стационарного. Из собственно лечебных процедур особое внимание уделялось водолечению и массажу; реже оказывалась хирургическая помощь. Вместе с тем при археологических раскопках обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария (ножи, щипцы, долота, зонды, иглы), а также слепки больных органов, которые больные приносили как благодарственную жертву за излечение либо как предварительное жертвоприношение. Слепки изготовлялись из глины, мрамора, а иногда из драгоценных металлов, играя в последнем случае роль гонорара. По ним можно составить представление о болезнях, по поводу которых обращались за излечением, а также об уровне анатомических сведений у древних греков. Кроме асклепейонов имелись ятрейи — лечебница на дому у практиковавших врачей. Хотя древнегреческая М., подобно древнегреческой математике, явилась непосредственным продолжением традиции Древнего Востока, она лишь в незначительной степени восприняла мистическую сторону М. древневосточных цивилизаций и относительно меньше находилась под влиянием религии.
В Древней Греции большое внимание уделялось личной гигиене, физическим упражнениям, закаливанию. На эллинских вазах, предметах обихода сохранились многочисленные изображения приемов ухода за телом (обливание, массаж, растирания). Скульптуры Фидия, Праксителя и др. отобразили культ здоровья и красоты человеческого тела. В городах Древней Греции высокого уровня достигло санитарное благоустройство.
Историческая роль Древней Греции в развитии М. отразилась, в частности, в широком использовании греческих терминов в современной медицинской терминологии. Такие термины, как «хирургия», «педиатрия», «психиатрия», «дерматология», «офтальмология», «неврология», «терапия», «пневмония», «геморрагия», «эпилепсия» и др., имеют древнегреческое происхождение. Латинские термины в большинстве случаев представляют собой перевод соответствующих греческих понятий (Древний Рим полностью воспринял греческую М.; кроме того, наиболее крупные римские врачи были либо греками по происхождению, либо обучались врачеванию в греческих медицинских школах).
Комментарии
Проездом из Венеции 2017.08.26 10:42
???? 2017.07.26 17:43
Аврора 2017.01.10 07:23
савиных м.и., новокузнецк 2007.11.04 06:08
Смотреть все комментарии - 4
Ваш комментарий