Медицина
На развитие медицинских знаний Армении сильное влияние оказали традиции народов Древнего Востока: шумеров, хеттов, фригийцев, ассирийцев, связи армян с народами Ирана, Греции, Сирии, Византии и позднеарабского халифата. Но, наследовав ряд древневосточных и античных традиций, древняя культура Армении развивалась самостоятельным путем. Медико-гигиеническая деятельность существовала в Армении с древнейших времен. До нашего времени дошли разнообразные свидетельства этого: предметы фаллического культа (каменные изображения мужских половых органов различных размеров — символ плодородия, по поверьям помогавшие от бесплодия, гипогалактии и др.), каменные и металлические изображения матери с грудным ребенком на руках (символ материнства и плодородия в природе), относящиеся к эпохе урартийцев медицинские инструменты бронзового века, черепа со следами трепанации и т.п.
Древние армяне накопили немало практических знаний в области врачевания. В армянской народной М., в фольклоре и в средневековой армянской литературе сохранились от древних времен сведения о медицинских знаниях эмпирического характера, заговоры, заклинания, молитвы и др., к которым прибегали с лечебными целями. В религиозных воззрениях языческого периода у армян был культ божеств, имевших отношение к сохранению здоровья, предохранению от болезней, а также покровительствовавших медицинской и медико-гигиенической деятельности. Армения славились лекарственными растениями, которые вывозились в другие страны. Еще в 1 в. до н.э. в Армении существовали сады для разведения лекарственных растений. Из армянской медицины к другим народам проникли также армянская глина, бура, нашатырь и др.
С 3 в. н.э. Армения ориентировалась на Византию. Армянская молодежь группами отправлялась для обучения в Афины, Александрию и другие центры эллинистической культуры. Принятие в 4 в. армянами христианства и более тесные связи с Византией оказали большое влияние на армянскую медицину. Усилилось также влияние греческой культуры: в Армении были открыты греческие и сирийские школы.
К 5 в. н.э. армяне имели свою достаточно разработанную медицинскую терминологию. Медицинские произведения армянских авторов раннего средневековья носят отпечаток религиозной идеологии, но тем не менее в Армении М. имела более светский характер, чем М. народов Востока.
В 3 в. в Армении были открыты первые гражданские лечебные учреждения: в 260—270 гг. в местности Арбенут — лепрозорий на 35 прокажённых. Начиная с 4 в. стали появляться больничные учреждения и приюты для немощных, находившиеся в ведении духовенства, но содержавшиеся за счет населения. В решении Армянского церковного собора 365 г. было записано: «Для пресечения распространения заразных заболеваний соорудить: для прокаженных лепрозории, для больных — больницы, для хромых и слепых — приюты. Для содержания этих учреждений установить на города и селения повинности и подати, назначить смотрителей и служителей. В каждом местечке... открыть больницы». Наибольшей известностью пользовались больницы в Западной Армении, в городах Севастии и Кесарии. Кесарийские больницы имели госпитальные корпуса, изоляторы, приюты и др.
5—7 вв. — «золотой век» армянской культуры. В начале 5 в. был введен армянский алфавит. В 5—6 вв. на армянский язык были переведены труды древнегреческих философов, греческих, римских и византийских врачей (Галена, Асклепиада, Орибасия, Павла Эгинского и др.). Армянские ученые того времени были знакомы с произведениями лучших представителей классической греческой медицины. С 5 в. в армянскую медицину наряду с армянскими терминами в большом количестве проникли греческие медицинские понятия и термины, которые до 10—11 вв. применялись параллельно с армянскими. Влияние греческой медицины не прерывалось вплоть до 8 в.
К 5—6 вв. относится деятельность выдающихся армянских просветителей, которые подобно средневековым ученым других стран обладали энциклопедическими познаниями. Так, в книге Езника (4—5 вв.) «Опровержение ересей» содержатся описание учения о четырех соках организма, сведения о действии мандрагоры, брионик, индийской конопли; католикос Армении Иоанис Мавдакуни (5 в.) писал об отрицательном влиянии пьянства на сердце, желудок и кишечник. Егише подробно описал методы обследования больного (ощупывание печени, пульса и др.), писал о поражении психики — зрительных иллюзиях, эпилепсии.
В 5 в. во временно входившем в состав Армении городе Эдессе (северная Месопотамия; город был населен армянами) создается академия по византийскому образцу. В эдесской академии преподавалась медицина.
В 5 в. медицина у армян была на высоком уровне, врачи умели исследовать пульс, выслушивать сердце и ощупывать печень. Армянские ученые того времени были знакомы с произведениями лучших представителей классической греческой М. До нашего времени дошли медицинские инструменты: бритвы, пинцеты, эпиляторы, кюретки и т.д. Армянские хирурги при операциях применяли в качестве болеутоляющих средств пактуарий, белладонну, индийскую коноплю, мандрагору.
В 698—705 гг. Армения была покорена арабами. Арабские нашествия причинили огромные разрушения Армении и вызвали временный упадок экономики и культуры армянского народа. Цветущая, духовно богатая Армения была обращена в пустыню. Культурная жизнь в 8—9 вв. была подавлена. Только в 914—921 гг. из центральных областей Армении арабы были окончательно изгнаны.
В период с 922 по 1044 г. в условиях длительного мира Армения пережила экономический и культурный расцвет. В середине 11 в. турки-сельджуки завоевали большую часть территории страны. Из разоренной сельджуками Армении началась значительная эмиграция врачей, ученых и ремесленников в Киевское государство и другие славянские страны. Во Львове в это время беженцы-армяне образовали особый армянский квартал.
Армянские врачи наряду с греческими и сирийскими сыграли видную роль в деле ознакомления народов арабских халифатов с древнегреческой медицинской литературой. Среди выдающихся врачей эпохи возникновения арабской М. были врачи-армяне Бахтишуа и Серапион. Георгий Бахтишуа в 8 в. стоял во главе знаменитой Гундишапурской больницы на юге Ирана и был родоначальником фамилии, давшей ряд выдающихся врачей. Среди членов фамилии Бахтишуа были переводчики и авторы медицинских произведений, сыгравших большую роль в развитии М. в арабских странах. Сила медицинских традиций в Армении была так велика, что ряд сирийских и арабских врачей, поселившихся в Армении, писали свои медицинские произведения на армянском языке, причем это происходило в такое время, когда арабский язык был официальным научным языком.
10—12 вв. называют периодом армянского Ренессанса, подъема культуры, на фоне которого получила распространение антифеодальная светская идеология. Возрос интерес к просвещению, естественнонаучным и философским проблемам. Появились высшие школы, академии и университеты в Ани, Ахпате, Санаине, Гладзоре, Татеве, Сезабе, Сизе и др. Больших успехов достигла армянская М.: были переведены с греческого и арабского языков на армянский многие произведения выдающихся врачей (Ибн Сины, Рази и др.), а также написаны оригинальные медицинские труды. Подъем армянской М. в 11—15 вв. связан с деятельностью Григора Магистра, Мхитара Гераци и Амирдовлата Амаснаци.
Крупнейший деятель армянской светской культуры Григор Магистр (990—1053), не будучи врачом по профессии, в ряде своих произведений обсуждал медицинских проблемы. В 1020—1040 гг., будучи руководителем высшей духовной школы в Санаине (так называемая академия Магистра), в числе других наук преподавал М. Обучение М. по византийскому и арабскому образцу проводилось в больнице, и Григор Магистр демонстрировал учащимся больных в Санаинской больнице. Виднейшим деятелем М. средневековой Армении был Мхитар Гераци (вторая половина 12 в. — начало 13 в.) — автор знаменитого труда «Утешение при лихорадках» (1184). Гераци рассматривал человека в тесной связи с природой, подчеркивая в то же время значение влияния окружающей среды на возникновение болезни, в частности лихорадки. В своих медицинских воззрениях Гераци был близок Гиппократу, стоял на позициях необходимости всестороннего обследования больного, рассматривал болезнь как явление, в основе которого лежит материальное начало. В то же время в понимании сущности патологического процесса он придерживался галеновских представлений. Однако Гераци несколько отходил от общепринятых взглядов галенистов: душа в его понимании имела материальную основу. Гераци выступал против шаблона при назначении кровопусканий и подчеркивал необходимость учитывать состояние больного. Лихорадки он разделял на три группы: однодневная, длительная, или изнурительная, и плесневая; пытался обосновать представление о заразительности некоторых лихорадочных заболеваний, что было определенным шагом вперед в понимании их сущности. Описания клинической картины лихорадочных болезней у Гераци столь ясны и четки, что среди них легко распознать тифозные заболевания, различные виды малярии, туберкулеза легких и пр. Гераци знал о тимпаническом звуке при перкуссии живота, при обследовании больного выяснял обстоятельства возникновения болезни, ее симптомы, состояние тела больного, возраст, особенности климата, время года, когда возникла болезнь, местность, где жил больной, его привычки.
К обстоятельствам, благоприятствовавшим развитию медицинских знаний в 12—13 вв., следует отнести создание в г. Сисе (в Каликийской Армении) медицинской школы, а также проведение армянскими врачами анатомических исследований на трупах, что способствовало прогрессу хирургии. Прогрессивные ученые Армении понимали преимущество научного опыта над схоластическими и идеалистическими концепциями, господствовавшими в средневековой науке. Армянский ученый Саркаваг в 12 в. писал: «Без опыта воззрение не может быть убедительным, так как только опыт достоверен и не внушает сомнений». Вскрытие трупов, запрещенное в силу религиозных воззрений в странах Арабского халифата, послужило благоприятным фактором для развития в Армении хирургии. Армянским врачам были известны достижения современной им анатомии и физиологии.
В хирургической практике врачи применяли методы активной и рациональной помощи. В случае сабельного удара, если рана оказывалась глубокой, ее зашивали шелком. При неглубокой ране края ее стягивали и склеивали смолистыми лекарственными веществами, а также смесью из воска, дегтя и смолы, после чего накладывали повязку, которую снимали через 3 дня. При гнойных ранах и абсцессах проводили широкие разрезы ножом. При наличии свища (например, молочной железы) запрещали лечить рану тампонированием и рекомендовали вскрывать свищевые ходы. При открытых переломах бедра промывали рану теплой водой с мылом и обтирали ватой, затем под обезболиванием ее зашивали и накладывали повязку с лекарственными веществами. Конечности придавалось удобное положение. При задержке мочеиспускания рекомендовалась катетеризация свинцовым катетером. В одной рукописи приведено описание грыжи, на которую автор смотрел как на дефект внутренних покровов, куда внедряются кишки или другие органы. Причинами возникновения грыжи автор считал травму, физическое напряжение и падение с высоты. При описании содержимого грыжевого мешка отмечалось сращение между кишками, сальником и другими органами, осознавалась опасность ущемления грыжи.
В 12—15 вв. в Армении отмечался интерес к изучению акушерства и гинекологии. Армянскими врачами были пересмотрены существовавшие ранее показания к акушерским операциям при тяжелых осложнениях беременности. Так, вопреки требованиям церкви автор рукописи «О заболеваниях женщин, которые возникают от беременности» требовал искусственного прерывания беременности при тяжелых почечных заболеваниях, когда беременность угрожает женщине смертью. Армянским врачам 11—12 вв. были известны маточные трубы и связочный аппарат матки. При поперечном положении плода акушеры умели производить поворот плода на ножку.
Одним из выдающихся врачей своего времени являлся Амирдовлат Амаснаци. В молодости он был странствующим врачом. Из медицинских сочинений Амирдовлата видно, что он был хорошо знаком с работами греческих и римских врачей, а также с медицинскими сочинениями на арабском и армянском языках. В своих теоретических воззрениях Амирдовлат оставался на позициях гуморальной патологии. В «Лекарствоведении» (1481) он дал для собирателей лекарственных растений и продавцов ароматических веществ указания, в какое время года производить сбор растений, их листьев, цветов, корней и других частей, в каком помещении и в каких сосудах следует их хранить для предохранения от порчи и т.д. В этой книге описаны разнообразные средства для наружного и внутреннего употребления, очищения воздуха, предохранения продуктов от порчи. Особое внимание уделено сильнодействующим лекарственным растениям, для них указаны максимальные суточные дозы. К этому труду Амирдовлат приложил составленный им словарь лекарственных веществ на армянском, греческом, латинском, арабском и персидском языках. Ранее (в 1469 г.) Амирдовлат написал сочинение, посвященное всем разделам М., под заглавием «Польза медицины». Третий обширный его труд «Ненужное для неучей» представляет собой род энциклопедического словаря лекарственных веществ и лечебных приемов, в котором даны сведения о фармакологических средствах средневековья, по бальнеотерапии и т.п.
Экономический и культурный подъем Армении был прерван в середине 13 в. (1235—1243) монголо-татарским нашествием, но и в трудных условиях монголо-татарского господства продолжалась деятельность центров армянской науки и культуры. В этот период в Киликийском армянском государстве функционировал знаменитый Гладзорский университет. С середины 14 в. Армения стала ареной нескончаемой борьбы между покоренным населением и завоевателями. На протяжении 16 лет (с 1386 по 1402 г.) орды Тимура предавали страну огню и мечу. Население покидало родину и переселялось на Русь, в Западную Европу. С потерей государственной самостоятельности в конце 14 в. в Армении наступил длительный период упадка и застоя в области медицины.
Утрата армянским народом политической независимости и превращение Армении в арену ожесточенных войн между иностранными захватчиками — Ираном и Турцией — привели к разрушению некогда цветущих армянских городов с их культурными очагами.
Медицина в Грузии. В 5—4 тысячелетии до н.э. на территории современной Грузии была развитая земледельческая культура, имелись крупные поселения. К концу 3 — началу 2 тысячелетия до н.э. относятся археологические находки, свидетельствующие о сравнительно высоком уровне культурного развития: уникальные образцы оружия, керамических, ювелирных изделий и др. В начале 1 тысячелетия до н.э. начали возникать первые крупные племенные объединения (диахи, колхи). Консолидации грузинской народности во многом способствовало образование раннеклассовых государственных образований: Колхидского царства (6 в. до н.э.). Иберийского царства (4 в. до н.э.). К 3 в. до н.э. национальная традиция относит возникновение грузинской письменности.
Культура племен, населявших территорию современной Грузии, первоначально развивалась под влиянием цивилизаций Древнего Востока — шумерской и хеттской. В 6 в. до н.э. в Восточном Причерноморье возникли греческие колонии, обусловившие торговые и культурные связи грузинских государств с античной Грецией, которые, как и принятие христианства в первой половине 4 в. н.э., оказали большое влияние на развитие грузинской культуры. Вторжение арабов в Грузию в середине 8 в. и установившееся здесь арабское владычество отрицательно сказались на развитии грузинской культуры. После объединения Грузии в единую феодальную монархию в 10 в. начался период культурного подъема, длившийся до 13 в. Для этого периода характерен расцвет философии, естественных наук, искусств. В Тбилиси был выстроен специальный дом, где собирались поэты, художники, архитекторы, врачи, приезжавшие из разных стран.
С ростом торговли и ремесленного производства, с развитием хозяйственной жизни страны и усложнением социальных взаимоотношений создались предпосылки для подъема грузинской культуры. Церковь в Грузии в этот период утратила господствующее положение. Большого развития достигла светская литература. На грузинский язык переводились лучшие памятники литературы Древнего Востока и античности. Значительное развитие получили прикладные знания (архитектура, ирригация, сельское хозяйство, виноградарство). В конце 12 в. Шота Руставели создал свою гениальную поэму «Витязь в тигровой шкуре».
С древних времен в Грузии собирали и разводили лекарственные растения. В 1 в. н.э. Диоскорид, описывая лекарственные растения и места их распространения, называл Колхиду. Вероятно, греки вывозили эти растения из Колхиды. Можно предполагать, что с незапамятных времен предки грузин пользовались для лечения местными минеральными водами. В народной М. грузинских племен сохранились как рациональные способы лечения (растениями, минеральными водами, с помощью хирургического вмешательства), так и магические приемы (ритуальные действия, заговоры) и остатки храмовой М. В феодальной Грузии М. была тесно связана с религией. Сведения о М. содержатся в древнейших памятниках грузинской литературы 5—7 вв. («Мученичество Шушаники» Якова Цуртавели, «Житие Петре Картвели» — врача, основавшего в Палестине монастырь и больницу),
10—13 вв. — период бурного развития М. в Грузии. Основными очагами научной деятельности были монастырские школы, а также грузинские монастыри и школы, созданные за пределами Грузии — в Иерусалиме, на Синае и в Афоне (10 в.), в Болгарии. В 1114 г. в Грузии была основана академия в Икалте. Большую роль в истории грузинской науки сыграла Гелатская академия, где творили выдающиеся грузинские философы, естествоиспытатели и врачи. В грузинских монастырях ученые монахи переводили на грузинский язык с греческого и арабского книга, среди которых были близкие к М. произведения Аристотеля. В грузинской летописи описаны больницы, существовавшие при монастырях. Врачи, работавшие полгода непосредственно в больнице, по истечении этого срока переходили в селения, где заменяли работавших там врачей.
Комментарии
Проездом из Венеции 2017.08.26 10:42
???? 2017.07.26 17:43
Аврора 2017.01.10 07:23
савиных м.и., новокузнецк 2007.11.04 06:08
Смотреть все комментарии - 4
Ваш комментарий