Медицина
В Англии в 50-х гг.
появилось первое сочинение по гигиене, в котором наряду с результатами простого и статистического наблюдения приводились и экспериментальные данные. Это сочинение принадлежало английскому ученому Э. Парксу (1819—1876). Впервые он применил физический, химический и микроскопический способы исследования окружающей среды — воздуха, воды, почвы и т.д. Сочинение Э. Паркса вместе с тем представляло удачное сочетание экспериментальной и общественной гигиены благодаря использованию санитарной статистики.Во Франции Ж. Герен — последователь утопического социализма — сформулировал концепцию социальной гигиены. Влияние взглядов социалистов-утопистов сказалось в том, что и Ж. Герен, и другие врачи возлагали на врача и на социальную М. основную социальную миссию по переустройству общества. В марте 1848 г. Ж. Герен опубликовал свою концепцию «социальной медицины», под которой подразумевал все аспекты, касавшиеся многочисленных связей между М. и общественной деятельностью. Он считал, что расплывчатые и несогласованные понятия «медицинская полиция», «общественное здравоохранение» и «судебная медицина» должны быть заменены понятием «социальная медицина», которое объединяет в единое целое социальные аспекты медицинской деятельности, лучше и четче выражает цели и значение этой деятельности. Современники Ж. Герена и его коллеги высказывали подобные же взгляды, считая, что социальная М. основывается на данных опыта и наблюдений. Они придавали большое значение статистике как неотъемлемой части социальной М., советовали врачам заниматься политической экономикой, чтобы быть настоящими государственными деятелями. Требования Ж. Герена и других французских врачей — участников революции 1848 г., поставленные ими социально-гигиенические проблемы были подхвачены многими передовыми врачами в других странах, где в определенные исторические периоды создавались подобные ситуации, и оказывали большое влияние на развитие социально-гигиенической мысли в течение всего 19 в.
Во Франции в первой половине 19 в. появился ряд работ социально-гигиенического содержания, явившихся результатом официальных обследований или наблюдений отдельных ученых и основывавшихся на применении статистического метода изучения проблем здоровья. Наиболее крупным ученым среди авторов этих исследований был Л. Виллерме (1782—1863), опубликовавший в 1840 г. исследование положения рабочих текстильной промышленности, способствовавшее принятию в 1841 г. во Франции закона, регламентировавшего труд детей.
Влияние французских революций первой половины 19 в. особенно ощущалось в Германии, где период революционной ситуации 1848—1849 гг. составил важный этап в истории социально-гигиенической мысли. Он был связан с деятельностью С. Нейманна и молодого Р. Вирхова, которые ясно понимали значение социальных факторов для здоровья. Они исходили из того, что здоровье народа должно быть предметом заботы государства, что социальные и экономические условия оказывают важное, а во многих случаях решающее влияние на здоровье и болезнь и что меры по укреплению здоровья и борьбе с болезнями должны быть как социальными, так и медицинскими. Подобные взгляды С. Нейманн развивал в своей основной работе «Общественное здравоохранение и собственность» (1847). Он предлагал проведение социально-гигиенических исследований и особенно настаивал на развитии санитарной статистики, требовал надежных статистических данных, чтобы ответить на вопрос о влиянии богатства и бедности на состояние здоровья. Итогом этого периода развития социальной гигиены в Германии следует считать социально-гигиенические работы и деятельность Р. Вирхова в 1848—1849 гг. В эти годы Р. Вирхов вместе с Р. Лейбушером основал и издавал газету «Медицинская реформа», со страниц которой боролся за медицинскую реформу в Германии, т.е. за изменение статуса медицинской профессии в обществе, за определение нового значения деятельности врача соответственно изменившимся социально-экономическим условиям и необходимости решения серьезных проблем общественного здравоохранения в связи с развитием капиталистической промышленности.
Развитие экспериментального направления в гигиене в Германии связано с деятельностью ученика Ю. Либиха, создателя немецкой школы гигиенистов М. Петтенкофера (1818—1901). Он ввел экспериментальный метод в гигиеническое изучение важнейших факторов окружающей среды (воздуха, воды, почвы), предложил использовать СО2 в качестве индикатора чистоты воздуха жилых помещений, нормативы для определения объема вентиляционного воздуха, установил гигиенические требования к строительным материалам и одежде. М. Петтенкофер сконструировал в 1861 г. респираторный аппарат, с помощью которого изучил газообмен у человека и животных; совместно с К. Фойтом разработал гигиенические нормы питания. Его исследования по гигиене почвы и ее самоочищению послужили научной основой мероприятий по очистке городов, что способствовало снижению заболеваемости и смертности в Германии и Англии. Эти исследования получили развитие в трудах немецкого гигиениста К. Флюгге (1847—1923). Важное значение имели его работы о микроклимате жилищ в связи с изучением влияния летней жары на смертность грудных детей, о стерилизации молока, гигиенической оценке питьевой воды, вентиляции, теплорегуляции. По инициативе М. Петтенкофера начались экспериментальные исследования по промышленной токсикологии. С 1884 г. за продолжение этих опытов взялся К. Леманн (1858—1940) — один из основателей профессиональной токсикологии. Им и его школой были подвергнуты количественному исследованию около 35 газов и паров, причем для контроля служили длительные опыты в фабричных условиях и в некоторых случаях лабораторные исследования на человеке.
Пользуясь физиологическими методами исследования, немецкие гигиенисты М. Рубнер и К. Флюгге заложили научные основы санитарной оценки воздуха, воды, почвы, жилища и одежды. Значительные успехи были достигнуты в области гигиены труда и профессиональной патологии. В 1882—1894 гг. вышло в свет первое крупное руководство по профессиональным болезням под редакцией М. Петтенкофера и клинициста Г. Цимссена.
В 80-х гг. 19 в. развитие гигиены во многом зависело от успехов бактериологии. Прежде всего была обоснована дезинфекция, стала применяться фильтрация воды. Бактериологические методы начали использовать для оценки качества питьевой воды, были выработаны способы контроля молока (при вскармливании детей) и других питательных веществ и предметов потребления. Благодаря бактериологии стали возможными исследования воздуха, сточных каналов, воздуха школьных помещений, обнаружение патогенных бактерий в пище и почве и т.д.
Труды М. Петтенкофера, К. Прауснитца в Германии, Э. Паркса в Англии, З. Флери во Франции, а также русских гигиенистов А.П. Доброславина, Ф.Ф. Эрисмана, В.А. Субботина, А.И. Якобия, И.П. Скворцова, Г.В. Хлопина и др. послужили научной базой гигиены. Совершился переход от общих описаний к точному количественному и качественному изучению (с применением физических, химических, биологических и других методов) влияния различных факторов окружающей среды на здоровье человека.
Последняя четверть 19 — первая половина 20 в. ознаменованы бурным развитием естественных наук. Во всех областях естествознания были совершены фундаментальные открытия, коренным образом изменившие сложившиеся ранее представления о сущности процессов, происходящих в живой и неживой природе. На основе новых категорий и понятий, применения принципиально новых подходов и методов были выполнены важные исследования, раскрывающие сущность отдельных физических, химических и биологических процессов и механизмы их осуществления. Произошли коренные изменения в развитии, характере и соотношении научных знаний.
Влияние физики, химии и биологии на медицину. Теоретические основы медицины. Конец 19 — начало 20 в. обычно характеризуется как период революции в естествознании. Первый ее этап был связан с величайшими открытиями в области физики. В 1895 г. немецкий физик В. Рентген открыл рентгеновское излучение, обладающее свойством проникать через различные материалы, в т.ч. и через мягкие ткани человеческого тела. Теория и практика использования рентгеновского излучения для исследования организмов человека и животных составили предмет самостоятельной медицинской дисциплины — рентгенологии. Рентгеновское излучение нашло широкое применение в М. для распознавания различных травм и заболеваний человека, а также в качестве лечебного метода. Позднее (уже во второй половине 20 в.) на основе успехов рентгенологии в сочетании с достижениями в области вычислительной техники был разработан чрезвычайно прогрессивный метод диагностики — компьютерная томография. На базе рентгеновского излучения были разработаны методы исследования структуры вещества с помощью рентгеноструктурного анализа, рентгеновской спектроскопии, рентгеновской микроскопии, что позволило раскрыть многие тайны природы.
Другое крупнейшее открытие в области физики было сделано в 1896 г., когда французский физик А. Беккерель обнаружил явление радиоактивности. Работами М. Склодовской-Кюри и П. Кюри, а также исследованиями английского физика Э. Резерфорда было установлено наличие двух видов излучения (a- и b-излучения) и выявлена их природа. Открытие и изучение радиоактивности оказали большое влияние на развитие биологии и медицины. Сформировались радиобиология — наука о действии всех видов ионизирующих излучений на живые организмы; медицинская радиология, изучающая возможности использования ионизирующего излучения для диагностики и лечения ряда заболеваний. Первой крупной монографией, посвященной этим дисциплинам, стала книга русского ученого Е.С. Лондона «Радий в биологии и медицине» (1911). Второй этап революции в естествознании начался с середины 20-х гг. в связи с созданием квантовой механики, теории относительности и квантово-релятивистской концепции английского физика П. Дирака. Была выявлена новая, отличная от механистической, форма причинной обусловленности в микромире. В середине 20-х гг. было открыто мутагенное действие ионизирующих излучений, что способствовало дальнейшему развитию радиобиологии и положило начало новой научной дисциплине — радиационной генетике. В конце 20-х гг. возникло представление о наличии в живой клетке особого чувствительного объекта — мишени, попадая в которую ионизирующие частицы приводят к гибели клетки.
В 70—80-е гг. в клиническую практику стали внедряться новые способы лучевой диагностики — компьютерная томография, динамическая радионуклидная сцинтиграфия, термография, ультразвуковое исследование, ядерно-магнитно-резонансная интроскопия, эмиссионная компьютерная томография. Эти способы основаны на применении различных по природе излучений, в т.ч. ультразвуковой частоты и длинноволновых электромагнитных, лежащих в инфракрасном (термография) и радиочастотном (ядерно-магнитно-резонансная интроскопия) диапазонах. Применение ЭВМ позволило создать способ дигитальной (вычислительной, числовой) радиографии, используемый преимущественно при ангиографии. Начата разработка нового способа исследования химического состава тканей и органов (щитовидной железы и др.) — рентгенофлюоресцентного анализа.
Третий этап революции в естествознании связан с развитием ядерной физики и применением во всех отраслях учения о природе понятий и методов, созданных при изучении атома и атомного ядра. В 1934 г. Ирен Жолио-Кюри и Фредерик Жолио-Кюри открыли искусственную радиоактивность. К концу 30-х гг. физика вплотную подошла к решению проблемы получения энергии за счет деления ядер урана. В 1938 г. немецкие ученые О. Ган и Ф. Штрассман обнаружили эффект деления атомного ядра при его бомбардировке нейтронами. В 1942 г. итальянский физик Э. Ферми, работавший в США, впервые экспериментально осуществил ядерную цепную реакцию. Огромным достижением науки и техники явилось создание ядерных реакторов, в которых осуществляется управляемая ядерная цепная реакция, сопровождающаяся выделением энергии. Первый атомный реактор построен в 1942 г. в США под руководством Э. Ферми. В Европе первый ядерный реактор был сооружен в 1946 г. в Москве под руководством И.В. Курчатова. В 1954 г. в СССР вступила в строй первая в мире атомная электростанция. Развитие ядерной физики, техники и энергетики, а также проблема защиты окружающей среды от радиоактивного загрязнения вследствие непрекращающихся испытаний ядерного оружия и аварий, происходящих на атомных электростанциях, способствовали появлению новых научных направлений и разделов радиобиологии и медицины. Резко возросла актуальность распознавания и терапии лучевого поражения, изыскания различных средств защиты от ионизирующих излучений. Возникла новая научная дисциплина радиационная гигиена. Огромную роль в научно-технической революции, серьезно изменившей лицо М. во второй половине 20 в., сыграла электроника. Ее развитие привело к созданию многочисленных методов исследования функций человеческого организма, что в ряде случаев позволило принципиально по-новому интерпретировать давно известные факты. Так, появились методы измерения и регистрации степени насыщения крови кислородом (оксиметрия и оксиграфия), деятельности сердца (динамокардиография, баллистокардиография), биоэлектрических потенциалов в клетке (микроэлектродная техника) и др. В связи с разработкой методов рентгеноэлектрокимографии, электрорентгенографии, рентгенотелевидения, рентгенокинематографии значительно расширились возможности рентгенологии. Радиотелеметрия, созданная в 50-х гг. на основе достижений радиоэлектроники. позволила начать изучение процессов, происходящих в полостях тела, например в пищеварительном тракте, с помощью радиозондов, а также вести регулярные наблюдения с Земли за сердечной деятельностью, дыханием, кровяным давлением и другими функциями космонавтов в процессе космического полета.
В 1931 г. немецкие ученые М. Кнолль и Э. Руска создали электронный микроскоп, обладающий огромной по сравнению с обычным микроскопом разрешающей способностью и позволяющий визуально изучать вирусы, бактериофаги и получать увеличенные в сотни тысяч раз изображения мельчайших объектов.
Революция в естествознании органически слилась с революцией в технике. Научно-техническая революция (НТР) превратила науку в ведущий фактор развития общественного производства, в непосредственную производительную силу. Она вызвала крупные изменения в структуре и содержании научно-технической деятельности во взаимодействии науки и общества, в динамике экономических и социальных процессов, привела к резкому ускорению научно-технического прогресса.
Научная революция вызвала значительные изменения в традиционной структуре наук и создала предпосылки для появления новых организационных форм исследовательской работы. Углубился процесс дифференциации науки, и вместе с тем в ней усилились интеграционные процессы и взаимопроникновение отдельных отраслей. Новые аспекты исследования биологических явлений создали условия для возникновения и развития научных дисциплин и более узких специальностей на стыке физики, химии и биологии (биохимия, биофизика, радиационная биология, радиационная гигиена, космическая биология и медицина, молекулярная биология и др.). В биологических и медицинских исследованиях все шире используются методы прикладной математики, физики, химии; постоянно возрастает их техническая оснащенность.
Начиная с 20-х гг. широкое применение в физиологии и М. получила электронно-лучевая осциллография, способная визуально воспроизводить быстрые биоэлектрические колебания. С помощью этого метода американские ученые Г. Гассер, Дж. Эрлангер и др. впервые описали электрические потенциалы, возникающие при возбуждении периферических нервов. Английские физиологи А. Ходжкин, А. Хаксли, исследуя физико-химические изменения при передаче нервного импульса, в 1939 г. с помощью введенных внутрь клетки электродов впервые измерили величину потенциала клетки, находящейся в состоянии полного покоя, а в 50—60-е гг. теоретически и экспериментально доказали, что возникновение биопотенциалов связано с избирательной проницаемостью клеточной мембраны для различных ионов.
Новое направление в изучении физико-химических основ жизненных процессов связано с созданием шведским химиком С. Аррениусом теории электролитической диссоциации и фундаментальными исследованиями в области теории растворов немецкого ученого В. Оствальда и голландского химика Я. Вант-Гоффа. Ими была показана возможность возникновения значительной разности потенциалов по обе стороны полупроницаемой мембраны, в т.ч. и биологической, если поместить ее на пути диффундирующего электролита. На этой основе В. Оствальд и немецкий физиолог Ю. Бернштейн разработали мембранную теорию возникновения биопотенциалов, исходящую из избирательной проницаемости клеточной мембраны для ионов противоположных зарядов. Немецкий химик В. Нернст сформулировал в 1908 г. количественный закон возбуждения: порог физиологического возбуждения определяется количеством переносимых через мембрану ионов.
Большой вклад в изучение физико-химических механизмов процессов возбуждения, деления клеток, реакций организма на воздействие внешних факторов (температуру, освещенность, электрическое поле) внесли исследования школы американского биолога Ж. Леба. На основе идей физико-химической целостности биологических объектов Ж. Леб создал теорию антагонизма ионов различной валентности и показал роль этого антагонизма в биологических процессах. Он впервые установил наличие характерных изменений электропроводности при возбуждении и повреждении клеток и возможность оценивать по ней физико-химическое состояние клеток и их жизнеспособность.
Уже в первом десятилетии 20 в. были предприняты попытки использовать достижения физической и коллоидной химии для понимания патологических процессов. В частности, немецкий химик Г. Шаде предложил теорию молекулярной патологии, согласно которой под влиянием патологических воздействий возникают нарушения молекулярных ультраструктур. На основе этой теории Г. Шаде пытался объяснить молекулярные механизмы таких процессов, как обмен воды и электролитов в тканях, явления тканевой проницаемости, набухания тканей, отека и др. Аналогичными проблемами занимался в 20-х гг. американский исследователь О. Фишер, который считал, например, что патогенез отека сводится к коллоидно-химическим нарушениям.
Комментарии
Проездом из Венеции 2017.08.26 10:42
???? 2017.07.26 17:43
Аврора 2017.01.10 07:23
савиных м.и., новокузнецк 2007.11.04 06:08
Смотреть все комментарии - 4
Ваш комментарий