Медицина
Несмотря на большие трудности для научной деятельности, обусловленные господством схоластики в таких областях, как хирургия и инфекционные болезни, был собран значительный фактический материал. Развитию хирургических знаний, прежде всего практических навыков, способствовали многочисленные войны и крестовые походы. Хирурги в средние века были обособлены от ученых докторов, окончивших университеты, и находились в большинстве своем на положении рядовых исполнителей. Они делились на разные группы: камнесечцы, костоправы, цирюльники (они же кровопускатели) и др. Были также крупные ученые — представители академической медицины, профессора университетов, выделявшиеся своей деятельностью в хирургии. К таким ученым следует отнести Саличето, преподававшего хирургию в Болонском университете, де Мондевиля (1260—1320), преподававшего в Монпелье, Ланфранки (13—14 вв.) — создателя хирургической школы в Париже, Мондино де Луцци, преподававшего в Болонье, и др. Одним из крупнейших ученых-хирургов средневековья был Ги де Шолиак (14 в.) — ученик школ Монпелье и Болоньи, преподававший в Париже, составивший руководство по хирургии (1363).
В результате многочисленных войн средневековья практическая хирургия значительно обогатилась. Во Франции объединения («братства») хирургов получили право на индивидуальное ремесленное ученичество, возможность открывать школы, колледжи хирургов; школы эти завоевывали все лучшую репутацию. Иллюстрацией того, как опыт практиков-цирюльников, столь низко стоявших в средневековой медицинской иерархии, послужил основой для развития хирургической науки, может служить деятельность одного из основоположников научной хирургии — цирюльника А. Паре (около 1510—1590).
В средние века в Европе, как и в странах Востока, свирепствовали эпидемии. Последствиями опустошительных войн и массовых передвижений огромного количества людей были разруха во всех областях хозяйственной жизни, голод и крупные эпидемии — в масштабах, каких не знал древний мир. Например, в 1032—1035 гг. «великий голод» обезлюдил Грецию, Италию, Францию и Англию. Современник бедствия Рауль Глабел писал: «И весь род человеческий изнывал из-за отсутствия пищи: люди богатые и достаточные чахли от голода не хуже бедняков, ибо при всеобщей нужде сильным не приходилось больше грабить».
В 1087 г. в Германии и Франции разразилась страшная чума; в 1089 г. Францию, Германию, Англию и Скандинавию впервые посетила какая-то новая эпидемическая болезнь («священный огонь»); в 1092 г. наблюдались неслыханный падеж скота и «большая смертность людей». В 1094 г. чума охватила Германию, Францию и Нидерланды, Во время крестового похода в 1147 г. голод и болезни уничтожили большую часть германского ополчения. По словам безымянного автора хроники «Константинопольское опустошение», живых не хватало, чтобы хоронить мертвых. Наиболее тяжелой была эпидемия «черной смерти» в середине 14 в. (чума и вместе с ней другие болезни). На основании городских хроник, церковных записей о погребениях, летописей, воспоминаний современников и других источников историки считают, что в крупных городах Европы (Вене, Будапеште, Праге, Париже, Марселе, Флоренции, Лондоне, Амстердаме и др.) вымерло тогда от половины до 9/10 населения; в ряде стран Европы число умерших достигало 1/5—1/4 населения, В художественной литературе того периода нашли отражение опустошительные средневековые эпидемии. Автор поэмы «О черной смерти» Симон Ковино (Франция) писал, что число похороненных людей превышало число оставшихся в живых, города обезлюдели, в них не видно жителей. Джованни Боккаччо (1313—1375) писал в «Декамероне»: «... смертоносная чума открылась в областях востока и, лишив их бесчисленного количества жителей, дошла, разрастаясь плачевно, и до запада. Не помогали против нее ни мудрость, ни предусмотрительность. Воздух казался зараженным и зловонным от запаха трупов...».
Власти были вынуждены принимать меры по борьбе с распространением эпидемий. Как известно, первый лепрозорий был создан в древней Армении еще в 260—270 гг. н.э. Через 300 лет в 570 г. был открыт первый лепрозорий в Западной Европе. В первой четверти 13 в. в связи с последствиями крестовых походов, способствовавших широкому распространению проказы, была учреждена специальная организация для призрения прокаженных — монашеский орден Святого Лазаря, поэтому и убежища для изоляции прокаженных получили наименование лазаретов. В 13 в. в одной лишь Франции было открыто 2 000 лепрозориев, а всего в Западной Европе их насчитывалось 19 000. Во время эпидемии чумы в Константинополе (332 г. император Юстиниан приказал «очищать» всех путешественников на специальных пунктах и выдавать им удостоверения. Первые санитарные кордоны были введены в Клермонте около 630—650 гг. В 1374 г. власти Милана создали за пределами города «чумной дом» для изоляции больных и подозрительных на заразные заболевания. В Модене, Венеции, Генуе, Рагузе путешественники и купцы подвергались изоляции и наблюдению в течение сорока дней. В 13—14 вв. в Италии, Германии и других странах было положено начало санитарному законодательству и городской санитарии.
В крупных портовых городах Европы, куда торговыми судами могли быть занесены эпидемии, появились особые противоэпидемические учреждения — изоляторы (обсерваторы), был установлен карантин (дословно «сорокадневие» — срок изоляции и наблюдения за судами, их экипажами). В Венеции такой карантин возник в 1374 г., в Рагузе — в 1377 г., в Марселе — в 1383 г. В итальянских портовых городах создавались специальные органы, на которые возлагались санитарно-полицейские функции. В 1426 г. в связи с экономическими интересами средневековых городов были учреждены должности «городовых физиков» (врачей), выполнявших в основном противоэпидемические функции. В ряде крупных городов (Париже, Лондоне, Нюрнберге и др.) были опубликованы правила — «регламенты», имевшие целью предотвратить занос и распространение заразных болезней. С целью предупреждения эпидемий проводились не которые общесанитарные мероприятия — удаление падали и нечистот, обеспечение городов доброкачественной водой.
В 12—13 вв. был осуществлен ряд мер по организации медико-санитарного дела. Изданы законоположения, регламентирующие врачебную практику (первое — указ Роджера Сицилийского в 1140 г. о допуске к врачебной практике лиц, прошедших соответствующий курс обучения), в конце 12 в. началась организация в городах гражданских больниц, были открыты первые аптеки (в 1238 г. — в Венеции, в 1300 г. — во Флоренции). В 1241 г. Фридрих II издал указ об установлении государственного контроля за приготовлением лекарственных средств и хирургической практикой. Органы государственного самоуправления создавали врачебные коллегии для надзора за санитарным состоянием городов, практикой врачей, аптекарей, хирургов и акушерок, для проверки знаний претендентов на врачебную практику в городе независимо от наличия у них университетского диплома.
Медицина средневековой Европы не была бесплодной. Она накопила большой опыт в области хирургии, в распознавании и предупреждении инфекционных болезней, в разработке мер противоэпидемического характера; появились больничная помощь, формы организации медпомощи в городах, санитарное законодательство и т.д.
Медицина эпохи Возрождения (15—16 вв.)
Культура Возрождения возникла в тот исторический период развития европейских государств, когда старые феодальные отношения стали отмирать и начали появляться первые ростки раннекапиталистических отношений, а из средневекового сословия горожан стали формироваться первые элементы буржуазии. Рост городов, городского ремесла и торговли, распространение и развитие простого товарного производства, начавшиеся еще в 12—13 вв., способствовали сосредоточению в руках городской буржуазии крупных капиталов. На рубеже 14—15 вв. создались условия для коренных преобразований в экономике наиболее передовых стран Западной Европы. Хотя феодализм продолжал господствовать, он все более видоизменялся: под влиянием требований рынка перестраивалось феодальное хозяйство; все шире применялся наемный труд и внедрялись товарно-денежные отношения.
Глубокие изменения происходили и в духовной жизни общества. В условиях возросшей деловой активности на передний план выдвигалась человеческая личность, для которой становились тесными рамки сословно-феодальных отношении, церковно-аскетической морали и средневековых традиций. Высвобождение духовной жизни из-под религиозного влияния нашло отражение в развитии светской культуры и гуманистической идеологии. Были подвергнуты критическому пересмотру авторитеты и догмы, сковывавшие свободное развитие мысли, человек и его «земная жизнь» были объявлены центром мироздания, провозглашены вера в безграничные возможности человека, его воли и разума, право на свободу творчества и научного исследования. Пересмотр гуманистами основ религиозного мировоззрения, как правило, не носил характера открытых выступлений против церковных догм. Не все подобно Л. Беркену (1490—1529), Э. Доле (1509—1546), М. Сервету (1509 или 1511—1553) пошли на костер, предпочтя смерть компромиссу, не все осмеливались, как Ф. Рабле (1494—1553), Л. Балла (1405 или 1407—1457), С. Брант (1457 или 1458—1521), бичевать пороки и невежество католического духовенства и монахов или, как И. Рейхлин (1455—1522) и Эразм Роттердамский (1469—1536), публиковать критику текстов Священного писания. Однако светское мировоззрение гуманистов, их натурфилософские и этические теории привели к тому, что духовная диктатура церкви была сломлена.
Утверждая новое мировоззрение, гуманисты обратились к. античному наследию, находя в нем родственные нормы нравственного и прекрасного, основанные на изучении природы и человека, живой «языческий» интерес к окружающей природе и естественным радостям жизни, гармоничность и цельность мироощущения. Гуманисты много сделали для возрождения (отсюда название этого периода в истории культуры) и распространения античного наследия, освобождения его от средневековых наслоений, искажений и ошибок. Огромную роль в распространении античного наследия и новых гуманистических взглядов сыграло изобретение в середине 15 в. книгопечатания. Но культура Возрождения не была простым возвращением к античным традициям, они развивала и интерпретировала античное наследие, исходя из новых социально-экономических и исторических условии.
Возрос интерес к знаниям как в среде городских ремесленников и буржуа, так и в среде феодальной аристократии. В странах Западной Европы начали открываться светские школы. К 15 в. в Европе было уже свыше 40 университетов, в большинстве которых имелись медицинские факультеты. Выдвигая в качестве идеала образованную и гармонически развитую творческую личность, гуманисты подвергли резкой критике всю систему средневекового схоластического обучения, противопоставив ему систему воспитания и образования, свободную от принуждения и телесных наказаний, развивавшую человека умственно и физически, приучавшую к самостоятельному мышлению и формировавшую высокие нравственные качества. Педагогические идеи гуманистов оказали влияние на последующее развитие культуры, образования и науки. Они нашли выражение в трудах Яна Амоса Коменского (1592—1670) и других педагогов Нового времени. положивших начало гигиене обучения и сыгравших важную роль в перестройке системы преподавания, предусматривающей усиление связи теоретического и практического обучения, в т.ч. и на медицинских факультетах университетов. В 15—16 вв.. однако, осуществить эти идеи гуманистам удалось лишь в весьма ограниченном масштабе. Было открыто небольшое число школ гуманистической направленности, главным образом в Италии и Франции. Центром гуманистических идей и нарождающейся новой науки в 15—16 вв. стал Падуанский университет; новые идеи были частично восприняты и другими итальянскими университетами. Тем не менее ведущими источниками в преподавании на медицинских факультетах продолжали оставаться канонизированные тексты Галена, Рази, Ибн Сины, а также составленные на их основе с весьма незначительными добавлениями трактаты отдельных университетских профессоров (например, «Анатомия» Мондино). Изучение анатомии на трупах было еще редкостью. Так, в 16 в. в Тюбингенском университете для анатомирования получали не более одного трупа в год, в Гельмштадском — два, в Лейденском—четыре. Известный врач, профессор Базельского университета Ф. Платтер вспоминал, что в годы обучения в Монпелье (1552—1557) он имеете с другими студентами «добывал» трупы для анатомирования, раскапывая ночами свежие могилы. Вместе с тем в большинстве университетов уже открыто, а порой и резко выступали с критикой и уточнениями учения Галена, в ряде университетов проводились анатомические демонстрации, начали использоваться в преподавании вышедшие в 1538 г. анатомические таблицы А. Везалия и его «Эпитоме» (1543). В 1594 г. в Падуанском университете был построен первый анатомический театр.
Таким образом, явно обозначался отход от канонизированной анатомии Галена. В университетах шла упорная борьба старого (схоластического, церковного) и нового (гуманистического, светского), однако позиции гуманистической стороны были еще весьма неустойчивыми. Для разрешения научных споров все шире практиковались публичные диспуты, на которых обе стороны имели возможность защищать свою точку зрения, публикуя тексты выступлений, памфлеты, статьи и др. И хотя полемика между представителями различных направлений по форме не всегда носила академический характер (нередко вместо научных аргументов на голову противника обрушивались самые отборные ругательства), а установление истины предоставлялось церковным и судебным властям или парламенту, принимавшим решение обычно в пользу стороны, которая имела более могущественного покровителя, образованные люди и студенты получили возможность знакомиться с новыми позициями в науке.
Оппозиция схоластике привела к разрыву философской мысли с богословием, что сначала выразилось в отказе от средневековой лики и развитии на базе идей античных философов основных положений гуманистической идеологии, а затем в критике главных догматов церкви (например, учения о бессмертии души) и в возникновении натурфилософии, свободной от геологии. Мыслители Возрождения, опираясь на создаваемые ими натурфилософские концепции, стремились дать цельную и универсальную картину мира. Но это стремление наталкивалось на недостаток реальных знаний, что вынуждало ученых подменять их поэтическими аналогиями и мистическими догадками (например, учение о «мировой душе», «жизненной силе» и др.) и даже обращаться к «учению» каббалы, магии и другим «тайным наукам», заниматься астрологией и алхимией. Такое смешение рациональных представлений с наивной фантастикой не только отличает философскую мысль эпохи Возрождения от систематической и научной по методу философии Нового времени, но и объясняет, почему «титаны Возрождения» не смогли совершить переворота в естествознании, которым так живо интересовались и в развитие которого внесли весомый вклад.
Эпоха Возрождения — первый период научной революции, ознаменовавшийся критикой и разрушением всей сложившейся средневековой картины мира. преимущественным развитием тех разделов естествознания и техники, которые непосредственно связаны с запросами производства и торговли (мореплавание, инженерное дело, строительство и т.д.), пробуждением интереса к человеку и окружающей природе. Такие крупнейшие, в полном смысле революционные естественнонаучные достижения, как великие географические открытия, гелиоцентрическая система Н. Коперника и новая анатомия А. Везалия, целиком принадлежат эпохе Возрождения Великие географические открытия на практике доказали шарообразность Земли, положили начало мировой торговле, обогатили страны Европы новыми товарами и с.-х. культурами. Так, европейская М. получила новые лекарственные средства — опий, кору хинного дерева, камфору и др. Географические открытия оказали огромное воздействие на сознание современников, расширили представление о мире, показали практическую ценность науки, в частности астрономии, познакомили европейцев с многообразием культурных и этических традиций, научных и технических достижении народов, развивавшихся вне связи с христианским мировоззрением, дали весьма доказательные аргументы для критики схоластики.
Не случайно, что первый и важнейший переворот, приведший к революции в мировоззрении, произошел именно в астрономии, тесно связанной с географией и мореплаванием: это был отказ от канонизированной церковью космологии Аристотеля — Птолемея, ставившей в центре вселенной Землю, и замена ее гелиоцентрической системой мира. Идея вращения Земли вокруг Солнца была сформулирована еще Аристархом Самосским (310—220 гг. до н.э.) и обычно упоминалась как пример абсурдности любой идеи, противоречащей догмам церкви, поскольку каждому ясно, что Земля неподвижна, в то время как движение Солнца, Луны и звезд может наблюдать каждый. Внеся в астрономию критический дух, Н. Коперник показал продуктивность критического подхода к сложившимся представлениям и нанес решительный удар религиозному взгляду на мир.
Критический дух проникал во все отрасли естествознания. В 1536 г. Рамус (П. де ла Раме; 1515—1572) впервые открыто выступил с критикой схоластической логики. С тех же позиций (требование целесообразности и, выражаясь современным языком, эффективности) резкой критике подверглась и средневековая М. «Медицина здоровых ввергает в болезнь, а больных в смерть», — писал один из родоначальников гуманизма итальянский поэт Ф. Петрарка (1304—1374). При этом Ф. Петрарка — не принципиальный противник М., он верит, что медицина — «искусство, когда-то изобретенное», полезна и действенна. Однако из-за приверженности врачей старым истинам и приемам М. в новых условиях обнаружила полное бессилие. Именно это обстоятельство явилось причиной неудовлетворенности Петрарки состоянием М. Он клеймил не столько М., сколько врачей-схоластов. не желавших отказаться от старых догм, и приветствовал тех, кто искал новые пути, действовал и стремился помочь больному.
Значение творчества Ф. Рабле (1494—1553) для развития М. мало изучено: Ф. Рабле-писатель затмил Ф. Рабле-естествоиспытателя и врача. Между тем его медицинская деятельность заслуживает пристального внимания. Питомец Парижскою университета, преподаватель и Монпелье (1530—1532), где в 1537 г. он получил степень доктора медицины. Рабле много и успешно занимался медицинской практикой: работал врачом в Лионской больнице (1532—1534), был личным врачом кардинала Дюбелле, практиковал на юге Франции (приблизительно 1538—1542). При этом врачебная деятельность была для Рабле не только источником существования, но и одной из причин покровительства со стороны власть имущих. Благодаря которому он, несмотря на ненависть католиков и кальвинистов, смог избежать костра. Рабле принадлежат классические переводы Гиппократа и Галена (например, перевод «Афоризмов» Гиппократа, 1532). Наконец, он умело использовал форму сатирического романа не только для критики, но и для популяризации естественнонаучных знаний.
Комментарии
Проездом из Венеции 2017.08.26 10:42
???? 2017.07.26 17:43
Аврора 2017.01.10 07:23
савиных м.и., новокузнецк 2007.11.04 06:08
Смотреть все комментарии - 4
Ваш комментарий