Медицина
Возникшая в результате арабских завоеваний государственно-политическая общность создала условия для появления общих форм культурной жизни народов арабских халифатов. Эту культуру, развившуюся вследствие экономического и культурного взаимодействия арабов и покоренных ими народов, условно принято называть арабской культурой. Обогащению арабской культуры способствовали широкие возможности для общения и взаимообмена культурными достижениями между мусульманскими народами, а также оживленные связи со многими странами Востока и Европы. Вклад различных народов в формирование и развитие арабской культуры неодинаков, Наибольшую роль в ее формировании сыграла культура народов, которые, приняв ислам, сохранили национальную самобытность, а в дальнейшем возродили государственную самостоятельность (народы Средней Азии, Ирана, Закавказья). Существенный вклад в арабскую культуру внесли также народы, не принявшие ислама (сирийцы-христиане, иудеи, иранцы-зороастрийцы). В частности, с деятельностью несториан Гундишапура, а также сирийцев-несториан и сабиев Харана связано распространение философского и медицинского наследия эпохи античности и эллинизма.
В 9—10 вв. арабская культура достигла наивысшего расцвета. Ее создатели применили новые способы научного, религиозно-философского и художественного познания окружающего мира и человека; ее достижения обогатили культуру многих народов, в т.ч. народов средневековой Европы. Распад арабских халифатов (середина 10 в.) и образование на его территории самостоятельных государств привели к сужению сферы влияния арабской культуры, но вместе с тем обусловили подъем национальной культуры народов, восстановивших государственную самостоятельность.
Начальное и среднее образование в арабских халифатах по структуре и содержанию приближалось к византийскому, однако находилось полностью под контролем религии. Начальное образование включало обучение чтению и письму, а также заучивание текстов Корана. Среднее образование давалось в школах при мечетях (медресе), объем обучения соответствовал византийскому «энциклиос педиа» (математика, риторика, диалектика и элементы М.). Центрами высшего образования и научной деятельности были так называемые дома знаний, которые с начала 9 в. были открыты во многих торгово-промышленных городах. Крупнейшие высшие школы были организованы в Багдаде, Басре, Каире, Дамаске, Халебе, Толедо, Кордове, Самарканде, Мараге (Азербайджан). Только в мусульманской Испании в 12 в. имелось 17 высших школ. В домах знания преподавались различные общеобразовательные и естественнонаучные дисциплины. Научными центрами являлись и так называемые общества просвещенных, объединявшие признанных ученых, периодически собиравшихся для обсуждения своих научных трудов, — прообраз научных обществ и академий наук, возникших в Европе в 17—18 вв. Такие общества организовывались при дворах мусульманских правителей. На них обсуждались политические, хозяйственные и военные проблемы. Много внимания уделялось и медико-гигиенической проблематике: рассматривались проекты санитарного благоустройства, меры борьбы с возникавшими эпидемиями, проблемы теоретической М., вопросы диагностики, лечения больных. При домах знания и обществах просвещенных создавались библиотеки, наиболее крупными из которых были Багдадская, Бухарская, Каирская, Дамасская и др. Только один каталог библиотеки в Кордове составлял 44 тома.
В медицинских школах при больницах, аналогичных византийским, широко использовалось клинической преподавание, теоретическая М. преподавалась в соответствии с анатомо-физиологическими представлениями Галена. Вместе с тем объем преподавания не был так строго регламентирован, как в Византии, и преподаватели имели возможность в процессе обучения излагать собственные клинические наблюдения и точки зрения. Шире преподавалась и философия. По окончании школы учащиеся сдавали выпускные экзамены, которые принимала коллегия врачей. При крупных больницах с медицинскими школами создавались медицинские библиотеки. Такие своеобразные клинические и научно-учебные центры некоторые историки называют медицинскими академиями. Громкая слава медицинских академий привлекала в них не только учеников, но и врачей, стремившихся усовершенствовать свои знания у наиболее знаменитых ученых своего времени. Свидетельство об окончании медицинской академии открывало широкую дорогу не только для врачебной практики, но и для получения придворных врачебных должностей, а также для преподавательской работы, к которой в странах Арабского Востока допускались лишь после строгого отбора. Наибольшей славой пользовались медицинские академии в Багдаде (основана в 8 в.), в Кордове, Куфе и Басре (основаны в 10 в.), Дамаске и Каире (основаны в 13 в.), а также Гундишапурская медицинская академия. Допускалась и частная форма обучения. Многие крупные врачи имели учеников. Как правило, ученики долгое время сопровождали своего учителя, выполняя роль своеобразных подмастерьев. После смерти учителя ученики наследовали его практику.
Для арабской культуры, как и для культуры феодализма в целом, характерны отсутствие четкой дифференциации отраслей творческой деятельности и энциклопедический характер образованности деятелей науки и культуры. Естествознание и медицина как области научного творчества развивались в рамках этой нерасчлененной системы знаний. Средневековая арабская философия, оказавшая огромное влияние на развитие естествознания и М., сформировалась в борьбе восточных перипатетиков, представления которых основывались на эллинистическом наследии, и сторонников религиозно-идеалистических учений. Ранние представители национального богословия — мутазилиты — разработали концепцию, не только выходившую за рамки религиозной проблематики, но и подрывавшую некоторые основные догматы ислама. Они отвергали представление об извечности Корана, развивали концепцию разума как единственного мерила истины и положение о неспособности творца изменять естественный порядок вещей. В среде мутазилитов была распространена идея атомарного строения мира.
В основе учения восточных перипатетиков лежала философия Аристотеля в интерпретации сирийских и гундишапурских несториан, а также афинской и александрийской школ. Их толкования Аристотеля открывали возможность для атеистических и даже материалистических концепций. Основоположником восточного перипатетизма был Кинди (аль-Кинди, около 800—870), который первым в арабской философии изложил содержание основных трудов Аристотеля, представил рациональное познание как приобщение разума индивида к универсальному божественному разуму. Кинди был также видным математиком, астрономом и врачом. Им написано свыше 20 трудов по медицине, один из которых («О приготовлении и дозировке лекарств») был переведен на латинский язык. Кинди интересовался причинами возникновения психических болезней, указывая на роль некоторых условий жизни в их происхождении и отрицая значение в их этиологии сверхъестественных сил. Эти рациональные начала медицинских взглядов Кинди были впоследствии использованы и развиты Ибн Синой (около 980—1037).
Представления Кинди о боге как о безликой «отдаленной причине» получили развитие в рамках неоплатонической теории аль-Фараби (870—950), автора капитального трактата «Теоретическая и практическая медицина». Ею воззрения в отношении сущности здоровья и болезни чисто неоплатонические; он повторяет «учение о душах» и их локализации, рассуждает об их влиянии на состояние и соотношение соков организма. Вместе с тем аль-Фараби подчеркивал возможность влияния внешних факторов на состояние каждой души, утверждая т.о. положение о взаимосвязи организма с окружающей его средой и роль факторов внешней среды в патологии. Практическая М. изложена у аль-Фараби в самой общей форме. Идеи аль-Фараби углубил и детализировал крупнейший мыслитель средневековья Ибн Сина, утверждающий вечность материи и независимость частных явлений жизни, в т.ч. состояния здоровья и болезни, от божественного провидения. В свою очередь, философские, естественнонаучные и медицинские труды Ибн Сины оказали огромное влияние на развитие науки и М. в мусульманских странах и Западной Европе. Наиболее выдающийся из его трудов «Канон врачебной науки» в течение почти шести веков служил основным учебным пособием по М. в школах Востока и университетах Западной Европы.
В 12 в. центр философской мысли переместился на запад мусульманского мира. В арабской Испании Ибн Баджа утверждал, что человек посредством чисто интеллектуального совершенствования без мистического озарения способен достичь полного счастья и слиться с деятельным разумом. Ибн Рушд (1126—1198), более известный в Европе как Аверроэс, выступал с тезисом об имманентности форм самой материи, отрицал бессмертие индивидуальных душ, считал вечным лишь человеческий интеллект, приобщавшийся к деятельному божественному разуму, который воплощал предельную цель человеческого знания. Медицинские труды Ибн Рушда мало оригинальны. В энциклопедическом труде «Книга общих принципов медицины» («Китаб аль-Коллият», переведена на латинский язык под названием «Коллигет») он излагает главным образом взгляды Ибн Сины, а также ведущих врачей багдадской и кордовской школ.
Важными, в т.ч. и для развития М., явились работы ученых Арабского Востока по алхимии и оптике. Джабир ибн Хайян (около 721—815) первый собрал и обобщил разрозненные сведения по алхимии, объединив при этом данные греко-египетских и индийских алхимиков. Арабские ученые получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (арабы назвали его алкоголем); они изобрели водяную баню, перегонный куб и первыми стали применять фильтрование. Арабским и среднеазиатским ученым принадлежит идея использования достижений алхимии в медицинских целях, что, в частности, выразилось в использовании лекарственных средств, полученных химическим путем. По свидетельству иранского врача Абу Мансура (10 в.), арабы при составлении лекарств пользовались различными органическими веществами: тростниковым сахаром, кислотами растительного происхождения и др. Арабские врачи ввели в употребление соединения ртути, азотнокислое серебро, серу. Аптечный инвентарь был заимствован из лаборатории алхимика, и не случайно, что первая аптека появилась в Багдаде (754). Идея связи алхимии с М. пришла в Европу от арабов, и поиски философского камня были связаны прежде всего со стремлением отыскать универсальное средство для лечения болезней и продления жизни.
Труды Ибн аль-Хайсама (965—1039) стали одним из свидетельств влияния М. на открытия в области техники. На основе имеющихся данных о строении глаза Ибн аль-Хайсам изготовил модель хрусталика сначала из хрусталя, а затем из стекла, впервые получив т.о. двояковыпуклые линзы, увеличивавшие изображение рассматриваемого предмета. Он же первым предложил использовать линзы при чтении людям преклонного возраста, объяснил преломление лучей в средах глаза, зрительные восприятия; названия, данные им отдельным частям глаза (хрусталик, роговица, стекловидное тело и др.), сохранились до настоящего времени,
Медицина народов Арабского Востока, включая труды врачей Ирана и Средней Азии, несомненно, составляет высшее достижение М. эпохи феодализма. Огромной исторической заслугой арабских и среднеазиатских врачей являются сохранение и передача врачам Западной Европы богатейшего наследия М. Древнего Востока, античного и эллинистического мира. Арабские и среднеазиатские врачи значительно обогатили практическую М. новыми клиническими наблюдениями, приемами диагностики, лекарственными средствами. Вместе с тем в целом, если не считать идеи связи М. с химией, арабское и среднеазиатские врачи не внесли в М. каких-либо принципиально новых идей, которые по их последствиям можно было бы сравнивать, например, с анатомией А. Везалия или физиологией У. Гарвея. Следуя традициям, арабские ученые не сомневались и в правильности анатомо-физиологических представлений Галена. Некоторые дополнительные (в сравнении с трудами Галена и византийцев) сведения по анатомии встречаются в отдельных арабских трудах, но они почерпнуты, по-видимому, из индийских источников. Анатомией человека арабские врачи не занимались: ислам строго запрещал даже прикосновение к мертвому человеческому телу. Ничем не дополнили арабские врачи и общепатологические представления своих предшественников: неблагоприятное смешение соков, пневматическая теория и неоплатоническое учение о душах организма остались незыблемыми. Правда, многие арабские ученые подчеркивали связь заболеваний с воздействием внешних факторов, но это положение было хорошо известно и древним. Вместе с тем нельзя не отметить рациональных взглядов отдельных мусульманских врачей на сущность психических процессов, высказанных в самой общей форме Кинди и существенно развитых Ибн Синой. Великий среднеазиатский философ, естествоиспытатель и врач стал одним из провозвестников рациональной психологии и одним из первых медиков, заявлявших о взаимовлиянии психического и телесного в патологии и подтверждавших эти заявления клиническими наблюдениями и опытным путем.
Широкое развитие получило в халифате больничное дело. По свидетельству Бенджамена Толедского, в 12 в. в Багдаде было 60 больниц, в Кордове — около 50, Есть многочисленные указания на долголетнюю и весьма успешную деятельность больниц в Мерве, Рее, Исфагани, Ширазе, Дамаске, Каире и других городах Ближнего и Среднего Востока. Сохранилось описание Мансурийской больницы в Каире (основана в 1284 г.) и созданной при ней медицинской академии, которое позволяет судить о высоком уровне благоустройства и вполне удовлетворительном уходе в арабских больницах. При Мансурийской больнице имелось амбулаторное отделение, врачи которого не только вели прием больных, но и посещали их дома. Больницы финансировались главным образом за счет частных пожертвований. В городах Ближнего и Среднего Востока были специальные чиновники, надзиравшие за хозяйственной деятельностью больниц и медицинских школ.
В 9—10 вв. основные центры естественнонаучных и медицинских знаний располагались в восточной части арабских халифатов. Наиболее известные врачи этого периода практиковали в Багдаде, на территории Ирана и Средней Азии. Врачи арабского Востока в 9 в. много занимались переводами античных и византийских авторов, составляли на основе этих переводов обширные компиляции. Первый обобщенный энциклопедический труд по М., включавший не только обзор мнений своих предшественников, но и собственные клинические наблюдения, был составлен Абу Бакром Рази (865—925), основавшим Багдадскую больницу и медицинскую школу. Рази написал более 200 трудов в различных областях знаний, из которых более половины посвящены М. Его основные труды — 25-томная «Всеобъемлющая книга по медицине» и 10-томная «Медицинская книга» — пользовались большой известностью и были переведены на латинский язык. Анатомо-физиологические и общепатологические вопросы Рази излагал в полном соответствии с представлениями Галена; его клинические аспекты — ближе к воззрениям Гиппократа. В терапии Рази — сторонник применения наиболее простых, щадящих организм средств: «Если ты можешь вылечить больного и диетой и лекарствами, — пишет он, — выбирай диету». Рази, как и другие врачи Арабского Востока, рекомендовал физические упражнения, ванны, массаж. Труды Рази свидетельствуют о его наблюдательности, знании и умении пользоваться широким для своего времени арсеналом лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения, в т.ч. лекарствами, получаемыми химическим путем. Он более точно, чем его предшественники, описал симптоматику многих заболеваний. Широкую известность принесла Рази его «Книга об оспе и кори», в которой, несмотря на ошибочные представления о том, что оспа и корь лишь разные формы одного и того же заболевания, он подробно изложил их симптоматику и дифференциальную диагностику, описал лечение и меры предупреждения. Рази рекомендовал применять вариоляцию, известную еще врачам древности (в Китае, Индии, Иране). Рекомендуя детально разработанные меры по уходу за больным ребенком, Рази указывал на важность ухода за ртом и зевом, полоскания подкисленной водой, осторожного промывания глаз и др. Он предложил инструмент для извлечения из глотки инородных тел, использовал при перевязках вату. Наряду с крупными энциклопедическими трудами, служившими руководством врачам, он писал популярные сочинения, например о медицине для бедных («Для тех, у кого нет врача»).
Крупнейшим врачом Арабского Востока был ученик Рази — Ибн Аббас, труд которого «Царственная книга» был первым из арабских медицинских энциклопедических трудов переведен на латинский язык (1127) и до перевода «Канона врачебной науки» Ибн Сины служил основным источником обучения медицине. Ибн Аббас сжато и весьма точно описал симптоматику многих болезней. Так же, как и Рази, Ибн Аббас обращал большое внимание на вопросы врачебной этики, писал о долге врача оказывать помощь, быть терпеливым и ласковым с больным. Вообще арабские и среднеазиатские врачи относились к своему профессиональному долгу очень серьезно. Видные врачи Арабского Востока, следуя заветам врачебной клятвы древнеиранских и древнегреческих врачей, писали и о необходимости строгого соблюдения врачебной тайны.
Абу-ль-Касим (936—1013) прославился главным образом как хирург. В его основном труде «Аль-Тасриф» содержатся описания лечения переломов, литотомии, грыжесечения, глазных операций, методов обезболивания при операциях. Следуя традиции своего времени, Абу-ль-Касим широко рекомендовал прижигания, особенно для лечения местных поражений, подчеркивая, что операция требует из-за кровотечения гораздо большей осторожности, чем прижигание. Абу-ль-Касим не оперировал женщин, т.к. ислам запрещал правоверному мусульманину видеть обнаженное женское тело. Вместе с тем он единственный из арабских врачей, кто подробно описал клинику внематочной беременности. Труд Абу-ль-Касима имел огромную популярность и на Востоке, и в Европе; он 5 раз переводился на латинский язык.
Большой известностью пользовался Ибн Зохр (1092—1162), произведения которого были ярким образцом критического отношения к старым авторитетам, требования самостоятельных наблюдений. Единственным критерием оценки он считал опыт. Ибн Зохр подробно описал способы приготовления лекарств, первым из врачей ввел в свои книги рецепты противозачаточных средств, принципы подбора и показания к назначению диеты, впервые охарактеризовал клиническую картину серозного перикардита и медиастинального абсцесса. Ученик Ибн Рушда — Маймун (Моисей Маймонид, 1135—1204) прославился главным образом как преподаватель. Основной его труд «Книга советов» — серия гигиенических рекомендаций о рациональном образе жизни, режиме питания, личной гигиене. Его собственные труды не содержат оригинальных сведений по сравнению с трудами других арабоязычных авторов. Для описания клиники и лечения он пользовался главным образом текстами «Канона» Ибн Сины, работами Ибн Зохра и Ибн Рушда.
Комментарии
Проездом из Венеции 2017.08.26 10:42
???? 2017.07.26 17:43
Аврора 2017.01.10 07:23
савиных м.и., новокузнецк 2007.11.04 06:08
Смотреть все комментарии - 4
Ваш комментарий