Медицина
Значение древнегреческой М. не исчерпывается только различными открытиями, новыми диагностическими и лечебными приемами. Именно от нее берут начало два основных направления — эмпирическое и философское, которые проходят через всю М. последующих эпох, развиваются самостоятельно и начинают смыкаться лишь в 17—18 вв., чтобы воплотиться в основной принцип современной М. — принцип единства науки и практики, единства методологии и опытного знания. Вплоть до периода эллинизма философские, политические и естественнонаучные воззрения составляли единую систему знания; почти все философы были одновременно естествоиспытателями, многие из них активно интересовались вопросами М., особенно анатомо-физиологическими проблемами. Поэтому труды философов оказали весьма существенное влияние на развитие древнегреческой медицины.
Родиной древнегреческой философии и естествознания была Малоазийская Иония, более тесно, чем другие районы Древней Греции, связанная с культурой Древнего Востока. Здесь появилась первая греческая философская (милетская) школа, основателем которой был Фалес (около 625—547 гг. до н.э.). Философы этой школы первыми сумели создать картину возникновения и существования Вселенной без вмешательства богов и предопределенности. Они развивали учение о единстве материи как основе всего сущего, утверждая, что все произошло из единого начала (первостихии). Фалес считал такой первостихией воду (многие усматривают в этом связь с шумерским мифом о сотворении мира из воды). Его последователь Анаксимандр (около 610—546 гг. до н.э.) считал основой всего сущего апейрон (беспредельный хаос, находящийся в постоянном движении), Анаксимен (около 585—525 гг. до н.э.) — воздух, а Гераклит (5 в. до н.э.) — вечно живой огонь. С именем Гераклита связывают возникновение идей непрерывного изменения всего сущего («все течет», «в одну реку нельзя войти дважды») и вечной борьбы противоположностей, в которой обретается согласие, возникает единый взаимосогласованный космос.
Ученики и последователи Пифагора (около 571—500 гг. до н.э.) считали началом всего сущего число; в числе осуществляется синтез единства и множества, и оно является основанием всякой меры, гармонии и пропорциональности. Пифагорейцы часто выходили за пределы фактов, а опытное познание подменяли мистикой числа. Одним из основных положений пифагорейцев была вера в переселение душ (по существу такая же, как у индусов, хотя она могла развиться независимо от индийского влияния); культ сводился к тому, чтобы избежать цикла перевоплощения с помощью мистических опытов (оргий), а также экстазного мистического созерцания (теорий-видений), что по содержанию близко к идее о достижении нирваны через йогу. Пифагор интересовался и М., считая важнейшим условием сохранения здоровья и лечения большинства болезней соблюдение особого режима жизни и питания. В терапии Пифагор и его ученики применяли «успокоительно действующие музыку и пение» и «магические» стихи. Пифагореец Филолай сформулировал учение о трех духах, или душах: растительной, расположенной в пупке и имеющейся у всех, обладающих способностью к росту: животной (чувствующей), дающей ощущение, движение и расположенной в сердце; рациональной, имеющейся только у человека и помещающейся в мозге. Филолай выделил четыре важнейших части человеческого организма: мозг (местопребывание ума), сердце (вместилище чувствующей души), пупок и половые части (органы размножения и роста). В учении Филолая можно увидеть попытку обобщения и систематизации анатомо-физиологических представлений различных народов Древнего Востока: древнеегипетских (сердце — центр жизни и основной орган чувств), древнеиндийских (пупок — основной орган, обеспечивающий ощущение, размножение, питание и развитие), месопотамских или, возможно, воспринятых от Алкмеона Кротонского (мозг — вместилище разума и центр нервной системы).
В 5 в. до н.э. возникли космогонические и натурфилософские учения. Анаксагор (около 500—428 гг. до н.э.) выдвинул учение о неразрушимых элементах — «семенах» вещей. Движущей силой мирового порядка он считал ум, организующий первоэлементы. Анаксагор, по-видимому, первый в Древней Греции производил наблюдения с рассечением головного мозга животных. Причины всех болезней он связывал с желчью. Алкмеон на рубеже 6—5 вв. создал одну из первых светских медицинских школ в Кротоне. С именем Алкмеона связывают развитие пневматической теории, известной еще древним египтянам, которую Алкмеон обосновывал с позиций учения Анаксимена, а также формулирование принципа лечения противоположным на основе диалектических концепций Гераклита. Алкмеон вскрывал трупы; он утверждал, что функция мышления осуществляется головным мозгом, что органы чувств связаны с мозгом непосредственно, считал головной и спинной мозг, а также кровь местом возникновения всех болезней. Алкмеон занимался практической врачебной деятельностью.
Философ, врач и поэт Эмпедокл, близкий к милетской школе (около 490—430 гг. до н.э.), считал, что в основе сущего лежат четыре вечных и неизменных первоэлемента (земля, вода, воздух, огонь), а движущими силами всего служат любовь (сила притяжения) и ненависть (сила отталкивания). Он полагал, что эти противоположные тенденции являются механически действующими факторами, смешивающими первоэлементы и вновь разделяющими их. На основе учения Эмпедокла были развиты представления о четырех соках организма и четырех темпераментах, господствовавшие в физиологии и М. почти два тысячелетия. Эмпедокл основал в Сицилии медицинскую школу. Он пытался объяснить движение, развитие зародыша человека, интересовался происхождением полов. Считают, что принцип подобия в терапии («подобное лечи подобным») развит на основе положения Эмпедокла «подобное познается подобным».
Представители школы материалистического атомизма Левкипп (5 в. до н.э.) и Демокрит из Абдеры (около 460—370 гг. до н.э.) считали подобием всего сущего атомы, движущиеся в пустоте. Атомы, будучи неизменными, вечными, непроницаемыми и неделимыми, различаются по объему и фигуре, чем обусловливают различия явлений. Демокрит проводил мысль о причинном порядке всех явлений, о возможности достигнуть достоверного знания, отличного от субъективных мнений. Он синтезировал в своем учении естественноисторические познания того времени, разработал этическое учение, оказавшее впоследствии влияние на Эпикура.
Демокрит занимался вскрытием трупов животных, проводил медицинские наблюдения и написал ряд не дошедших до нашего времени трудов анатомо-физиологического содержания, а также работы о пульсе, воспалении, лихорадке, бешенстве. Демокрит полагал, что основной фактор сохранения здоровья — рациональный образ жизни (диететика): режим, предусматривающий раннее пробуждение, физические упражнения, рациональное сочетание труда и отдыха, физического и умственного труда. невозмутимость, умеренность и т.д. «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, — писал он, — а не знают, что сами имеют в своем распоряжении средства к этому».
Идеалистическое направление древнегреческой философии получило развитие в учении Платона (428 или 427—348 или 347 гг. до н.э.), стремившегося на основе синтеза учений своих предшественников (пифагорейцев, Гераклита и др.) и учения о совершенном разуме Сократа (5 в. до н.э.) осмыслить изменчивый и множественный мир явлений как всеобъемлющее единство бытия. Согласно учению Платона, идеи — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи — подобия и отражения идей; познание — воспоминание души об идеях, которые она созерцала до соединения с телом. Платон считал душу независимой от тела, бессмертной и нематериальной сущностью. В то же время он допускал существование других смертных душ, управляющих различными функциями организма. В частности, он различал мыслящую (интеллектуальную) душу, располагающуюся в мозге и управляющую высшими мыслительными способностями и органами чувств; чувствующую душу, находящуюся между диафрагмой и шеей, центр смелости и гнева, пребывающий в сердце; животную душу, управляющую питанием организма и располагающуюся в брюшной полости вместе с печенью и кишечником. Здоровье и болезнь, по Платону, определяются нематериальным, потусторонним началом — пневмой, проникающей в организм вместе с вдыхаемым воздухом. Это положение, по-видимому, восходит к аналогичным представлениям древних египтян и перекликается с естественнонаучными воззрениями Алкмеона. Содержание патологии Платона составляли превращения пневмы в организме, ее влияние на отдельные органы («Тимей» и другие произведения). Являясь носителем общественных взглядов афинской аристократии, Платон в своем произведении «Законы» предлагал установить различные системы лечения: для рабовладельцев — научную философскую систему медицины, для рабов — ненаучную знахарскую; врачей он также делил на две резко различающиеся категории — для рабовладельцев и для рабов.
Вершиной древнегреческой философской мысли явились работы Аристотеля. Развив положение о четырех основных принципах бытия (форма, материя, действующая причина и цель), детально изучив и систематизировав фактические знания о человеке, животных и растениях, он создал учение об органической целесообразности. «Природа, — писал Аристотель, — производит все ради чего-нибудь...» В фактах органического развития он видел закономерный процесс, обусловленный внутренне присущими живым телам особенностями их строения. Телеологическая направленность интерпретации Аристотелем целесообразности процессов, происходивших в природе, закрывала путь для ее объяснения с помощью материальных причин. Эту сторону учения Аристотеля использовали средневековые схоласты, утверждая, что целесообразность природы можно постичь, лишь признав существование сверхприродного существа, т.е. бога, сотворившего мир и определившего цели всего сущего в нем.
В работах Аристотеля встречаются высказывания, относящиеся непосредственно к медицине. В частности, он ввел термин «аорта», описал легочную артерию, обосновал понятие «гниение», которое долгое время господствовало в М. (вытеснено учением об инфекции). Учение Аристотеля о биологической целесообразности, в т.ч. о взаимодействии органов в организме, а также о жизни и развитии организма как о процессе целеустремленного движения к форме, оказало влияние на медико-биологические взгляды Галена, а через него на всю М. средних веков.
Эмпирическое направление древнегреческой М. известно главным образом по трудам, приписываемым Гиппократу и объединенным в «Сборник Гиппократа», который много раз переиздавался и был переведен на ряд языков. Установлено, что в этот сборник вошли произведения не только Гиппократа, но и других врачей, частично представлявших другие направления (например, школы Алкмеона Кротонского, Книдской школы и др.). Это повышает ценность сборника, давая возможность рассматривать его как собирательный труд крупнейших врачей Древней Греции во главе с Гиппократом.
Гиппократ придерживался в основном материалистических взглядов. Он учил, что «... природа тела есть точка отправления медицинского суждения». Он знал систему органов движения (кости, суставы, мышцы), что видно из применявшихся им методов лечения переломов, вывихов, растяжений. Об этом свидетельствует и использование им ортопедического станка — «скамьи Гиппократа». Объясняя процессы, происходившие в организме, авторы «Сборника Гиппократа» исходили из гуморальных представлений, согласно которым, жизнь здорового и больного организма регулируется четырьмя соками (влагами): кровью, слизью, желчью (желтой и черной). Каждому из четырех соков соответствует определенный темперамент: крови — сангвинический, слизи (флегме) — флегматический, желтой желчи — холерический, черной желчи — меланхолический. Классификация психологических типов (хотя и примитивно понимаемых) связана у древнегреческих врачей с физиологической классификацией организмов по особенностям их строения и функций. И.П. Павлов в труде об общих типах высшей нервной деятельности указал, что Гиппократ «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты». Гиппократ понимал организм как единое целое. Он писал, что болезни начинаются во всем теле. «Части служат причиной болезни одна другой... в самой маленькой части находится все то же, что в самой большой». Произведение «О священной болезни» (эпилепсии) ясно выражает материалистические взгляды Гиппократа: «... нисколько не божественное, а нечто человеческое видится мне во всем этом деле... причина этой болезни... есть мозг».
Болезни Гиппократ делил на два основных типа: болезни, свойственные всем людям в равной мере, вызываемые вдыханием вредных «миазмов» из атмосферы («эпидемии»), и болезни индивидуальные, в основе которых лежат условия жизни — питание, сон, труд и др. В его произведении «О воздухах, водах и местностях» речь идет о влиянии на здоровье внешних факторов среды, т.е. фактически о гигиене. Обращаясь к молодому врачу, Гиппократ учил его по прибытии в новый город прежде всего знакомиться с его климатом, почвой, водой, питанием и всем образом жизни населения: «... кто... хорошо узнает все эти пункты... от того не смогут укрыться ни болезни, свойственные местности, ни то, какова природа общих болезней, так что он не будет затрудняться или заблуждаться в лечении их; а это последнее обыкновенно случается, если кто,... предварительно узнавши, не поразмыслит о всех этих условиях». Ряд произведений, вошедших в «Сборник Гиппократа» («О ранах», «О вправлении суставов», «О фистулах»), и предлагаемые рациональные приемы перевязок, вытяжения, способов наложения шин и др. обнаруживают опыт участия в войнах.
Врачи Древней Греции, не располагавшие методами инструментального исследования, в совершенстве владели искусством непосредственного наблюдения больного. О врачебной наблюдательности Гиппократа свидетельствуют его образные сравнения: шум трения плевры он сравнивал с хрустением ремня, хрипы в легких — с кипением уксуса. Применявшееся им выслушивание ухом грудной клетки не получило после него достаточного развития. Принцип терапии Гиппократа, как и большинства врачей древности, — «противоположное есть лекарство для противоположного»: лечение переполнения — опорожнением, опорожнения — наполнением, переутомления — отдыхом и т.п. Наряду с использованием небольшого проверенного арсенала лекарств Гиппократ большое внимание уделял гигиене («диете»): образу жизни, окружению, питанию, сну. Большое значение придавал Гиппократ вопросам врачебной этики и поведения врачей («Клятва», «О враче» и др.). Однако считают, что Клятва Гиппократа не является оригинальным произведением: профессиональные обязательства сходного содержания встречаются в более ранних источниках Древнего Востока, в частности в древнеиндийских. Законченное литературное оформление «Клятва» получила в Александрии.
Гиппократ уделял внимание как организму больного, его «природе» (физис), так и окружающей среде. Учитывая особенности «природы» больного и придавая большое значение самоизлечению организма, Гиппократ учил врачей умело направлять эту «природу» к излечению, не насилуя организм, но и не устраняясь от вмешательства: «природа исцеляет, но лечит врач». Гиппократ учил «... перенести мудрость (философию) в медицину, а медицину в мудрость (философию)», иными словами, необходимо связывать теоретическую и практическую деятельность. В целом учение Гиппократа и врачей его школы характеризовалось «драгоценным чувством меры», которое было присуще греческому искусству и греческой диалектической философии. Основные принципы учения Гиппократа служили предупреждением против односторонних, метафизических увлечений и ошибок, которых было немало в последующем развитии медицины.
Наследие Гиппократа и его школы сыграло большую роль в развитии М. В конце 19 — начале 20 в. на почве неудовлетворенности врачей и больных узкотехническим и локалистическим направлением в М., а также под влиянием пессимистических, упадочнических философских систем возник лозунг «Назад к Гиппократу». Отвергая этот антинаучный лозунг, прогрессивная М. в то же время хранит, использует и развивает ценные стороны наследия Гиппократа, так же как и все ценное наследие прошлого.
Представители Книдской школы пытались выделить отдельные группы болезней, построить подобие нозологии и систематики болезней. Однако эти попытки не увенчались успехом. Из клинического наследия книдских врачей значительный интерес представляют работы в области гинекологии. Они проводили исследования per vaginum, чтобы установить состояние влагалища, шейки матки, используя для этой цели зонд; при опущении матки применялись теплые ароматические промывания, умели вправлять матку при ее выпадении и смещении, вводили в полость матки лекарственные средства и т.д. Из Книдской школы вышел Эразистрат, которому вместе с Герофилом — учеником Проксагора Косского — было суждено сделать выдающийся вклад в развитие М. в период эллинизма, когда в связи с походами Александра Македонского греческая культура и медицина широко распространились на Востоке.
Медицина эпохи эллинизма. Этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского до завоевания их Римом (завершилось к 30 г. до н.э.) получил название эпохи эллинизма. В середине 4 в. до н.э. началось усиление Македонии. К 346 г. до н.э. македонский царь Филипп II подчинил значительную часть материковой Греции (Фессалию, Фокиду, Халкидику, Фракийское побережье). Сын Филиппа II Александр Македонский (правил в 336—323 гг. до н.э.), разгромив персидское государство, основал огромную мировую державу, которая после его смерти распалась на несколько крупных монархических так называемых эллинистических государств во главе с диадохами — видными военачальниками македонской армии: Иранское государство Селевкидов, эллинистический Египет Птолемеев, Греко-бактрийское государство и др.
Эпоха эллинизма характеризуется взаимодействием и взаимопроникновением местных и греческих социально-политических отношений и культурных традиций. Вместе с тем эллинистическая культура не была единой для всей территории эллинистического мира. В каждой области, она формировалась как синтез наиболее устойчивых традиционных элементов местной культуры и привнесенной завоевателями, главным образом греческой культуры.
Наиболее характерная черта религиозных представлений той эпохи — синкретизм, в котором восточное наследие играло преобладающую роль. Боги греческого пантеона отождествлялись с восточными и наделялись новыми чертами, менялись формы религиозных обрядов, приобретая в ряде случаев выраженный оргиастический характер. Эллинистические цари, используя древневосточные традиции, усиленно насаждали культ царя.
Комментарии
Проездом из Венеции 2017.08.26 10:42
???? 2017.07.26 17:43
Аврора 2017.01.10 07:23
савиных м.и., новокузнецк 2007.11.04 06:08
Смотреть все комментарии - 4
Ваш комментарий