Восприятие и запоминание речи в период естественного сна с помощью самовнушения
А.С. Ромен, Алма-Ата, 1971 г.
Изучение восприятия и запоминания речи в период естественного сна является одним из актуальных вопросов целого ряда исследований, посвященных поиску способов увеличения суточной активной деятельности человека и связанных, в частности, с необходимостью усвоить большее количество информации. Активная научная разработка этой темы начата в 40-х годах XX века и связана в первую очередь с исследованиями, проведенными А. М. Свядощем. В настоящее время в СССР указанной проблемой активно занимается группа научных коллективов.
В последнее время в связи с расширением путей психотерапевтического воздействия появились и специальные работы, посвященные, никтосуггестии – внушению во время ночного сна. В частности, А. М. Свядощ считает, что задачи гипнопедии и никтосуггестии различны, так как при лечении внушением во время сна умение воспроизвести воспринятое не требуется, а опыт гипнотерапии показывает, что внушение действует даже более сильно тогда, когда по пробуждении наступает амнезия внушенного.
Соответствующие исследования и были проведены нами в 1960 г. Некоторые данные впоследствии опубликованы нами.
Характеристика состава испытуемых и методики работы. В опытах участвовало 5 здоровых испытуемых (1 мужчина и 4 женщины) . в возрасте 20—28 лет, из них 4 студента и 1 служащий. Раньше никто из них в аналогичных исследованиях не участвовал и не отмечал у себя случаев спонтанного восприятия речи в период естественного сна или способности пробуждаться в заданное время.
В начале исследования ставились контрольные опыты для угашения реакции на незнакомую обстановку и для выявления способности к восприятию и запоминанию речи в период сна без специальной подготовки. Они включали следующие серии экспериментов:
- Испытуемым в период естественного ночного сна (без предварительной подготовки) читался импровизированный рассказ или отрывок текста и наутро их просили рассказать все, что они испытывали ночью. Обычно испытуемые не помнили, что им читалось ночью, если и просыпались (особенно в первых исследованиях) от звука голоса экспериментатора, то утром сообщали лишь о своем пробуждении.
- Испытуемых будили ночью, читали им текст и просили его запомнить и рассказать утром. В этот период они осознавали, что участвуют в опыте, понимали, что читалось, нередко обещали рассказать утром все прочитанное. Наутро почти ничего не могли вспомнить из прочитанного, а иногда не помнили и сам факт пробуждения ночью. Испытуемые засыпали с вечера. Спустя 1,5 – 2 часа после того; как они заснули, на расстоянии 1,5 – 2 м. от изголовья спящего читался негромко определенный текст ровным голосом с легкими интонационными колебаниями. Утром, сразу после пробуждения, каждого из исследуемых спрашивали о ночных переживаниях.
Затем проводились основные исследования. Испытуемые проходили специальный курс аутогенной тренировки. Затем им сообщалось о цели эксперимента и предлагалось перед сном, лежа в постели, внушить себе, что все, что им будут читать ночью, они услышат и запомнят не просыпаясь. Через 2 – 3 часа после засыпания им читалось 2 – 3 рассказа с промежутками 30 мин.
– 1 час. Утром проводился детальный опрос о ночных переживаниях.Читаемый текст по сложности был нами разделен на 3 группы:
- сложный, включающий математические расчеты и цифровые данные;
- простой, включающий обычно небольшие рассказы с, конкретным образным содержанием;
- средний – смешанный.
Для удобства анализа текст был также расчленен на части. Опыты ставились неоднократно, и порядок чтения менялся. С 5 испытуемыми проведено 25 основных исследований.
Результаты исследований. Никто из испытуемых не мог без специальной самовнушенной подготовки (аутогенной тренировки) воспринять и запомнить речь во время сна. Трое испытуемых смогли «с места» (в первую же ночь) с помощью предварительно проведенного направленного самовнушения воспринять и запомнить прочитанный им ночью текст. В одном случае это возможно было выработать лишь после трехразовой подготовки (при первых опытах один из испытуемых, все же, пробуждался от сна, как только ему начинали читать текст. Только на третью ночь удалось угасить эту реакцию и добиться восприятия речи во время сна. При этом воспринятая речь часто превращалась в зрительные образы сновидений). Указанная способность была более выраженной у тех, кто смог оказать большее направленное произвольное воздействие на психофизиологические процессы организма, т.е. был лучше подготовлен в самовнушении вообще (испытуемый, выработавший способность к восприятию речи во время сна только на третью ночь,
овладел аутогенной тренировкой несколько хуже остальных). Интересно отметить, что все пять испытуемых в результате аутогенной тренировки научились произвольно изменять (повышать и понижать) температуру на руке на 2 – 3 градуса, а так же вызывать у себя состояние каталептического моста, в то время как этого не могли достигнуть испытуемые, не занимавшиеся аутогенной тренировкой и не сумевшие выработать способность к восприятию и запоминанию речи во время естественного сна.Самочувствие испытуемых наутро было хорошим, они чувствовали себя отдохнувшими, жалоб не было.
В случае конкретно – образного содержания читаемого текста он трансформировался в образные яркие зрительные переживания (сновидения), при этом испытуемые являлись активными участниками событий или пассивными наблюдателями в период своих сновидений, что зависело от содержания текста. Абстрагированная тема воспринималась часто без сопутствующих запоминающихся сновидений. В основном эксперименте исследуемые хотя и знали, что им будут что-то читать ночью, но сам процесс восприятия речи во время сна не помнили.
У 3 испытуемых воспринятый с помощью самовнушения текст трансформировался в яркие соответствующие сновидения.
Испытуемая 3., 21 год, студентка мединститута, самовнушением занимается 3 месяца, научилась изменять температуру кожи, вызывать каталептический мост. В опыте от 16/V 1960г. перед сном внушила себе восприятие речи во время сна. Ночью ей был прочитан рассказ о пребывании на морском пляже.
Наутро 3. пересказала рассказ дословно и сообщила, что испытывает такое ощущение, как будто ночью была на пляже.Особое внимание в период проведенных исследований уделялось формулам самовнушения. Одна испытуемая, например, сообщила, что в период самовнушения, проводимого на ночь, она успела вызвать только состояние покоя и мышечного расслабления и уснула. Провести направленное самовнушение о необходимости воспринять и запомнить то, что услышит во время сна, не успела и что-либо сообщить утром о рассказе, прочитанном ей ночью, не могла.
Катамнестические данные отметили, что воспринятый при помощи самовнушения в период естественного сна текст надолго сохраняется в памяти. В одном случае испытуемый через 8 лет после опыта помнил содержание того, что ему читалось во время сна, и не мог даже вкратце воспроизвести содержание ни одного из рассказов, прочитанных в тот же период при бодрствовании.
Заключение
Проведенные исследования показали возможность с помощью самовнушения воспринимать и запоминать речь во время естественного сна. При этом испытуемые обычно проводили целенаправленные самовнушения. В случае внушения себе одного только состояния покоя и релаксации прочитанный ночью текст не воспринимался.
Полученные данные, открывая еще одну сторону возможного воздействия на организм человека самовнушением, показывают и определенные пути его направленного применения в прикладных целях.
Психологический Центр "EgoLand"
Ваш комментарий