Детские параличи
У детей с наследственными болезнями обмена аминокислот в первые месяцы жизни (за исключением отдельных случаев гипервозбудимости или гиповозбудимости) отсутствуют какие-либо нарушения. Лишь в 4—5 месяцев выявляется прогрессирующая задержка психомоторного развития с преимущественным нарушением психических функций, возникают косоглазие, нистагм, тремор, судороги. Мышечная гипотония может быть выражена с рождения.
При нарушениях обмена липидов клинические признаки поражения нервной системы в отличие от церебральных параличей появляются лишь спустя 4—5 мес. после рождения (до этого развитие ребенка соответствует возрастным нормам). Ребенок начинает терять приобретенные навыки. Вначале утрачиваются психические функции, появляется гипотония, затем ребенок перестает удерживать голову, поворачиваться со спины на живот, тянуться к игрушкам. Позже присоединяются неврологические симптомы — тремор, судороги, парезы черепных нервов, косоглазие; гипотония сменяется гипертонией.
Гипотоническую форму церебрального паралича следует дифференцировать с наследственными нервно-мышечными заболеваниями. Для спинальной амиотрофии Верднига — Гоффманна (см. Амиотрофии) и врожденных миопатий характерны вялые парезы и параличи, проявляющиеся сразу после рождения или в первые месяцы жизни, отсутствие или резкое угнетение сухожильных рефлексов, выраженная мышечная гипотония. Психическое и речевое развитие нормальное. Дифференциальный диагноз облегчают электромиография и биопсия мышц.
Общим симптомом диплегической формы церебрального паралича и болезни Штрюмпелля является нижняя спастическая параплегия.
Однако двигательные нарушения при болезни Штрюмпелля возникают на более поздних этапах развития, когда ребенок уже овладел навыками сидения, стояния, ходьбы, и прогрессируют. Иногда спастичность распространяется на туловище и верхние конечности. При церебральных параличах моторное развитие нарушено с рождения.Лечение включает ЛФК и массаж, ортопедо-хирургические методы коррекции, стимуляцию речевого и психического развития, физиотерапию, лекарственное лечение, санаторно-курортное лечение, трудотерапию. Его необходимо начинать как можно раньше, т.к. мозг ребенка в первые годы жизни обладает большой пластичностью и способностью к адаптации. Лечение должно проводиться непрерывно (не курсами) в течение многих месяцев и лет до достижения максимальной компенсации дефекта и социальной адаптации ребенка. Успех лечебных мероприятий зависит от совместных усилий педиатров, невропатологов, ортопедов, логопедов, педагогов, воспитателей, психологов.
Степень компенсаторных возможностей больного в значительной мере определяется двигательными нарушениями, поэтому основу терапевтических мероприятий составляет ЛФК, включающая лечебную гимнастику. Задачи лечебной гимнастики состоят в выработке у ребенка образцов движений, способствующих нормализации мышечного тонуса, противодействию силе тяжести, сохранению равновесия тела и созданию возможности самостоятельно передвигаться, приобретать навыки самообслуживания; предупреждении формирования патологических поз, аномального мышечного тонуса и движений, развития контрактур и деформаций; обучении родителей методам ухода за ребенком и доступным лечебно-коррекционным мероприятиям.
Лечебную гимнастику, направленную на развитие возрастных навыков (абилитацию), необходимо начинать сразу после выписки из родильного дома. В раннем возрасте, когда тонус мышц и активность тонических шейных и лабиринтного рефлексов не столь высокие и ребенок еще не приобрел патологического двигательного стереотипа, легче выработать нормальные реакции выпрямления и равновесия, целенаправленные произвольные движения.
Физические упражнения могут быть активными, пассивными и рефлекторными. Начиная с рождения, нужно тренировать все виды активности, вплоть до стояния и ходьбы, стремиться моделировать динамическую последовательность движений на разных этапах развития (например, поворот на бок из положения на спине комбинировать с дальнейшим переходом в положение сидя, сидение — с вставанием на колени, а затем на ноги; положение на животе — с ползанием и др.). Уже с первых месяцев жизни при стимуляции двигательных навыков следует добиваться включения ребенка в активное поддержание позы и выполнение произвольных движений. Нужно терпеливо добиваться ответных реакций, избегая, однако, чрезмерных волевых усилий ребенка, которые способствуют нарастанию мышечного тонуса и появлению патологических содружественных реакций. Физиологичным является подсознательное выполнение ребенком желаемых движений во время игры. Многократное их повторение способствует выработке и закреплению двигательного стереотипа, превращению его в автоматизм. Тренируемые навыки целесообразно постоянно адаптировать к повседневной жизни ребенка. Для этого во время занятий в стационаре и особенно дома отрабатывают двигательные навыки одевания, умывания, еды и др. Сохранение адекватной позы головы, туловища, конечностей, умение производить целенаправленные движения способствуют правильному и своевременному развитию речи и психики, предупреждают вторичную их задержку. Ранняя выработка возрастных двигательных, речевых и психических навыков стимулирует формирование высших интегративных центров.
Пассивные движения не имеют решающего значения в лечении, однако их следует включать в комплекс упражнений, направленных на тренировку отдельных элементов целостного двигательного акта. Пассивные движения показаны детям раннего возраста, у которых произвольная двигательная активность еще недостаточно развита, а также больным с ограничением объема движений. Пассивные движения способствуют выработке кинестетических и зрительных ощущений схемы движения, тормозят содружественные реакции, предупреждают развитие контрактур, стимулируют выработку изолированных и реципрокных движений. Пассивные движения следует повторять многократно в течение дня, фиксируя внимание больного на их выполнении. Как только ребенок будет способен выполнить хотя бы часть движения, переходят к пассивно-активной гимнастике. Например, больной начинает движение тыльного сгибания в лучезапястном суставе, а методист заканчивает это движение, или методист начинает поворот туловища со спины на живот, производя ротацию таза и доводя туловище до бокового положения, а поворот на живот ребенок производит сам.
Детям первых трех — четырех месяцев жизни показаны также рефлекторные гимнастические упражнения, включающие в движение при вызывании врожденных безусловных рефлексов определенные группы мышц. Так, врожденный хватательный рефлекс используют для стимуляции мышц кисти, рефлекторное ползание — при слабости мышц нижних конечностей, рефлекс опоры — для тренировки вертикальной установки тела.
Лечебная гимнастика предполагает и выработку правильной позы ребенка. Голове, туловищу и конечностям новорожденного придают физиологическое положение с помощью специальных приемов и фиксирующих приспособлений (валики, лонгеты, шины, туторы, корсеты, аппараты и др.). Позу многократно меняют в течение дня. Фиксирующие приспособления не должны ограничивать двигательную активность ребенка.
В положении на спине (при наличии запрокидывания головы и переразгибания туловища) ребенку придают сгибательную позу: голову слегка сгибают, подкладывая под нее подушечку, или кладут ребенка на мягкий прогибающийся матрасик, плавательный круг. В этом положении уменьшается активность тонических рефлексов, увеличиваются двигательные возможности конечностей. При постоянном тоническом повороте головы в сторону ее положение исправляют, укладывая между валиками.
При аддукторном мышечном спазме бедер у грудных детей применяют специальное пеленание, шинки-штанишки; родителям рекомендуют укладывать детей в специальные приспособления, способствующие отведению и наружной ротации бедер ребенка. Когда дети начинают сидеть, в положении сидя между бедрами рекомендуется делать распорку в виде клина, валика, мешочка с песком, чтобы ноги находились в состоянии отведения. Это предупреждает в дальнейшем развитие патологической позы с перекрещенными ногами и позы ножниц.
Патологическая поза в положении на животе может быть выражена избыточной флексией, асимметрией положения головы, туловища и конечностей. С целью коррекции этой позы под грудь ребенка помещают валик или кладут ребенка лицом вниз на колени взрослого либо удерживают его на руках, придавая разгибательную позу. Для стабилизации тазового пояса и снижения сгибательной активности в ногах применяют ремни, перекидные грузы, прижимающие газ к поверхности стола и фиксирующие ноги в положении разгибания, отведения и наружной ротации. Для профилактики аддукторного спазма в положении на животе можно также попеременно фиксировать стопу одной ноги к колену другой.
В положении сидя патологическая поза выражается в чрезмерном сгибании туловища вперед, что формирует тотальный кифоз позвоночника. Для коррекции этой позы подбирают стул определенной высоты с сиденьем нужной ширины и длины. Ребенка фиксируют к стулу ремнями в области грудной клетки и бедер, между бедрами помещают специальный клин. Следует усаживать ребенка верхом, например на бревно, игрушечную лошадку, надувные игрушки, при этом стопы обязательно должны находиться на опоре в срединном положении или легком тыльном сгибании. Отклонение головы назад можно предупредить, создав упор в высокую спинку стула.
В положении стоя могут возникать патологические позы сгибания туловища и конечностей (поза оседания), приведения и внутренней ротации бедер. При стоянии ребенка масса его тела должна равномерно распределяться на обе ноги. Для облегчения выпрямления спины, согнутых бедер и отведения ног ребенок сам или с помощью взрослых должен поднять и завести за голову руки, ротированные кнаружи. Если он не может корригировать патологические позы самостоятельно, применяют различные ортопедические приспособления, обеспечивающие фиксацию коленных и голеностопных суставов, разведение бедер, выпрямление спины, равномерную опору на ноги. С целью профилактики формирования патологических поз при ходьбе ребенка обучают равномерному распределению нагрузки на обе стопы и правильному перемещению центра тяжести. При невозможности сделать это самостоятельно используют специальные опорные приспособления (канадские палочки, каталки, канат и др.), а также ортопедические аппараты и обувь.
При стойкой тенденции к патологической позе кисти (сжата в кулак, пронирована, отведена кнаружи, большой палец прижат к ладони) применяют съемные шины и лонгеты.
Уже в период новорожденности следует начинать упражнения лечебной гимнастики, тренирующие реакции выпрямления и равновесия, в той последовательности, которая соответствует онтогенетической. В положении на спине вырабатывают умение приподнимать голову, поворачивать ее в стороны. Это необходимо для формирования поворотов туловища со спины на бок и на живот, способности самостоятельно садиться, активного контакта с окружающим. Стимулируя подъем головы, следят, чтобы руки были разогнуты и супинированы, бедра отведены в наружной ротации. Для закрепления рефлексов контроля положения головы применяют упражнения с тракцией за кисть или предплечья, приподнимают тело ребенка, затем медленно отклоняют назад и в сторону. У детей старшего возраста активный подъем головы облегчается благодаря опоре (самостоятельно или с помощью методиста) на локти. Повороты на бок и на живот стимулируют подъем головы, облегчают приведение рук к средней линии. Важно, что в положении на боку ребенок видит свои руки, а это способствует выработке руко-ротовых движений и зрительно-моторной координации.
Вращательные движения туловища необходимы также для поддерживания равновесия тела и являются первоначальной ступенью ползания и ходьбы.Положение на животе используют для развития реакций выпрямления, преодоления силы земного притяжения и перехода в вертикальную позу. Вначале тренируют установку головы в срединное положение, затем вырабатывают способность к удержанию головы, разгибанию верхнего отдела позвоночника. Упражнения можно проводить на мяче. При этом уменьшается флексорная спастичность рук, появляется возможность опоры вначале на предплечья, а затем на кисти. Поза с опорой на предплечья стимулирует движения в ногах, сначала в проксимальных, а затем в дистальных отделах; опора на кисти способствует формированию движений ползания на четвереньках. При выработке опорной функции рук параллельно тренируют реакции равновесия путем переноса тяжести тела с одной руки на другую, а также подталкивая ребенка из стороны в сторону и спереди назад. Ползание вырабатывают вначале с опорой на предплечья, затем на кисти (на четвереньках). Рефлекторное ползание активизирует выпрямляющие рефлексы туловища, гладкие мышцы внутренних органов.
Если ребенок научился поднимать, опускать и поворачивать голову, переносить центр тяжести с одной руки на другую при опоре на предплечья и кисти, можно начинать обучать его стоянию на четвереньках, опираясь на раскрытые кисти и на колени, затем на одну руку и ногу, вырабатывать реакции равновесия. Удержание таких поз затруднено. Так, при движении туловища вперед возможна потеря опорной функции рук с одновременным разгибанием ног и, наоборот, при смещении центра тяжести назад — сгибательная реакция ног. Поэтому каждую позу и ее изменение отрабатывают при одновременном контроле положения головы. Далее тренируют ползание на четвереньках. В позе на четвереньках ребенка обучают изолированным движениям головой, руками, ногами.
Важным этапом двигательного развития является овладевание навыками самостоятельного сидения, что требует хорошего контроля положения головы, наличия реакций выпрямления туловища и равновесия, защитной реакции рук. Тренировку начинают в первые месяцы жизни, периодически (5—7 раз в день) придавая ребенку сидячую позу посредством одновременной поддержки под мышки, за туловище, плечи и таз. Можно также удерживать ребенка в позе сидя, взяв его за разведенные бедра. Супина должна быть выпрямлена, ноги разведены. Можно одновременно покачивать ребенка из стороны в сторону, вперед и назад, тренируя реакции равновесия.
Способность самостоятельно сесть вырабатывают затем путем перехода в сидячее положение после поворота на бок, на следующем этапе — прямо из положения на спине.
Этапом подготовки к самостоятельному стоянию и ходьбе является вставание на колени. Тренировка ходьбы на коленях закрепляет реципрокную иннервацию мышц конечностей, необходимую для вертикальной ходьбы. Упражнения на равновесие в позе на коленях проводят на батуте, наклонной плоскости; конечная цель — научить больного ходить на коленях с поддержкой или самостоятельно. Детей с гиперкинезами следует обучать ходьбе на коленях с заведенными за голову руками (что способствует ослаблению непроизвольных движений). На следующем этапе ребенок учится вставать на ноги из положений сидя на стуле, сидя на корточках, стоя на коленях, стоя на одном колене. При вставании для тренировки реакции равновесия ребенок может держаться за канат.
Выработка вертикальной позы предусматривает равномерную опору на стопы и сохранение равновесия тела. Детей учат переносить массу тела с одной ноги на другую, приседать, вставать свободно или держась за канат, вставать со стульчиков различной высоты или самостоятельно вставать поочередно на каждую ногу из положения на коленях, держась за канат. Усвоение этих движений является подготовкой к самостоятельной ходьбе без вспомогательных средств. Стабилизации позы стояния способствуют наклоны туловища вперед, в стороны, упражнения на наклонной плоскости и на батуте
В процессе обучения ходьбе ребенок сначала держится за руки взрослого, канат, параллельные брусья, раму, костыли, канадские палочки. Детям с атаксией, гиперкинезом и выраженной пропульсией целесообразно использовать при ходьбе утяжеленные тележки, которые они толкают перед собой. Длительное применение вспомогательных средств при ходьбе развивает страх падения без опоры, поэтому следует быстрее переходить к тренировке ходьбы без страхующих приспособлений. При гиперкинезах во время обучения ходьбе используют тяжелую обувь, утяжеленные куртку и брюки, хождение с лямками на вожжах и др. Ротационные движения головы можно уменьшить с помощью плотного, а иногда и утяжеленного ворота. Для детей с гиперкинезом целесообразно включать в комплекс упражнений перенос или перекат утяжеленных предметов, растягивание резиновых бинтов. Для подавления патологических синкинезий рук при ходьбе ребенку рекомендуют смыкать вытянутые вперед руки в «замок» или удерживать в них палку. Для закрепления акта ходьбы используют различные игры, улучшающие равновесие и координацию движений, способствующие закреплению их автоматизма.
Формирование общей моторики тесно связано с развитием движений рук. Руки принимают участие в становлении реакций выпрямления и равновесия, в поддержании и изменении позы. Способность к схватыванию предметов, действию с ними помогает правильному восприятию мира и оказывает влияние на развитие высшей нервной деятельности. Движения рук являются одним из факторов формирования речи. Опорную, хватательную, защитную функции рук тренируют во всех положениях тела; при этом необходимо следить, чтобы голова, туловище и конечности находились в правильном физиологическом положении. При тяжелых формах патологии важно добиваться любого результата движения, даже выполняемого с усилением патологических тонических рефлексов. Ребенок всегда должен видеть свои руки и предмет, который он должен взять. Стремление дотянуться и схватить предмет начинают тренировать с периода новорожденности. В первые месяцы жизни еще до исчезновения рефлекторного схватывания располагают свое лицо близко к рукам ребенка, чтобы он тянулся к лицу или висящим на шее ярким предметам, ощупывал их, сначала пассивно с помощью рук взрослого, а затем активно. В положении на боку ребенку легче играть двумя руками, касаться своего лица. В руки ребенка вкладывают предметы, помогают поднести их ко рту. Предметы должны быть различными по форме, величине, фактуре. Тренируют схватывание одежды во время одевания, ощупывание губки во время мытья, ложки во время еды и др.
Ваш комментарий