Праксис
Праксис (греч. praxis действие) — способность к выполнению целенаправленных двигательных актов.
В формировании динамического стереотипа и двигательного навыка, составляющих основу П., ведущая роль принадлежит премоторнолобным зонам коры большого мозга, с деятельностью которых связана возможность последовательного синтеза — объединения отдельных двигательных импульсов в целые «кинетические структуры», которые в результате упражнений автоматизируются и обеспечивают динамическую организацию сложных движений и двигательных навыков. При поражении этих отделов коры головного мозга возникает динамическая моторная апраксия, основным проявлением которой является нарушение двигательных навыков при отсутствии параличей и парезов.
Для того чтобы системы, обеспечивающие П., функционировали как единый саморегулирующийся механизм, необходима сохранность кинестетической (афферентной) основы движений. Для управления движением необходим контроль за положением исполнительных органов.
При поражении теменной доли мозга и постцентральных отделов коры левого полушария возникают нарушения, называемые «апраксия позы», или «афферентная кинестетическая апраксия», главным нарушением при которой является неумение произвольно придать определенную позу кисти, руке, языку, губам.Методы исследования П. включают ряд заданий, предъявляемых при неврологическом и нейропсихологическом обследовании. Для выявления зрительно-пространственной или конструктивной апраксии предлагаются задания на различение правой и левой стороны у себя и напротив сидящего собеседника,
сложение фигур из палочек, рисование лица человека, изображение циферблата часов с определенным положением стрелок, ориентировку в географической карте, графическое изображение букв, а также задания на понимание предлогов и сложных логико-грамматических структур, счетные операции, особенно на вычитание двузначных чисел. Для выявления моторной (эфферентной) апраксии предлагаются задания на выполнение привычных автоматизированных действий (причесывание, застегивание пуговиц, завязывание шнурков и др.). Больной должен показать, как размешивают сахар в стакане, произвести серию чередующихся движений руками, лицевой и оральной мускулатурой. Для выявления афферентной апраксии даются задания на придание определенных положений руке, языку, губам.
Библиогр.: Бадалян Л.О. Детская неврология, М., 1984; Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1966; Лурия А.Р. Основы нейропсихологии, М., 1973.
Ваш комментарий