Выживание в экстремальной ситуации
Выживание в экстремальной ситуации. Во время походов люди длительное время пребывают в среде, резко отличающейся от привычной, могут попасть в экстремальные ситуации, вызванные пониженной или высокой температурой, лавинами, паводками на реках, обильными осадками и т.д. В практике туризма наиболее вероятны аварийные ситуации, связанные с потерей ориентировки; утратой группового или индивидуального снаряжения в результате пожара, схода лавины, пурги, непродуманных переправ через водные преграды и тому подобными причинами; непреднамеренным разделением группы или потерей одного или нескольких участников похода; резким ухудшением погодных условий и как результат этого недостаточной эффективностью взятого снаряжения, невозможностью его эксплуатации; утратой, перерасходом или порчей продуктов питания, угрожающими группе голодом; гибелью транспортного средства (плота, мотонарт и т.д.).
Статистика показывает, что возникновение аварийной ситуации в походе в большинстве случаев является следствием неправильных действий самих туристов как в период подготовки похода (необоснованное завышение возможностей группы, неправильно выбранные маршрут или время похода, случайный подбор участников группы, недостаточная экипировка или использование недоброкачественного группового и индивидуального снаряжения и т.п.), так и ошибок, допущенных непосредственно на маршруте. Лишь незначительная часть аварий возникает из-за объективных, не зависящих от туристов причин, например, когда группа попадает в зону стихийного бедствия — пожара, наводнения, урагана, землетрясения. От несчастного случая аварийная ситуация отличается тем, что в критическом положении, угрожающем самой жизни, оказываются не один-два пострадавших, а вся группа.
В период подготовки похода необходимо тщательно проанализировать маршрут с точки зрения обеспечения безопасности. Для этого с помощью специальной литературы следует ознакомиться с географическими, климатическими, рельефными особенностями района путешествия, расспросить туристов, ранее бывавших в данной местности и знающих специфические опасности маршрута, при необходимости списаться с местным туристическим клубом.
Исходя из полученных сведений, надо выявить наиболее вероятные, а желательно и маловероятные стечения обстоятельств, ведущих к возникновению аварии. Для каждого предполагаемого аварийного случая необходимо определить оптимальные варианты действий и довести их до сведения всех участников похода, при необходимости провести соответствующую тренировку. При «проигрывании» возможных случайностей нужно исходить из худшего. Надеяться на везение, на авось — значит сознательно подвергать неоправданному риску свою жизнь и жизни товарищей.
При проведении походов повышенной сложности группа должна иметь аварийные наборы, комплекты, неприкосновенный запас (НЗ). Укомплектовать аварийные наборы надо заранее, исходя из конкретных условий похода, местности, времени года, количества участников. Все предметы, входящие в набор, должны быть опробованы на практике, многократно проверены, при необходимости продублированы. Каждый предмет по возможности должен обладать многофункциональностью использования. Например, с помощью куска полиэтилена можно добыть в пустыне воду, защититься от ветра и осадков, обернуть им спальный мешок при переправе через реку и т.д. Предметы набора должны быть герметично упакованы в водонепроницаемый, яркого цвета материал. Желательно, чтобы набор обладал самостоятельной плавучестью, был предельно компактным и весил не более 0,5—1 кг.
В комплект обязательно должны входить предметы, предположительно необходимые в данной климатогеографической зоне: в пустыне — солнцезащитный тент и полиэтиленовые конденсаторы, в зимней тайге — полиэтиленовый бивачный мешок, сухое горючее, лучковая или десантная пила, в тундре — пила-ножовка.
В любой климатогеографической зоне пригодятся следующие предметы: двойное сигнальное зеркало (сигнал бедствия, поданный таким зеркалом в солнечную погоду или в полнолуние, может быть принят за 20—25, а в некоторых случаях за 40 километров); несколько сигнальных патронов двойного действия для подачи ночного (малиновое пламя) и дневного (оранжевый дым) сигналов бедствия; три десятка охотничьих спичек с боковой стенкой от спичечного коробка (в ту же коробку следует уложить несколько кремней для зажигалок, с помощью которых можно добыть огонь); огарок свечи или несколько таблеток сухого горючего для разведения костров и обогрева снежных убежищ; свисток для аварийной и внутригрупповой сигнализации; большой нож-мачете в жестких или кожаных ножнах, который можно использовать и как нож, и как универсальный инструмент — топор, лопату, острогу, снеговой нож; компас, желательно жидкостный, плоский с небольшой линзой; кусок плотной фольги, с помощью которого можно подать сигнал бедствия, поджарить дичь, вскипятить, как в плоской кастрюльке, чай; резинка, чтобы сделать рогатку для добывания мелкой дичи, птицы, ящериц; несколько металлических гарпунов для изготовления острог, стрел для охотничьих луков: тонкая проволока и леска для охотничьих силков и ловушек; десяток ярко-красных воздушных шаров, которые могут использоваться для герметизации вещей, переноса воды, организации переправ через реки, подачи сигналов бедствия; рыболовный набор — крючки, лески, грузила, различная искусственная наживка; несколько намагниченных иголок, с помеченным краской северным концом, которые, кроме прямого назначения, можно использовать для изготовления самодельных компасов: аварийный набор медикаментов (походная аптечка первой помощи).
Аварийные комплекты и неприкосновенный запас продуктов следует переносить в специальном «аварийном» или «штабном» рюкзаке в середине передвигающейся группы. В случае возникновения чрезвычайной ситуации этот рюкзак спасают и эвакуируют из опасной зоны в первую очередь. В некоторых случаях имеет смысл аварийный комплект продублировать и переносить в двух удаленных друг от друга рюкзаках.
Кроме общего аварийного комплекта, каждый участник похода должен иметь индивидуальный спасательный набор — спички, 8—10-сантиметровый обрезок свечи, фольгу и другие средства в зависимости от конкретных условий похода. Например, в приполярных маршрутах — длинный нож или пилу-ножовку в чехле, предназначенные для строительства снежных убежищ, в пустыне — 1,5 м2 светлого материала и два-три полиэтиленовых мешка.
Индивидуальный набор нельзя переносить в рюкзаке, лучше зашить его во внутренний карман штормового костюма. Все боящиеся влаги предметы необходимо заключить в герметичную упаковку. Например, спички, предварительно обернутые промасленной бумагой, заключают в два-три отдельно завязанных воздушных шара. Но лучше по две-три спички запаять между листами толстого полиэтилена и туда же заплавить несколько боковых стенок от спичечных коробков.
Для аварийных условий характерны в первую очередь травмы. К ним относятся различные раны, переломы, вывихи, ожоги и другие повреждения, полученные в результате стихийного бедствия, нападения хищных животных (см.
Укус животного), падения с высоты, неосторожного обращения с холодным и огнестрельным оружием, огнем.В условиях нехватки лекарственных средств и отсутствия квалифицированной медицинской помощи лечение пострадавших крайне затруднено, а порой невозможно. Поэтому при аварии (как, впрочем, и в нормально протекающем походе) следует соблюдать особую осторожность при обращении с оружием, топорами, пилами, колющими и режущими предметами, при разведении костров, заготовке дров, прохождении сложных участков местности. Любая травма, в обычных условиях чреватая лишь прекращением похода, в аварийной ситуации может обернуться гибелью пострадавшего и даже всей группы.
Спецификой климатогеографических условий места аварии могут быть обусловлены различные патологические состояния. В пустынной и полупустынной зонах летом это могут быть тепловые и солнечные удары (см. Перегревание организма), обезвоживание, ожоги кожи и т.п.; в полярной зоне зимой — переохлаждение организма, отморожения, снежная слепота; в горах — горная болезнь.
В подобных случаях основная помощь пострадавшему заключается в устранении или ослаблении воздействия на организм факторов, провоцирующих возникновение и развитие болезни. Например, при аварии в пустыне надо ослабить воздействие на человека солнечного излучения, соорудив солнцезащитный тент, в тундре защитить от холода, построив снежное убежище, и т.п. При подготовке к походу необходимо учитывать «медицинскую» специфику местности.
В походе возможны отравления недоброкачественной пищей, ядовитыми растениями, грибами, рыбой или морскими животными, укусы ядовитых змей и паукообразных, отравление угарным газом (например, при горении в снежном убежище примусов, самодельных жировых ламп), паразитарные и инфекционные болезни, вызванные контактированием с зараженными животными. Риск отравления многократно возрастает в аварийной ситуации, когда дары природы становятся зачастую единственной пищей. Чтобы избежать этого, нужно уметь отличать ядовитые виды растений, грибов, рыб от съедобных и не употреблять в пищу сомнительные продукты.
В походе могут возникать болезни, возможны и обострения хронических заболеваний. Больному по возможности надо обеспечить щадящий режим и нормальное питание, чтобы приостановить развитие болезни. В тяжелых случаях (острый аппендицит, прободная язва желудка или двенадцатиперстной кишки и т.п.) единственная реальная возможность спасти человека — экстренно доставить его в лечебное учреждение, что в аварийной ситуации крайне сложно. В экстремальных условиях возможны также различные нервно-психические расстройства и острые психические заболевания.
При наличии в группе тяжелобольного необходимо организовать за ним постоянный уход и наблюдение, для чего назначают одного или нескольких дежурных. Контакт больного с прочими участниками группы желательно свести к минимуму, т.к. наблюдение за развитием болезни, особенно в ее тяжелых фазах, провоцирует у людей упадническое настроение. Недопустимо возле больного вести разговоры, касающиеся его состояния и положения группы, обсуждать свои предположительные действия.
Находящиеся в распоряжении аварийной группы медицинские средства следует расходовать экономно.
При лечении легких повреждений надо стараться обходиться подручными средствами, сберегая основные медикаменты для более тяжелых случаев. Желательно широко использовать произрастающие в данной местности лекарственные растения. В любой географической зоне можно отыскать растения, которые с успехом заменят перевязочный материал и кровоостанавливающие препараты. Например, мох, свежесрезанная кора липы, кедра, мелко надранная береста, осока широколистная и т.д. Перед походом необходимо ознакомиться с наиболее полезными растениями, а еще лучше составить краткую памятку с их изображением и описанием.Каждый турист независимо от планируемого маршрута, его сроков и географической зоны проведения должен быть готов к возникновению аварийной ситуации. Моральная готовность подразумевает в первую очередь знание каждым участником группы своих конкретных действий в начальный период развития аварии. Такое знание можно условно разделить на две составные части. Во-первых, знать, что предпринять для своего спасения согласно заранее разработанному плану. Во-вторых, знать, как правильно, с наибольшей эффективностью использовать имеющиеся индивидуальные и групповые средства спасения.
В чрезвычайных обстоятельствах очень важно сохранить максимум хладнокровия, отстраниться от «личного» страха, оценить обстановку в целом, наметить наиболее безопасную линию поведения. Достигается это обучением действию в условиях аварии. Желательно выработать своеобразный условный рефлекс на опасность.
Очень часто опытные туристы, вспоминая об аварии, говорят, что действовали «бессознательно». Но это бессознательность кажущаяся. В ее основе — знания, опыт многочисленных походов, тренировок, разборов чрезвычайных ситуаций, личное участие в мелких происшествиях. Правильные действия «записаны» в подсознании опытного туриста. И наоборот, нерешительность, растерянность объясняются, как правило, элементарной туристской безграмотностью. Не зная, что предпринять для своего спасения, человек впадает в оцепенение или панику, впоследствии сменяющиеся отчаянием, чувством обреченности. К примеру, опытный турист на крик «Камень!» мгновенно прижмется к скале, а новичок замрет или станет задирать голову, силясь увидеть, откуда исходит угроза. Поэтому желательно заранее составить план действий на каждый случай аварии и провести несколько тренировок, чтобы закрепить полученную информацию, так сказать, в мышцах.
При кратковременной внешней угрозе человек действует на чувственном уровне, подчиняясь инстинкту самосохранения: отскакивает от падающего дерева, цепляется при падении за неподвижные предметы, пытается держаться на поверхности воды при угрозе утопления. О какой-либо воле к жизни в этих и подобных им случаях говорить не приходится.
Другое дело — долговременное выживание. В условиях аварийной ситуации рано или поздно наступает критический момент, когда непомерные физические и психические нагрузки, кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю. Человеком овладевает пассивность, безразличие. Его уже не пугают возможные трагические последствия непродуманных ночевок, рискованных переправ и т.п. Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов сил, не использовав запасы продовольствия.
Выживание, основанное только на биологических законах самосохранения, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические поведенческие реакции. Желание выжить должно быть осознанным и целенаправленным.
Можно назвать это волей к жизни. Любое умение и знание приемов выживания, наличие любого количества аварийного снаряжения становятся бессмысленными, если человек смирился с судьбой. Долговременное выживание обеспечивается не стихийным желанием «Я не хочу умирать!», а поставленной целью «Я должен выжить!».Желание выжить должно диктоваться не инстинктом, а осознанной необходимостью. К сожалению, известно немало случаев, когда после аварии люди пассивно ожидали помощи со стороны, не предпринимая никаких действий для защиты от неблагоприятных климатических факторов, для облегчения их поисков. Безволие принимало формы бездействия, а оно, в свою очередь, усугубляло развивающуюся депрессию. Надо стремиться обеспечить посильной работой каждого человека. Бездействие, особенно вынужденное ожидание, угнетают людей. Недопустимо вести пессимистические разговоры. Наоборот, следует всячески поощрять оптимизм, рассказы о стойкости людей, о случаях благополучного исхода чрезвычайных происшествий. Но и нельзя излишне обнадеживать людей, провоцировать ложное бодрячество. Крайне опасно в аварийной ситуации анализировать обстоятельства, приведшие к аварии, действия людей, тем более искать или наказывать виновных!
Очень важно не идти на поводу у собственной усталости, не откладывать дела «на завтра», «на потом». Следует проявлять максимум силы воли, чтобы сделать то, что делать не хочется. В аварийной ситуации «завтрашнего дня» может не быть. Из подобных мелких волевых решений складывается такое понятие, как «воля к жизни», обеспечивающее длительное выживание.
Основа выживания — прочные знания в самых различных областях, начиная с астрономии и медицины и кончая рецептурой приготовления блюд из гусениц. Отсутствие необходимых знаний не могут подменить ни энтузиазм, ни физическая выносливость, ни даже наличие запасов продуктов и аварийного снаряжения. Коробок спичек не спасет от замерзания, если человек не знает, как правильно развести костер под дождем. Риск попадания в лавину возрастает многократно, если не знать правил преодоления лавиноопасных участков. Неправильно оказанная первая помощь лишь усугубит состояние пострадавшего.
Приемы выживания в каждой климатогеографической зоне различны. То, что можно и должно делать в тайге, недопустимо в пустыне, и наоборот. В аварийной ситуации следует внести в общую «копилку» знаний любую имеющуюся полезную информацию. Самая незначительная «мелочь», осмысленная сообща, может оказаться полезной.
Желательно не просто знать, как вести себя в той или иной ситуации, но и уметь это делать. Когда положение станет угрожающим, поздно начинать учиться. Можно не владеть узкоспециальными приемами выживания, но, например, строить снежные убежища или добывать воду с помощью конденсаторов должен уметь каждый участник заполярного или пустынного маршрута. А умение грамотно подать сигнал бедствия, ориентироваться без компаса должно быть обязательным для всех туристов.
При овладении навыками выживания не следует разбрасываться, пытаться «проверить руками» весь объем полученной информации по тому или иному вопросу. Лучше уметь делать меньше, но хорошо. Не обязательно практически осваивать 20 типов снежных убежищ, достаточно уметь строить 3—4 убежища, различных по конструкции.
Выполнение различных работ в аварийной ситуации должно быть продуманным и коллективным. Недопустимо, чтобы каждый участник группы делал лишь то, что считает необходимым для себя в данную минуту. Следует помнить, что коллективное выживание спасает каждого, индивидуальное ведет к гибели всех.
Ваш комментарий